Posted in ..
15.05.2012

Вернется ли озеро?

Пропала Тосканка

Остров, окруженный со всех сторон водой, всегда поражал паломников первозданной красотой. Это единственный в Нижегородской области остров, на котором расположена святая обитель ­ Свято­Троицкий Островоезерский монастырь, возрожденный из руин.

Он был основан в XVII веке схимонахом Макарием вблизи небольшого городка Ворсмы. Местные жители уверяют, что не раз видели необычное видение ­ выходящего из воды монаха в черной одежде…

Святую обитель связывает с миром единственная дорога из дощатого настила, которую строили еще первые монахи. Вокруг спокойная гладь воды, над которой кружат чайки. Их здесь обитает около пяти видов, а уток – не менее десяти. Редкие представители флоры и фауны занесены в Красную книгу, в связи с чем Ворсменское озеро считается государственным памятником природы регионального значения и взято под охрану.

У неофициального названия озера ­ Тосканка ­ итальянский корень: прежде монастырь имел связи с итальянским купечеством. Площадь зеркала воды ­ 178 га, объем воды ­ 5 млн куб. м.

И вот это уникальное по красоте озеро оказалось под угрозой исчезновения ­ накануне первомайских праздников вода почти полностью ушла из него.

Весенний паводок разрушил часть плотины на речке Кишме, проходящей через озеро, ­ деревянные щиты, сдерживающие напор воды, просто­напросто уплыли.

…Стою на берегу Тосканки и не верю своим глазам – куда делось живописное озеро? На островках суши – мертвая рыба, высохшие водоросли и потемневшие ракушки. Тревожно кричат птицы, прилетевшие к обжитому месту. Воздух пропитан запахом болота.

­ Я скорблю, что это произошло, ­ говорит настоятельница Островоезерского монастыря матушка Иосифа. ­ Чайки улетели, уток можно пересчитать по пальцам, а их было множество. Больно смотреть на обезумевших выдр и ондатр, которым пора выводить потомство…

Куда смотрел собственник?

Плотина через речку Кишму была построена в 1971 году. Воду из озера для обновления периодически спускали. Поначалу плотину обслуживал медико­инструментальный завод имени Ленина, который впоследствии от нее отказался и передал администрации города Ворсмы.

Местные чиновники, посчитав, что ремонт плотины обойдется в копеечку, решили строить ее заново. Однако, когда проект был уже разработан, вмешалось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, заявившее о своих правах на гидротехническое сооружение. По существующей логике ­ раз объявился собственник, значит, он и должен содержать свое имущество. На деле, увы, оказалось иначе…

В прошлом году по иску павловской прокуратуры областной суд признал гидротехнические сооружения аварийными, однако ремонтные и восстановительные работы так и не были проведены. На запрос павловской администрации о передаче плотины из федеральной собственности в муниципальную был получен отказ.

­ Озеро было создано за счет плотины и регулировалось плотиной. Собственник должен был смотреть за ее состоянием, ­ убежден председатель Павловской районной организации Всероссийского общества охраны природы Юрий Табанаков. ­ Сейчас нужно давать серьезную оценку произошедшему. На месте озера осталось восемь ям карстового происхождения, заполненных водой…

А это факты из отчета в министерство по экологии и природным ресурсам Нижегородской области: «Локальная экологическая катастрофа на территории Ворсменского озера повлекла за собой гибель, сокращение численности и нарушение среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, а также гибель, изменение среды обитания водоплавающих птиц, млекопитающих, рыб, насекомых и ухудшение условий их размножения, нагула и путей миграции.

Причинен вред сельскому, водному и лесному хозяйству в пределах площадей Ворсменского озера и его охранной зоны (178 и 265 га).

Исчезла территория, используемая населением для целей оздоровления и рекреации. Озеро использовалось жителями г. Ворсмы и членами садоводческих объединений как источник водоснабжения. В связи с исчезновением озера исчез и источник воды».

Не ждать,
пока высохнет

После аварии на плотине администрация Ворсмы обратилась к собственнику с просьбой разрешить ей провести ремонтные работы, на что в письменной форме был получен утвердительный ответ.

­ Мы могли бы и раньше начать ремонт, но это государственное имущество, ­ поясняет глава Ворсменской администрации Александр Плаксин. ­ По решению суда собственник должен был провести ремонт плотины до 1 июня, но мы сами начали восстановительные работы, получив его согласие. Не ждать же, когда все высохнет.

