КОРОВЫ ДЛЯ КРАСНОЙ КНИГИ

Порода с нижегородскими корнями на грани исчезновения

Вспыхнувшая было надежда быстро угасла. Ещё в прошлом году АО «Абабковское», расположенное в Паловском округе, знаменитое на всю страну своими коровам уникальной красногорбатовской породы, смотрело в будущее уверенно. Хозяйство, пережившее процедуру банкротства, начало оживать. Однако светлым мечтам сбыться было не суждено. Новый год для сельхозпредприятия и его тружеников обернулся сплошным разочарованием.

Докачались – рухнуло

Когда-то «Абабковское» гремело – здесь получали хорошие урожаи, показывали высокие результаты в производстве молока. Однако в последнее время дела там покатились под гору. В феврале 2023-го нижегородский Арбитражный суд ввёл в отношении хозяйства процедуру наблюдения. Поводом стало дело о банкротстве, открытое по заявлению столичной компании «Орион», которой павловское сельхозпредприятие задолжало 642 тысячи рублей за поставку фуражной кукурузы. «Абабковское» её получило ещё в 2020-м, однако расплачиваться по счетам не спешило. Вслед за требованием московской фирмы свои финансовые претензии обозначили и другие компании, а в общей сложности долгов набежало на сумму 64 миллиона рублей, плюс задержки по зарплате. Летом 2023-го, когда хозяйство переживало не лучшие времена, встречались с его тогдашним руководителем Дмитрием Тодуа. Он уже пришёл в «Абабковское», раздираемое кредиторами. Мало того, что сельхозпредприятие атаковали извне, его подрывали и изнутри свои же работники – там процветали воровство, беспорядок. Хозяйство раскачивали в разные стороны. Как бывший военный, новый директор попытался восстановить трудовую дисциплину. Однако поднять с колен хозяйство не удалось. Из-за финансовых трудностей в 2023-м в сельхозпредприятии посевную провели в сильно урезанном варианте, чтобы только запасти корма на зимовку. Основную долю площадей оставили под парами. К имеющимся проблемам добавилась ещё одна – вступивший в силу федеральный закон о побочных продуктах животноводства. Документ прописывает порядок утилизации и хранения навоза, складировать его надлежит на специально оборудованной площадке, на обустройство которой у «Абабковского» денег не было. А это означает бесконечные штрафы. Чем их платить, если 2022 год хозяйство завершило с убытком в более чем 47 миллионов рублей? Звенья проблем сложились в длинную цепочку, которая привела к краху. В феврале 2024-го суд вынес решение о признании сельхозпредприятия банкротом.

С осторожным оптимизмом

Однако год спустя статус «Абабковского» изменился. Если прежде оно значилось «организацией в процесс банкротства», то в феврале 2025-го стало действующим хозяйством. Возвращению к нормальной жизни – относительно нормальной, конечно, – предшествовали сложные юридические процедуры. В результате сельхозпредприятие очистилось от долгов, с него сняли обременения. Перемены к лучшему в «Абабковском» связывали с новым исполнительным директором Андреем Шульгой. В отличие от предшественника, он имел за плечами опыт работы в сельском хозяйстве. Родом из Краснодарского края, там же трудился в крупном агропредприятии в должности заместителя руководителя. В павловское хозяйство пришёл с благими намерениями: вывести его на самоокупаемость. По прикидкам Андрея Александровича, 2025-й должны были завершить с прибылью около 2,5 миллиона рублей. Сумма, конечно, невелика, но для недавнего банкрота это настоящая победа. Исполнительный директор в мае прошлого года поделился планами развития хозяйства с журналистами «ЗН». В них сквозил осторожный оптимизм: открыть перерабатывающий цех по выпуску кефира, творога, сметаны, провести реконструкцию дворов, латать которые уже потихоньку начали, сформировать качественную кормовую базу. Благодаря корректировке производственного процесса, увеличились надои. Зоотехники провели выбраковку коров и телят, для каждой группы животных составили свой рацион кормления. И вот результат: ежемесячная валовка выросла до 175 тонн. Показатель, может, и не заоблачный, но речь идёт о красногорбатовских коровах, продуктивность которых по определению меньше, чем у голштинов. Самая главная проблема, которая тогда беспокоила исполнительного директора, кадровая. Не хватало доярок, механизаторов, обязанности агронома взял на себя Андрей Шульга. В уборочную управлял и грузовой машиной – возить зерно с полей было просто некому. Однако, по его собственному признанию, трудности не пугали, а в хозяйство пришёл всерьёз и надолго. – Из любой ситуации можно найти выход, – заметил в ходе того разговора Андрей Шульга. – Надо просто включать мозги. А трудностей бояться точно не стоит, нужно их решать.

