18_2012_12-2
Posted in Краевед
15.05.2012

«Всё делать дома…»

Воздухоплавательная экспозиция на выставке была одной из самых заметных и интересных. Она размещалась в специальном павильоне, спроектированном со знанием дела инженер­полковником К. Гоголевским. При павильоне был эллинг для сигнального шара. Но «эллинг» ­ слово иностранное, непривычное и еще не прижившееся, а потому хранилище шара все звали «шаровой конюшней».

Каждый день из темноты конюшни «выводили» газовый шар и поднимали его над выставкой, насколько позволял канат. Внутри оболочки шара помещалась электрическая лампа. Она начинала мигать, и посетители выставки наивно думали, что вся эта иллюминация устраивалась ради них. Но нет, шар был сугубо военный, и мигание лампы было не чем иным, как сигналами для передачи разведданных.

К корзине шара можно было еще крепить прожекторы: поднятый на высоту 200 метров, он мог освещать театр военных действий площадью 2 кв. км. Корреспондент журнала «Нива» отмечал, что при свете этого прожектора «без всякого труда можно читать книгу».

Каждый день без устали роль экскурсовода исполнял начальник команды аэронавтов штабс­капитан Александр Матвеевич Кованько. Он делал это без особых усилий, так как любил то, чем занимался. Шесть лет назад ему было поручено сформировать учебный воздухо­плавательный парк, и уже к 1896 году в русской армии существовало пять воздухоплавательных отделений: Варшавское, Осовецкое, Ивангородское, Ковенское и Новогеоргиевское. Все они были укомплектованы специалистами, прошедшими подготовку в этом учебном парке.

Александр Матвеевич Кованько был не только командиром будущих аэронавтов. Как писал он в одной из своих статей, его мечтой было «научиться делать все в России, русскими руками, из русских материалов и русских систем». Он понимал, что, широко демонстрируя полеты воздушных шаров, тем самым решал и кадровые проблемы аэронавтики, да и зарождающейся авиации.

На Нижегородской выставке полеты газовых шаров впервые увидел будущий автор «мертвой петли», в то время всего лишь девятилетний любопытствующий мальчишка Петр Нестеров. Его дочь Маргарита Петровна, до конца своих дней прожившая в родном городе, утверждала, будто бы отец говорил маме о том, что его сажали в корзину шара и поднимали на высоту. Это вполне могло быть правдой. Ведь поднимали же в воздух сына китайского вице­короля Ли Хуан Чанга. Мальчишка был счастлив, а папа, не зная что и делать от радости, наградил купца С. Рукавишникова, в доме которого останавливался, орденом Желтого Дракона.

Как бы там ни было, но пути Петра Николаевича Нестерова и Александра Матвеевича Кованько пересеклись позже. Нестеров стал его учеником. А с сыном учителя, тоже Александром, он будет служить в одном авиаотряде, и Кованько младший станет свидетелем таранного удара и гибели Петра Нестерова.

Ну а пока в Нижнем гремела медь оркестров, полоскались на ветру флаги, съезжались гости…

17 июля в 10 часов к железнодорожному вокзалу Нижнего Новгорода прибыл императорский поезд. Оркестр заиграл «Встречу». Прозвучала команда: «На караул!» Из вагона вышли императрица Александра Федоровна и император Николай II. В 16 часов они начали осмотр выставки, который продолжили и на следующий день. Очередь дошла и до аэронавтов. Капитан Кованько отдал рапорт. После этого в свободный полет ушел аэростат, в корзине которого находились поручик А. Нат и К. Боресков. Император проводил его взглядом и продолжил осмотр экспозиции.

Днем позже нижегородские газеты сообщили, что аэростат, запущенный в присутствии императора, пролетел над Нижним Новгородом и взял направление вдоль Волги. Через 2 часа 15 минут он благополучно приземлился в 60 верстах от города. При этом идущий на посадку аэростат до смерти напугал работавших в поле крестьян.

А тем временем император осмотрел «Военно­почтовую голубятню», собственность учебного воздухоплавательного парка. Из 125 пар голубей ежедневно несколько пар в зрелищных целях запускали в Москву. Птицы доставляли небольшие сообщения с новостями выставки. Император с любопытством осмотрел птиц, а вот мимо других экспонатов ­ корзин аэростатов, метеорологических приборов, паровых лебедок, повозок для транспортировки водорода, образцов газонепроницаемых тканей, аэрофотоснимков ­ прошел равнодушно. Видимо, устал от зрелищ.