Кстати, теперь уже собственник не против, чтобы плотина была передана на баланс муниципалитета, и подал встречный иск в областной суд.

­ Капитальный ремонт требует больших вложений, ­ продолжает Александр Борисович. ­ Сейчас мы заканчиваем восстановительные работы. Закреплены балки, будем ставить деревянные щиты, и постепенно водоем начнет наполняться водой. По словам старожилов, это произойдет за счет речки через 3­4 недели.

Кстати, минимальный ремонт плотины обойдется в сумму около 200 тысяч рублей, не говоря уже об ущербе, причиненном природе.

А что думают по этому поводу местные жители, на глазах которых обмелело уникальное озеро?

­ Уже минут 40 стою и ни одной рыбешки не поймал, раньше такого не было, ­ говорит рыбак Анатолий Коскин. ­ Последний раз воду здесь спускали, кажется, в конце 1990 х годов, укрепляли берега.

­ За плотиной следить нужно, все щиты прогнили, ­ возмущается другой рыбак, представившийся Иваном. – У нас теперь в садах вблизи озера нет воды. А рыба сейчас клюет только мелкая. Зато когда прорвало плотину, крупную ловили сетями по ночам ­ никому до этого не было дела.

Государственный памятник природы давно оказался бесхозным. Около монастыря не редкостью было появление браконьеров. Не помнится случая, чтобы им кто­то препятствовал.

Настоятельница монастыря била тревогу ­ звонила в полицию. Отважная матушка Иосифа давно борется с браконьерами, особенно в сезон охоты, когда у стен монастыря, случалось, палили в уток, ­ охота здесь запрещена.

Накануне Дня Победы в Ворсме прошел общегородской субботник по очистке берега от мусора. Но картина все равно удручающая ­ дно водоема еще сильно обнажено.

­ Может, это даже к лучшему ­ озеро обновится, а то оставшаяся вода уже тухнуть начала, ­ считает житель Ворсмы Александр, рыбак с солидным стажем. ­ Как говорится, не было бы счастья…

У председателя Павловской районной организации Всероссийского общества охраны природы Юрия Табанакова не столь радужные прогнозы.

­ Нужно ждать несколько лет, чтобы озеро восстановилось, ­ уверен он. ­ Тем более лето обещает быть жарким. Пока будет наполняться озеро, может исчезнуть речка Кишма ниже плотины. Не будет воды ­ уйдут бобры, построившие плотину вблизи Горбатова.

Настоятельница святой обители тоже считает, что последствия экологической катастрофы еще скажутся, ведь погибшие моллюски и водоросли начнут гнить.

­ Единственное, чего мы хотим, ­ чтобы озеро вернулось в прежние границы…

Кстати, сейчас многие искусственные водоемы, построенные в советское время в нашей области, остались без хозяина, за ними некому следить. И они тоже могут повторить судьбу Тосканки. Не хочется верить, что заповедное озеро исчезнет или превратится в гниющее болото…

Светлана ГУНДОРОВА.

Павловский район.

В тему

Кровь на берегу

Не исключено, что экологическая катастрофа ожидает и другое озеро Павловского района ­ в селе Грудцине.

Когда­то, по рассказам старожилов, оно было чистым и полноводным. Сейчас, заиленное и заросшее, взрослому по пояс. На единственном пятачке для купания местные жители моют мотоциклы и машины, устраивают пикники, после чего оставляют битые бутылки, пластиковую посуду, пакеты, бумагу. Все это порывами ветра уносится в воду. Те, кто живут ближе к воде, предпочитают сваливать бытовые отходы вместо контейнеров прямо в озеро.

Прошлым лето в селе побывал гость из Германии. Он был потрясен, увидев мусор вокруг красивейшего озера, и возмущен, когда на его глазах один из купающихся ребятишек с криком выскочил из воды: наступил на стекло, кровь лилась рекой.

­ У нас в стране такого быть не может, ­ сказал немец. ­ Почему вы не бережете то, что вам самим необходимо? Почему власти не предпринимают мер по сохранению такой природной жемчужины?

Вопросы остаются без ответа. Но, видимо, адекватные действия властей все же потребуются в ближайшее время: за эту весну дорога по плотине стала более узкой, чем была, и водители говорят, что в дождливую погоду проехать на улицу Озерную будет невозможно, есть риск, что машина скатится под откос. К домам не проедут ни «скорая», ни пожарные.

 

{jcomments on}