0
29.12.2025

ВАТНЫЕ ЧУДЕСА

Старинное ремесло возвращается

Наверняка многие в детстве мечтали найти ту самую дверцу в шкафу, за которой откроется дорога в удивительную Нарнию из книжки Клайва Льюиса, создавшего свой удивительный мир. В обычном доме в Лыскове такой особый мир есть, и создан он не силою волшебства, а руками замечательной умелицы, точно знающей, как строить сказку.

Будто со страниц сошли

В этом мире живут игрушки, которые не шумят, не ссорятся и, если не приглядываться повнимательнее, даже не двигаются. Они просто очень внимательно смотрят. Голубыми глазами. Спокойно, по-доброму. И от этого становится тепло на душе. Дом этот – мастерская Натальи Лисиной, в профессиональной сфере учителя начальных классов, а в свободное время обыкновенной волшебницы. Руки мастерицы умело оживляют обычную вату, превращая её в уникальных кукол, многие из которых словно сошли со страниц советской детской книги 1930-х годов. Так что это как раз тот случай, когда уместно говорить про «новое – хорошо забытое старое». Всё началось с мечты. Наталье давно хотелось сделать настоящего, увиденного когда-то в детстве у бабушки, белого и почти сказочного Деда Мороза. Но сразу взяться за полноразмерную игрушку было невозможно. – Сначала пришлось учиться и оттачивать мастерство на маленьких фигурках, – рассказывает Лисина. – От мечты до воплощения прошло, пожалуй, не меньше четырех лет. Вот за это время пришлось освоить почти забытое в стране ремесло – ватную игрушку. Технология эта была на пике популярности в дореволюционной России. В СССР сталинского периода она тоже довольно активно развивалась – ёлочные фигурки из прессованной особым образом ваты украшали дома миллионов семей. Вата обладает прекрасными характеристиками, ценится за мягкость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Настоящих ватных игрушек не может быть много в силу их ручного изготовления. Потому и ценны они в среде коллекционеров. Когда в 1950-х годах на фабриках стали использовать станки для горячей штамповки ватных игрушек, уникальность изделий была утрачена. В наше время ручная ватная игрушка возвращается. Уютная и домашняя, она напоминает о детстве, семейном празднике и зимней сказке. Мастеров, освоивших изготовление мягкой игрушки в этой технике, совсем немного. Мир этот узок, и все умельцы друг друга знают. Кстати, есть у них и особое прозвище, в профессиональной среде таких игрушечников называют «ватниками» – и это звучит как знак почёта среди мастеров цеха.

Как рождается игрушка

Процесс создания фигурок небыстрый. Как минимум неделя требуется на изготовление одной игрушки. Иногда больше, если фигурка сложная. Сначала делается каркас: «скелетом» служит проволока или деревянная палочка-подставка. Затем – слой за слоем, вручную – наматывается вата, пропитанная картофельным клейстером. Работа именно с этим природным составом принципиально важна. Наталья осознанно не использует клей ПВА. Так было бы быстрее, и, возможно, даже крепче, но в угоду новоделу уйдет естественность. Затем каждый слой нужно по отдельности тщательно просушить, чтобы добиться нужной прочности и при этом – ощущения той особой «кукольности», знакомой с детства. Одежда у созданий Лисиной – из окрашенной ваты, валенки, шубки, куртки делаются отдельно и приклеиваются. Аксессуары – портфели, лыжи, удочки – тоже ручной работы. Но самое сложное, конечно же, лицо. Его Наталья лепит из самозатвердевающей глины, используя силиконовые формы. А вот задумчивость, улыбка, лукавство – плоды ее фантазии и умелых рук. После заморозки, сушки, шлифовки (уф… даже перечислять все этапы, и то – дело долгое) наступает очередь аккуратной росписи акварелью и закрепления лаком. – Лица кукол расписывать и раскрашивать мне очень нравится, – улыбается Наталья. – Могу сделать помоложе, постарше, изменить выражение, буквально создать эмоцию. Это уже никак нельзя сделать на станке штамповкой, чувства может передать только рука мастера. У созданий семейства Лисиной всегда только голубые глаза. Даже у Бабы-яги. Это ее узнаваемый авторский стиль.