В том же журнале «Нива», который мы уже цитировали, неизвест­ный корреспондент отмечал, что Нижегородская выставка наглядно показала успехи России в воздухоплавании, но на ней не было «интересных и поучительных» полетов.

Походя брошенная фраза на долгие годы перечеркнула главную идею, которую заложил в выставочную экспозицию Александр Матвеевич Кованько. Он хотел сполна воспользоваться предоставленной возможностью и получить первый опыт эксплуатации аэростатов в отрыве от основных баз. Здесь все, включая доставку материальной части, газодобывание и устройство стартовых площадок, впервые делалось на голом месте.

На выставке полеты совершались регулярно, причем свободные полеты тщательно планировались и для каждого ставилась своя задача. В воздух уходили офицеры­воздухоплаватели, которые нарабатывали опыт и учились управлять аэростатами и шарами. Позднее многие из них станут командирами воздухоплавательных частей, но будут и такие, кто посвятит себя авиационной науке. Так что о бесполезности полетов не может быть и речи. Все они без исключения были поучительными и порой опасными.

31 мая с территории выставки на аэростате поднялись военные воздухоплаватели Семковский и Биглов. Во время полета аэростат попал в снежную бурю, его сильно раскачивало. Пилоты буквально вцепились в края корзины и пытались в ней удержаться. Штормовой ветер вырвал из оболочки боковой аппендикс. Стал выходить газ. Катастрофа казалась неминуемой. Но бывает один шанс из тысячи! Случайный нисходящий поток прибил аэростат к земле. Воздухоплаватели не стали ждать следующего мгновения, чтобы снова оказаться на высоте, а дернули разрывное полотнище.

Беда поджидала поручика Биглова уже на земле: от простуды, полученной в этом полете, через несколько дней он умер.

14 августа в 14 часов был дан очередной старт. Взлет требовал большого мастерства: шар должен был резко уйти вверх, иначе он задел бы электрические провода или крыши высоких павильонов. В корзине аэростата «Надежный», объем которого составлял 640 куб. м, находился самый опытный пилот капитан Кованько. В помощники он взял подпоручика Витовтова.

При довольно тихом ветре аэростат быстро устремился вверх. Сначала его понесло на север, затем он стал все больше отклоняться на восток. К концу третьего часа полета Кованько решил посадить аппарат близ Семенова: дальше уже не было благоприятных мест для посадки ­ шли сплошные леса.

Александр Матвеевич, как отмечает пресса, мастерски посадил аэростат. Без выпуска газа из оболочки капитан уравновесил его с помощью гайдропа – каната ­ на небольшой высоте и таким образом летел на нем до тех пор, пока крестьяне из деревни Родионово не схватили гайдроп и не притянули шар к земле.

В один из летних дней 1896 года в Петербурге, Новогеоргиевске, Варшаве, Ивангороде, Осовце и Нижнем Новгороде одновременно стартовали аэростаты. Уже после анализа полученных данных председатель Воздухоплавательного отдела Русского технического общества Поморцев отметил, что «по полноте и качеству данных могли служить намеченной цели» полеты в Петербурге и Нижнем Новго­роде.

Эксперимент этот состоялся благодаря все тому же Александру Матвеевичу Кованько, который, помимо выполнения служебных обязанностей, состоял членом Русского технического общества и, где бы ни находился, всегда выступал с публичными лекциями, призывал строить «мощный воздушный флот России».

Кстати сказать, Александр Матвеевич Кованько стал первым в мире «воздухоплавательным» генералом. Вторым, после Кованько, числится итальянец Умберто Нобиле. Его­то мы хорошо знаем по полярной эпопее, когда потерпевший катастрофу дирижабль спасали наши моряки.

Генерала Александра Матвеевича Кованько вспомнит не каждый, разве что любители воздухоплавания. В начале XX века он писал:

«…Нас иностранцы хвалят и уверяют, что русские по воздухо­плаванию, особенно военному, занимают второе место в мире… Нет, неправда, у нас намечено много на бумаге, но мы отстали ужасно… никакого воздушного флота у нас нет.

Страшно подумать: двигатели выписываем из­за границы и все задумываемся, как бы переселить французов и немцев к нам, чтобы они работали у нас…

Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома…»

Вячеслав ФЕДОРОВ.