ДУЭТ ДЛЯ ГАРМОНИ И ЧАСОВ С БОЕМ
Кулибин даёт механизмам новое дыхание
Владимир Патрикеев о гармони знает всё. Это не удивительно – он их чинит, реконструирует и даже совершенствует, собирая, например, из вышедшего из строя баяна. Его называют Кулибиным: может собрать даже автомобиль.
Идея с чердака
Началось всё с рабочей командировки. В ту пору Владимир Патрикеев трудился водителем, развозил хлеб по деревням в своём родном Вачском районе. Однажды, приехав в село Филинское, случайно узнал про местного мастера Виктора Клеманина, который ремонтировал гармони. Решил с ним познакомиться – дома на чердаке пылилась старая сломанная гармонь, оставшаяся от дяди. – Захотелось узнать, как мастер, к которому ездят с инструментами со всей области, чинит их, – поясняет Владимир Николаевич. – Он и сам неплохо играл, хотя не знал ни одной ноты. А за деталями ездил аж в Тулу с двумя чемоданами, ремонтировал вручную. Попросил я его показать, как надо планки настраивать. Посмотрел и говорю: «Не смогу так – сложно», а он уверенно отвечает: «Сможешь!» Только тогда мне с работой некогда было этим заниматься – ездил по всей области. Свободное время появилось, когда ушёл на пенсию. Вот тогда и вспомнил про дядину гармонь, решил попробовать её отремонтировать. А где взять детали? Гармоней практически ни у кого не осталось, как и мастеров – в годы его молодости их было всего два на целый район. Пришлось ехать на так называемый блошиный рынок в Нижний Новгород, где можно купить всё что душе угодно. Несколько дней сидел за кропотливой работой, не сразу всё ладилось, но смог-таки починить неисправную гармонь. Позднее он часто наведывался на рынок, покупая старые баяны и аккордеоны с дефектом, сам ремонтировал их, а когда у него появился интернет, стал по объявлениям находить музыкальные инструменты, ездил и в Кстово, и в Дзержинск. – Как-то на рынке узнал, что одна из гармоней сделана из деталей баяна, решил тоже попробовать, – продолжает мастер. – У меня был старый тульский баян. Правда, долго подбирал басы, целых полгода работал, в итоге получилась гармонь с баянным звучанием. Потом ещё две гармони сделал из баяна, хотя это непросто.
Ремонт интереснее игры
Не зря говорят, что земля полнится слухами. Вскоре весть об уникальном мастере разлетелась по всей округе, и к нему стали обращаться люди с просьбой отремонтировать инструменты или продать для учащихся музыкальной школы. – Одной женщине, у которой дочка училась музыке, продал баян всего за тысячу рублей, хотя сам купил его за три тысячи сломанный, – вспоминает Владимир Патрикеев. – Дочь моего знакомого учится в музыкальной школе играть на моём аккордеоне, и у неё неплохо получается. Я был у них, и мне понравилось, как она играет. Многим за бесценок отдавал – пусть учатся. Сейчас в его коллекции около двадцати гармоней, баянов и аккордеонов, а на выставке, которую организовали в Вачской районной библиотеке, их представлено двенадцать. Среди них немецкий аккордеон, привезённый с войны, который мастер купил пять лет назад на нижегородском рынке. – Он шипел и дребезжал, но хозяин запросил за него очень высокую цену и не хотел уступать, – рассказывает Владимир Николаевич. – Я дождался до конца торговли, снова подошёл к нему и всё-таки уговорил его отдать аккордеон за полцены. Правда, пришлось долго его чинить, не хватало деталей. Позднее у меня не раз просили его продать, но не согласился, сам на нём играл. На выставке есть и финский аккордеон, который мастер тоже когда-то восстановил. Дорожит он и гармонью знаменитых братьев Потехиных, которую приобрёл в одной из деревень, когда уже работал водителем в «Электросетях». Она тоже была неисправной, заменил деревянные клапаны на алюминиевые с аккордеона. Дома у него уже не хватает места для музыкальных инструментов. Часть пришлось отправить в отдельное помещение во дворе. – Жена иногда журит – везде гармони, – улыбается мастер. – Но она понимает, что это моё хобби и я не могу с ними расстаться. Они все разные – кустарные, фабричные, но у всех разное звучание. Сам я – не профессионал, немного играю, мне больше нравится их ремонтировать.
Ни минуты покоя
Есть у вачского мастера ещё одно увлечение – автомобили. И в них он тоже разбирается – не хуже, чем в гармонях. Сейчас в его гараже три машины, и их он тоже сам перебрал. – Мой ЛУАЗ – это украинская модель, теперь их редко увидишь, запчасти трудно найти, ездил за ними тоже в Нижний Новгород на авторынок, – говорит Владимир Николаевич. – А когда брал старую «Ниву», её можно было сразу отправлять в металлолом. Бывший хозяин даже сомневался, что я доеду на ней до дома, предлагал вызвать эвакуатор. Доехал. Всю переделал, заменив практически все детали, с каждой пенсии покупал. Ни разу в автосервис не гонял. Теперь заводится с кнопки, даже в Москву на ней ездил. А у жены новая «Калина», какую уже не выпускают, она ремонта пока не требует. Елена Ивановна сейчас тоже на пенсии, прежде работала в управлении соцзащиты. Кстати, сама она умеет играть на гитаре, как и сын. Но любит и гармонь, её отец неплохо играл, был самоучкой. – У моего мужа идеальный слух, это поистине дар – чувствовать звуки, – говорит Елена Ивановна. – Давно смирилась, что у нас все комнаты занимают музыкальные инструменты, и с большим уважением отношусь к увлечению мужа. Дома было старое пианино, разобранное по частям, чтобы перевезти в другое место. Володя его собрал по винтикам, настроил на правильный лад, причём не владея музыкальной грамотностью. Он – действительно уникальный человек, современный Кулибин, механик, который умеет всё – и гармони чинить, и машины, и старинные часы с боем и кукушкой. Нередко целыми ночами что-нибудь ремонтирует. В гараже все полки заставлены разными деталями. Вообще он никогда не сидит без дела. У супругов есть и подворье, хотя уже не такое большое, как прежде. Держат только коз и кур. – Раньше сами сено запасали, сейчас покупаем брикеты, – говорит Владимир Николаевич. Супруги – радушные хозяева. Когда в их доме собираются гости, глава семьи берёт в руки гармонь, и звучит красивая переливчатая мелодия. А где гармонь, там и веселье.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото автора.
Вачский округ.
