5-1-1_7
17.02.2011

Золотой диск

Экскурсию по поселку Советскому, где, собственно, и располагается основная часть племзавода, Алексей Федорович проводит как заправский гид. Вот памятник Ленину, памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны — здесь память о земляках свято хранят, несмотря на все ветры перемен. Вот комфортабельные жилые дома, которые хозяйство выстроило для своих работников. Увидели мы и школу, стоящую прямо на берегу речки с интересным названием Сундовик. Более ста своих ребят учится, еще двадцать шесть приезжают сюда из Григорова.

— Закрывать школу не собираются?

— Нет. Рождаемость не падает в последнее время. Да и учителя у нас есть — жильем они обеспечены. Жизнь учебного заведения тесно связана с жизнью хозяйства, у ребят родители трудятся на племзаводе, потому многие выпускники остаются, не уезжают.

…А вот и водонапорная башня. С ней у поселка Советского связана особая история.

— Вода, хоть и прозрачна была, и на вкус неплоха, а все-таки вреда от нее было больше, чем пользы, — слишком много извести, — вспоминает Ломаченко. — Многие страдали от холецистита, от болей в желчном пузыре. Искали нормальную скважину. И лишь в пятнадцати километрах от поселка отыскалось, что нужно. Воду по трубам пустили в поселок, но первое время люди поверить не могли и с бидончиками приходили набрать чистой воды из крана, что на водонапорной башне.

Понимает руководитель важность социальной инфраструктуры для людей: не будет ее — и потянутся люди кто куда, не удержишь.

Нет такого слова — «доярка»

От социальных проблем плавно переходим к производственным.

— Нельзя вести хозяйство на авось, — говорит Ломаченко. — Мы все тщательно рассчитываем и подсчитываем, чтобы даже в случае погодных или иных осложнений чувствовать себя уверенно. Минувший год еще раз нам напомнил о необходимости иметь запасы. Они у нас были, и потому каких-то ограничений по рациону и содержанию животных мы не вводили.

Вот и в этом году племзавод намерен тщательно заниматься кормовой базой — вместо 12 тонн семян кукурузы закуплено 16 тонн, посевные площади под кормовыми культурами будут увеличены.

За последние 10 лет сокращения поголовья в хозяйстве не было — сейчас в «Большемурашкинском» 1050 голов, в планах увеличение численности животных. Производственные показатели радуют: в хозяйстве надаивают более 9500 тонн ежедневно, и цифры эти постоянно увеличиваются. Ежесуточный привес составляет почти 700 граммов.

Постоянно идет реконструкция дворов, последний введен в эксплуатацию в декабре минувшего года.

— Мы нацелены на то, чтобы работать на современном, высокопроизводительном оборудовании, чтобы механизировать многие производственные процессы. Кстати, слова «доярка» в хозяйстве уже не существует, — с гордостью говорит Алексей Ломаченко. — Правильное название — «оператор машинного доения».

В том, что на племзаводе работают по-современному, мы смогли убедиться воочию. В хозяйстве есть немецкие кормораздатчики, посевные агрегаты, косилки, плющилки, солидный автопарк, в доильном зале импорт- ная «елочка».

Животноводы племзавода давно подметили, что музыка во время доек приводит к увеличению надоев. Животные любят и произведения Бетховена, и зарубежное диско, и инструментальные композиции. Так что диски из коллекции работников хозяйства по праву можно назвать «золотыми».

Часть техники приобретена по кредиту, но руководство сельхозпредприятия не смущает сей факт. «Раз взяли, значит, расплатимся», — говорит Ломаченко.

В числе последних приобретений «Джон Дир». Уже известно, кто будет работать на этом красавце тракторе.

— Иван Николаевич Курагин — чудесный человек, — тепло отзывается о механизаторе Ломаченко. — Какое бы ему поручение ни дали, он всегда выполнит его на отлично.

Действительно, мастер на все руки — умеет и сено заготавливать, и заниматься его прессовкой. Зимой подвозит корма, а так в поле — то на посевной, то на уборочной.

