20_2012_5-1
Posted in Кадры
21.05.2012

«Не могу смотреть, как зарастают поля»

Что имел на старте? Имущественного пая не досталось, а земельную долю в 8,2 га пашни выделили. Продал Кочнев своего теленка и на вырученные три тысячи рублей купил четыре колеса на раме и мотор – все, что осталось от колхозного трактора МТЗ­80 в соседнем Кельдюшеве. Пришлось еще покупать капот, кабину, запчасти. Собрал трактор, покрасил – и стал он как новенький.

Из восьми гектаров Сергей засеял ячменем три, а пять сделал чистым паром. И в первый же год ячмень дал по 40 центнеров с гектара. Нет, никакого чуда на скудной чиресской земле не произошло. Просто механизатор Кочнев исключительно все делал по науке. А консультировали и помогали ему агрономы соседних хозяйств и райсельхоз­управления. Затем Сергей собрал земельные доли всех ближних и дальних родственников и начал расширяться.

– Не могу смотреть, как зарастают поля. Сердце кровью обливается! Так и хочется распахать… – говорит он.

Продавая урожай и откормленных бычков, накупил различной тягловой и прицепной техники. Все, конечно, старенькое – откуда деньжищ набрать на новое?

Новый трактор МТЗ­1221 с культиватором смог позволить себе только в 2007 году, взяв на пять лет кредит.

Кочнев занимается только зерном. Сеет ячмень, яровую и озимую пшеницу.

Из живности на дворе лишь куры, пасека в 25 пчелосемей и четыре теленка. Ухаживает за ними жена Наталья. Она всячески поддерживает в работе супруга, ведет книгу доходов и расходов. Благо, по профессии бухгалтер.

За эти годы поле фермера выросло с 300 до 500 га. Для расширения посевного клина пришлось не мелкий березняк разрабатывать, а большие деревья корчевать, по 15–20 см в диаметре. Спиливал вровень с землей, выдирал пеньки трактором так, что иногда трос рвался. Пускал плуг, он корни выворачивал, но бывало, и ломался. Все равно своего добился!

– Настрой – только вперед,  – рассказывает фермер. – Мы пойдем вплоть до Новой Слободы, где без колхоза давно все заросло. Можно двигаться и в сторону Лукояновского района, по направлению к Кельдюшеву. Там тоже заброшенных земель много. Земля 20 лет отдыхала – первые два года можно сеять и без удобрений…

А вообще­то Сергей о подкормке не забывает. Вносит по 200 кг в физическом весе сложных и азотных удобрений на гектар. Земля и воздает сторицей. Увеличивать же посевной клин заставляет не только трудолюбие фермера, не только его напористость и целеустремленность, но и суровая реальность, неумолимая экономика:

– Получить приемлемый финансовый результат можно только при большом валовом сборе. Самый доступный и реальный путь к этому – расширение посевных площадей…

Семена у фермера только элитные. Есть зерноочистительная машина, которая помогает получить хорошие семена и качественное зерно для продажи.

С реализацией зерна у фермера, как и у всех, были проблемы. Теперь весь урожай у него закупает предприниматель. В минувший сезон закупочная цена в среднем получилась по 4 рубля за килограмм. Это не очень много. Можно было продать и подороже, но возить надо самому. Поэтому цена устроила Кочнева, тем более, расчет шел без задержек.

Помогает фермер односельчанам: огороды пашет, на похороны транспорт дает, дороги зимой чистит. Дорожники в Чиресь не спешат: на фермера надеются. Сварил Сергей снегоочиститель – угловую лопату, прицепил к трактору – и вперед. Даже в соседнем колхозе в Кондрыкине дороги зимой расчищал.

Выходит, что Кочнев не просто фермер, но и сварщик, дорожник, тракторист, шофер, агроном…

Дочь Светлана в Нижнем Новгороде учится и работает. По мнению Сергея, ей можно бы пока и не работать, но разве усидит без дела дочь такого отца?! Да он молча, исключительно своим примером, воспитает любого в большом трудолюбии! Сына Олега тоже таким вырастил.

В планах Кочнева – дальнейшее расширение поля до 1000 гектаров, из металлоконструкций с тентом надо построить еще один зерносклад.

Волнует фермера вот что: налог на землю чересчур завышен.

– В сумму включают земли, которых у меня нет. Разбираться каждый раз приходится ездить не в близкий Лукоянов, а в далекий Арзамас – только там налоговая инспекция. Разберешься, докажешь правоту, а на следующий год – опять такой же повышенный налог. Снова поезжай!

И в декларации о доходах доходит до глупостей, – продолжает Сергей. – Продал два мешка зерна бабушке – укажи в отчете ее паспортные данные. Штрафами постоянно стращают и выполняют угрозы. Вовремя не представил бумажку – заплатил десятки тысяч. А уж с межеванием сколько затрат, хлопот и тягомотины – молчу…

А тут половодье бед наделало. Снесла весенняя вода плотину к дому Кочневых. На кого надеяться? Только на себя. Надо срочно восстановлением заниматься.

Трудно фермеру, но все же в конце встречи он признается:

– Деревня мне очень нравится. Как люди живут в городе? Я  там не в своей тарелке, даже ночевать у дочери никогда не остаюсь. В ночь, но уезжаю в родные Чиреси. Буду работать и жить здесь до конца дней своих…

Александр КРЫЛОВ.

Фото автора.

Большеболдинский район.