Утилизацию передать промышленности
Министерство обороны продолжает оставаться не только главным заказчиком, но и главным исполнителем работ по утилизации. Они производятся единственным доступным военным методом открытым подрывом, который отравляет экологию и заставляет беспрестанно подпрыгивать население сел и городов. А ведь правильная утилизация наукоемкий, технологичный и экологически минимально вредный процесс. Для его реализации необходимы специальные производства, контрольные процессы и технологии. Все это абсолютно не характерно для структуры оборонного ведомства.
Вопросом должны заниматься предприятия военнопромышленного комплекса. Они же существуют не только для производства изделий, но и для их правильной утилизации. Отнимая у сборочных предприятий эту функцию, Министерство обороны отнимает у них средства на существование и развитие.
В стране существует программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 20112015 годы и на период до 2020 года». Необходимо всегонавсего создать дирекцию этой федеральной программы. Вся требуемая законодательная база давно существует в стране, успешно действуют уже несколько дирекций федеральных программ.
Создание дирекции, подчиненной правительству, одним движением расставило бы все на свои места и дало возможность заниматься каждому своим делом. Министерству обороны Родину защищать, промышленности подносить патроны и утилизировать использованные.
Кроме создания дирекции программы утилизации, можно и нужно сделать еще многое. Необходимые действия можно представить на трех уровнях.
На тактическом уровне в ближайшей перспективе:
распоряжением правительства запретить утилизацию боеприпасов методом открытого подрыва, за исключением дефектных, требующих уничтожения именно таким способом;
использовать опробованную площадку выставки «Интерполитех» для последовательного расширения объема ежегодной международной конференции по утилизации в целях накопления информации по соответствующим вопросам, взяв ее под патронаж правительственного аппарата.
На оперативном уровне в среднесрочной перспективе:
обеспечить всестороннюю поддержку обмена научнотехнической информацией по технологиям утилизации внутри страны, привлечь зарубежные ресурсы, для чего обязать государственные ведомства и корпорации, причастные к работе с боеприпасами, поддерживать этот обмен на финансовом и организационном уровнях с целью отбора наиболее передовых технологий;
создать самоокупаемую систему экономического поощрения утилизации с применением технологий, максимально обеспечивающих повторное использование компонентов;
вывести из состава Министерства обороны все созданные для коммерческой деятельности структуры Рособоронконтракт, Рособоронпоставка, Федеральную службу по военнотехническому сотрудничеству, департамент ценовой политики и другие организации и передать их в прямое подчинение аппарату правительства.
На стратегическом уровне в долгосрочной перспективе:
создать на базе ВПК штатную структуру во главе с вицепремьером, которая объединит выделенные из Министерства обороны организации, будет выступать в качестве государственного заказчика по всем оборонным контрактам и обладать реальной властью как в отношении пользователей военного имущества, так и его производителейутилизаторов Роскосмоса, Росатома, Минпромторга, других. Это позволит сосердоточить в одних руках проведение ценовой политики и разом положить конец бесконечной войне Минобороны с промышленностью;
внести в Налоговый кодекс изменения, предусматривающие освобождение от налогообложения предприятий, реализующих контракты для оборонных и государственных нужд. Это позволит избежать ненужного выведения из полезного оборота до 25 процентов средств, якобы затрачиваемых сегодня на эти цели, а на самом деле бессмысленно двигающихся на холостом ходу по замкнутому кругу «бюджет предприятие налоговая служба бюджет» и теряющих в весе за счет прилипания к «стенкам труб» прокачивающих эти деньги банков.
Таким образом, сделать можно много без капитальных затрат и с ощутимой отдачей.
Олег ШУЛЬГА.
(«Независимое
военное обозрение».)