Если уровень воды в Чебоксарском водохранилище поднимется, Макарьевский монастырь окажется отрезанным от «большой земли». А что будет с расположенными рядом домами?
Posted in Хозяйство
17.03.2011

Надо ли готовить бульон из водорослей?

Неоконченный спор
Последние тридцать лет, с момента строительства, водохранилище, расположенное на территории Чувашии, Марий Эл и Нижегородской области, заполнено до отметки 63 метра.
– В проекте строительства электростанции был заложен другой уровень – 68 метров, но до этой отметки водохранилище так и не подняли. Ряд экспертиз показал, что в этом случае ущерб, вызванный подъемом воды, и требуемая компенсация будут очень велики, – рассказал председатель совета экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. — В начале 1990-х годов Нижегородская область и Марий Эл неоднократно говорили о недопустимости подъема уровня водохранилища.
Окончательно этот вопрос так и не был решен… Весной прошлого года Правительство России приняло решение «О подготовке в 2010 году изменений в проектную документацию «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге», предусматривающих возможность установления нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 68 метров». Речь идет об увеличении мощности электростанции путем повышения уровня воды на 5 метров.
Сейчас ОАО «Русгидро», владеющее электростанцией, ведет подготовку технического задания по завершению разработки проектной документации и проводит техническое и экономическое обоснование поднятия уровня воды Чебоксарского водохранилища.

Вместо картофеля рогоз
Если глубина водохранилища достигнет проектируемой отметки, у Нижнего Новгорода вода поднимется на четыре метра, повышение уровня воды в Волге будет простираться до плотины Нижегородской ГЭС. Чебоксарское водохранилище станет единственным на Волге, у которого будет полностью отсутствовать естественный речной участок.
Под воду уйдут 90 тысяч гектаров земли. Подтопленной, то есть когда вода будет находиться на глубине метра под землей, окажется территория в 350 тысяч гектаров. Для сравнения: площадь такого крупного района Нижегородской области, как Борский, составляет 360 тысяч гектаров.
Подтопленная земля станет непригодной для жизни, на ней нельзя будет вести сельское хозяйство, заниматься строитель­ством.
Больше других пострадают Воротынский и Лысковский районы. Затопление затронет Пильнинский, Борский, Балахнинский, Городецкий и другие районы.
Подсчитано: Нижегородская область потеряет около 23 тысяч гектаров пашен, сенокосов и паст­бищ.
Огромное количество средств придется потратить на переселение людей из затопленных мест, создание и эксплуатацию сооружений, которые планируется по­строить для защиты некоторых территорий. А есть ли уверенность в том, что эти сооружения будут работать эффективно?
– Раньше в Фокинской низине в Воротынском районе пасли скот, люди заготавливали сено. Когда началось строительство Чебоксарской ГЭС, местным жителям обещали, что в районе села Фокина все останется как прежде: там соорудили дренажные системы, которые должны были осушать территорию. Эти системы работают в проектном режиме, но со своей задачей не справляются. Воду откачивают, а она снова поднимается, поэтому Фокинская низина сейчас – болото, – поясняет Асхат Каюмов. – И такая ситуация не только там. Например, в селе Михайловском на огородах вместо картофеля растет рогоз.