Письмо президенту

Но, видимо, Андрей Шульга проблем всё-таки испугался. Он больше не работает в «Абабковском», продержался в хозяйстве с грузом сложностей около полутора лет. Его поступок не стал оригинальным, прежних руководителей, а их в сельхозпредприятии за последнее время сменилось немало, тоже надолго не хватало. Хотя каждый занимал директорское кресло с твёрдым намерением вернуть «Абабковскому» былую славу. Андрей Александрович был к цели ближе остальных, однако его уход поставил хозяйство на край пропасти. Два года назад сельхозпредприятию присвоили статус генофондного по красногорбатовской породе, то есть располагающего племенным ядром. Ещё недавно стадо животных насчитывало здесь свыше 1 тысячи голов, в начале года их было всего 400, но и эта цифра лишь промежуточная. Прямо сейчас в хозяйстве идёт распродажа бурёнок – ценнейшего генофонда, закрыты три двора, увольняются работники. – В январе ушли пять доярок, осталось четыре, – вкратце описывает ситуацию главный зоотехник Алевтина Андреева. – Очень жаль, что у нас так плохо началась зимовка. А ведь мы и кормов запасли много, и надои были хорошими. Было время, Алевтина Николаевна в хозяйстве не работала, но вернулась, возродила селекцию, которая не велась на протяжении двух лет, освоила компьютер, потому что без него теперь никак. – Все мы очень переживаем, – признаётся зоотехник Анна Лобанова. – Когда устроилась на работу в хозяйство три года назад, коров даже нечем было кормить. Мы сделали всё, что смогли. Сейчас и сенажа, и зерна хватает, но животных уже не остаётся. Очень жаль. Получается, что красногорбатовскую породу пора заносить в Красную книгу как исчезающую. Да и у людей сложившаяся ситуация выбивает почву из-под ног. Куда пойдём работать? Прокомментировать положение дел в «Абабковском» попросили начальника управления сельского хозяйства Павловского округа Валентина Хомутова. – Часть коров приобрело ЗАО «Горбатовское», часть – фермеры, – рассказал Валентин Андреевич. – Земли «Абабковского» отойдут Павловской птицефабрике, которая планирует выращивать на полях зерновые и масличные культуры. Однако работники хозяйства за него ещё поборются. Отправили письмо президенту Владимиру Путину с просьбой о помощи. Это коллективный крик души – нельзя допустить, чтобы исчезла единственная в стране уникальная, исконно русская красногорбатовская порода, отличающаяся неприхотливостью, крепким здоровьем, выносливостью и очень высокой жирностью молока – до 5 процентов, что идеально для производства творога и сметаны. Пока работники сельхозпредприятия не получили ответа от главы государства. Но в начале недели в Абабкове побывал приезжий предприниматель, который намерен приобрести один двор с нетелями и тёлками. – Вроде бы намерения хорошие – хочет развиваться, – говорит Алевтина Андреева. – Конечно, мы были бы только рады, если бы наше предприятие продолжило работу. Как говорится, надежда умирает последней…

Светлана ГУНДОРОВА, Юлия БОРИСОВА.

Фото Светланы ГУНДОРОВОЙ и Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Павловский округ.

Comments & Reviews