Имена узнаёт во сне

Словом, читателю уже ясно, что игрушки мастерицы из Лыскова – не безликие. У них есть характер, судьба и обязательно – имя. – Вот одна из моих любимых – КлавдЕя, – показывает Наталья на куклу в нарядном платочке. – Зовут ее именно так, с деревенским выговором, потому что она никакая не КлАвдия. У нас в деревне была такая очень характерная соседка. Так что леплю-верчу я ее буквально с живого прототипа. Каждый раз вспоминаю какой-нибудь забавный случай с этой соседушкой, и получается новый сюжет с уникальной эмоцией. А ещё есть Серафима, тоже со своим характером. Она – девушка заслуженная, уже становилась лауреатом международного конкурса. Имена маленьких членов семьи частенько приходят в голову их создательнице сами: могут присниться или неожиданно всплыть в мыслях во время работы. – Иногда сидишь, смотришь на игрушку, и имя само приходит. Они ведь живые, – улыбается кукольница. Страну кукол населяют самые разные герои. Уникальной серией стали озорные малыши-приятели. Каждый узнает в них «ребят с нашего двора»: тут и мальчик-гонщик на санках, и девочка с бубликами, на зеркале-катке скользят юный хоккеист и фигуристка. Рядом космонавт в узнаваемом оранжевом костюме, а еще красавица с коромыслом. Есть и «ёлочная» компания – детки в новогодних костюмах. Много лесных гостей: вот ёжик с «дырочкой в правом боку», а вот ёж с гитарой. В любом творчестве есть место для шутки. В мире уникальных ватных игрушек свою нишу заняла даже… симпатичная зелёная моль для шкафа, которая утверждает, что «ест мало и готова снять жильё на любой срок».

Творчество не отпускает

Конечно, любой мастер мечтает о собственной мастерской. У Натальи она пока в доме. Когда-то для творчества был отведён закуток, теперь занята почти целая комната. – Муж иногда немножко ругается, – улыбается рукодельница. – Особенно когда блёстки разлетаются по дому. Но, если честно, то больше он беспокоится, чтобы я пораньше ложилась. А я, признаться, засиживаюсь порой до самого утра… Дело затягивает. Вспоминая о непростой профессии кукольницы, невольно поражаешься, как удаётся выкроить на хобби время. Учительская работа – это вечные тетради и планы уроков, масса документов, требующих заполнения. Как тут отыскать хоть часик на «вторую смену»? Наталья приоткрывает секрет: увлечение сильнее усталости. Для Натальи с некоторых пор стало важно, чтобы знания и навыки не канули в никуда. Она секретов не таит. Наоборот, щедро делится умениями, проводя мастер-классы для ребятишек и взрослых. – У меня внучка Лера подрастает,– довольна наставница. – Уже умело берёт кукол в руки, прижимает. Значит, чувствует душу куклы. Это меня радует. Может, и она станет мастером? Наталье хочется показать, что куколки наши – нижегородские. Как это сделать? Краеведение в помощь. Мастерица начала на специальном принтере печатать расписные платки для игрушек, найдя узор именно нижегородских платков, бытовавших у наших бабушек и прабабушек. Все её куклы ассоциируются с родной землёй. Хотя с каждым из своих изделий мастер успевает сродниться, хранить их дома смысла не имеет. Поэтому почти каждая кукла постепенно находит свою новую семью. А однажды ангелочек ее авторства улетел в огромную коллекцию ватных игрушек особого ценителя. Коллекционеры такого рода украшений есть, и их немало. – Теперь он живет среди сородичей и радует кого-то. А радость – это и есть смысл моего творчества, – рассуждает Наталья. Ватная игрушка, прошедшая сквозь века и не затерявшаяся, в наши дни уже не просто украшение. Это обыкновенное чудо, сделанное руками увлеченных людей. Чудо, в котором хранится тепло, частичка души и память о детстве, о бабушке, о Дедушке Морозе, которого ждали всю зиму. Благодаря таким энтузиастам, как Наталья Лисина, это чудо снова оживает.

Александр ПРАВСКИЙ.

Фото автора.

Лысковский округ.

Comments & Reviews