Золотой мегаватт
Столетие назад знаменитая Нижегородская ярмарка во время половодий затапливалась, по нынешнему Канавинскому району Нижнего Новгорода можно было передвигаться на лодках. На известных фотографиях тех времен запечатлены храмы, возвышающиеся над водой. Именно поэтому ту местность прозвали «нижегородская Венеция». Конечно, в случае подъема уровня Чебоксарского водохранилища на лодках по городу мы плавать не будем, но степень подтопления заречной части Нижнего Новгорода станет катастрофической.
– Уровень грунтовых вод поднимется на два с лишним метра. В зоне затопления окажется треть всей заречной части города! Эта территория станет малопригодной для жизни: будут подтапливаться и разрушаться подвалы зданий, каналы теплотрасс, канализационные сети, — говорит Асхат Каюмов. — Под угрозой «всплытия» окажется метро. Пострадают предприятия, пригородные поселки, многочисленные дачные участки. Для предотвращения катастрофы планируется построить защитные сооружения, которые должны спасти город от подтопления. Их стоимость еще не подсчитана. Но и без этого понятно, что сумма будет огромной. Власти Дзержинска считают, что на защиту города и химических предприятий, находящихся рядом, потребуется 150 млрд рублей. Ликвидация всех возможных последствий до сих пор не учтена. Например, у Балахны уровень воды в Волге поднимется на метр, и город, расположенный на берегу реки, пострадает, но строительство защитных сооружений там пока не планируется…
По словам губернатора области Валерия Шанцева, для финансирования всех мероприятий, связанных с возможным подъемом уровня Чебоксарского водохранилища, потребуется 500 млрд рублей.
Необходимо также учитывать и вероятность переселения жителей целых районов в Республике Марий Эл, которых подтопление затронет в большей степени.
Обосновывать это дополнительной выработкой 500 мегаватт на Чебоксарской ГЭС безосновательно — каждый мегаватт в этом случае станет почти золотым.
Потребность в электроэнергии постоянно растет, но увеличение мощности Чебоксарской ГЭС не единственный способ ее получить.
– После завершения строительства новой парогазовой ТЭЦ и АЭС в Нижегородской области мы сможем обеспечить необходимой электроэнергией и Чувашию, — считает Валерий Шанцев.

Прощай, стерлядь!
Оценить последствия грядущей катастрофы полностью невозможно. Если уровень водохранилища будет поднят, Макарьевский монастырь, стоящий на берегу Волги, превратится в остров. Вокруг него будет по­строена дамба, но монастырь она не спасет, вода, просачивающаяся снизу, рано или поздно разрушит его. Сколько стоит уничтожение святыни и памятника истории?
Подъем уровня воды приведет к резкому ухудшению экологической обстановки в Нижегородской области и Марий Эл. Влияние водохранилища скажется на окружающих лесах на расстоянии десятков километров от берега. Исчезнут вековые пойменные дубравы, ивняки, боры, расположенные на левом берегу Волги, Керженце и Ветлуге. С затоплением лугов, лесов и озер погибнут многие ценные растения, в том числе редкие виды, занесенные в Красную книгу. Ежегодно Нижегородская область будет терять 30 тысяч кубометров древесины.
Исчезнут хорошие охотничьи угодья, будут разрушены места обитания многих видов животных. Специалисты считают, в частности, что это приведет к гибели выхухоли, обитающей в пойме Волги в нашей области и занесенной в Красную книгу Международного союза охраны природы.
Повышение уровня воды на Оке будет простираться на 83 километра, на Суре — на 90, Ветлуге — на 123 километра. Скорость течения рек снизится, дно покроется илом. Летом стоячая вода будет превращаться в «бульон из сине-зеленых водорослей».
Затопление речных пойм и ослабление течения приведут к тому, что волжские рыбаки могут не узнать свой улов — изменится местная ихтиофауна, будут уничтожены естественные места нереста рыбы, а значит, сократится их число. Стерлядь в будущем не встретишь, она перестанет здесь водиться. Неизбежна гибель рыбы от отравлений, вызванных ухудшением гидрохимического и санитарного состояния Волги, особенно в районе Нижнего Новгорода, Дзержинска, Кстова и Балахны.
Качество воды станет хуже. Из-за снижения скорости Волги сточные воды могут оказаться в районах питьевых водозаборов. Усиленное разрушение берегов и заиление реки тоже будут влиять на качество воды: в илистых грунтах накапливается гораздо больше токсичных вещств.
Карстовые провалы в зоне влияния водохранилища будут встречаться чаще.
– В Нижегородской области создана рабочая группа, которая участвует в процессе проектирования и будет согласовывать каждую стадию подготовки к подъему уровня Чебоксарского водохранилища. Ее цель — доказать, что это невыгодно, — говорит Асхат Каюмов. — Создан общественный штаб, который призван не допустить дальнейшего подъема водохранилища. Мы будем устраивать массовые мероприятия на улицах, собирать подписи. Каждый может в этом участвовать, выразить свое мнение. Чем больше будет таких писем и обращений к федеральной власти, тем больше шансов изменить ситуацию.

Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото Николая МОШКОВА.