— Мысли уехать в город никогда не возникало, — говорит улыбчивый механизатор. — Хоть порой и бывает тяжело, на судьбу не жалуюсь — здесь моя родина, и жить здесь мне нравится.

Такие настроения у всех, с кем довелось общаться. Есть жилье, есть работа, да и заработная плата приличная — в среднем по хозяйству она около 10 тысяч, у многих в пределах 17? 18 тысяч, а в уборочную у механизаторов частенько и до сорока доходит.

В хозяйстве трудится сплоченный коллектив, и это одна из составляющих успеха. С такими людьми можно чувствовать себя как за каменной стеной — не подведут, все сделают как нужно.

— У нас много передовиков, — рассказывает главный зоотехник-селекционер Роза Ивановна Черникова. — Их стараниями и удается держать взятую ранее высокую планку и даже добиваться еще больших результатов. Конечно, ведется серьезная селекционная работа — 100-процентное искусственное осеменение, качественное семя, тщательный анализ и контроль помогают добиваться высоких результатов. При кормлении используем кормосмеси — в них входят сенаж, силос, сено, концентраты. Все свое, на стороне закупаем только добавки. Наши коровки — наша гордость, мы неоднократно вывозили животных для участия в различных выставках. Без наград редко возвращаемся.

— На ферме мне нравится, — говорит Галина Белякова, она давно уже в числе «семитысячниц». — Когда-то я работала в бухгалтерии в городе, но там жилья своего не было, а здесь в хозяйстве этот вопрос быстро решили. Привыкла к животным, да и они меня хорошо чувствуют. Дело свое люблю и ни на какое другое его не променяю.

Беречь электричество

Высокие тарифы, установленные энергетиками, у руководства племзавода вызывают недоумение.

— В прошлом году нам вдруг сообщают, что электроэнергия для нас будет стоить в четыре раза больше, чем прежде, — говорит Ломаченко. — Якобы схема подключения у нас такая. Конечно, нас это возмутило, я лично на совещании, которое проводилось областным министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, поднял этот вопрос — негоже так к сельхоз- производителям относиться. Свою позицию нам удалось отстоять.

В хозяйстве введен жесткий режим экономии электроэнергии. Пользование чайниками, кипятильниками, для бытовых нужд теперь под запретом. Лишнее освещение, там где оно не нужно, тоже отключено. Зато в хозяйстве в большом ходу печки — они повсеместно используются для отопления и установлены даже в боксах, где в зимнее время хранится сельхозтехника. Из труб, что на крышах, можно видеть струйки дыма от «буржуек».

— После пожаров прошлого года с приобретением лесоматериала для печек проблем нет, — говорит Ломаченко. — Дрова взяли по дешевке.

Снижение расходов на электроэнергию позволяет повысить рентабельность хозяйства. К слову, даже в такой сложный для сельчан год, как 2010-й, сработали с прибылью 12,5 млн рублей. Конечно, племенная продажа — довольно выгодное занятие: за одну голову можно выручить порядка 100 тысяч рублей. Но и молочным направлением стало выгодно заниматься. На молокозавод, по словам Ломаченко, хозяйство сдает молоко по 15 рублей, кроме того, есть в Нижнем Новгороде у племзавода свои торговые точки, там продукт уходит по 25 рублей.

— Животноводству уделяется сейчас очень большое внимание, спасибо губернатору и областному министерству сельского хозяйства за прекрасную программу. Она позволяет хозяйствам экономить миллионы. Так что сейчас животноводческая отрасль, считаю, находится на подъеме, — говорит Алексей Федорович. — Просто глупо упускать момент, когда есть возможность построить новые животноводческие дворы, обновить оборудование, провести модернизацию. Многие уже воспользовались предоставленным шансом и не прогадали, ведь это инвестиции в будущее.

Александр ЗАБАШТА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Большемурашкинский район.

{jcomments on}