В ДАР — «ГОЛУБАЯ РОЗА»
Уникальное собрание представлено в художественном музее
Единственный в мире музей русского символизма может появиться в Нижнем Новгороде. Об этом стало известно на открытии выставки «Русский символизм: от Врубеля до Ларионова» (12+) в Нижегородском государственном художественном музее на площади Минина. В экспозиции представлены картины, переданные музею известным российским коллекционером Валерием Дудаковым. Сейчас они стали доступны для широкой публики. В музее это событие называют грандиозным, по значимости его можно сравнить с поступлениями, заложившими основу художественного музея в конце XIX века. Вероятно, за всю последующую историю его коллекция не пополнялась единовременно таким количеством редких произведений. Некоторые из полотен имеют удивительную историю.
Ценная коллекция
Валерий Дудаков присутствовал на вернисаже, рассказал о своей коллекции и о том, почему её значимую часть он решил передать музею. Валерий Александрович – не только коллекционер, но и искусствовед, художник, поэт, почётный член Российской академии художеств. На днях он отметил 80-летний юбилей. В советские годы работал художником-оформителем в московских издательствах, фирме «Мелодия». Был заведующим отделом частных коллекций и выставок в Советском, а затем в Российском фонде культуры. Организовывал художественные выставки в России и за рубежом, является консультантом по русскому искусству ведущих мировых аукционных домов. Собирать коллекцию произведений искусства Валерий Дудаков начал в 1960-х годах, позже вошёл в десятку ведущих коллекционеров страны. Сегодня его личная коллекция насчитывает несколько сотен произведений отечественных мастеров и представляет большую историческую и культурную ценность. Важная часть его коллекции – работы художников-символистов из объединения «Голубая роза». Нижегородскому художественному музею коллекционер передал тридцать восемь работ художников Серебряного века – Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Крымова, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и других, а также предметы пластики и декоративно-прикладного искусства. В музее отмечают, что это не просто отдельные работы художников конца XIX – начала XX века. Все они относятся к одному направлению в культуре того времени – русскому символизму. Во многом оно получило известность как раз благодаря творческой деятельности участников объединения «Голубая роза».
Атмосфера Серебряного века
Выставка с одноимённым названием состоялась в Москве в марте 1907 года. Она была организована меценатом, художником-любителем Николаем Рябушинским. На ней были представлены работы четырнадцати художников и двух скульпторов, звучала музыка русских композиторов, стихи читали поэты Андрей Белый и Валерий Брюсов. Атмосфера, созданная художниками, музыкантами, поэтами, покорила многих зрителей. Выставка не сопровождалась каким-либо манифестом, но стало понятно, что под влиянием символизма сложилась целая группа художников. – Искусство конца XIX – начала XX века базировалось, в первую очередь, на реалистическом содержании с нравственным, социальным уклоном, – рассказывает Валерий Дудаков. – «Голуборозовцы» первыми в российском искусстве сказали, что важна реальность, но преломленная в нашем сознании, и воображение тоже имеет значение. Радикально эту мысль выразил в своих работах Пикассо. Наши художники заявили об этом примерно в то же время. После них в искусство хлынуло большое количество личных эмоций. Объединение «Голубая роза» – это первое в России художественное движение на грани модернизма, после были и другие. Символисты стремились выразить идеи через символы, а не через прямое изображение реальности. Уже через несколько лет «голуборозовцы» перестали выставляться вместе и пошли разными путями в своём творчестве. Участники объединения собрались вместе ещё только раз – в 1925 году на выставке «Мастера «Голубой розы» в Третьяковской галерее. По словам Валерия Дудакова, коллекцию картин символистов он собирал более пятидесяти лет. Изучал редкий, порой чудом сохранившейся материал. На выставке можно узнать, что ещё относительно недавно разыскать и заполучить работы художников этого направления было не так сложно. Музеи не слишком охотно приобретали картины братьев Милиоти, Николая Феофилактова, Артура Фонвизина и других. Многие группы художников и целые направления в искусстве начала XX века в советскую эпоху назывались декадентством, этот термин имел уничижительную окраску. Коллекционеры же приобретали такие работы у самих художников, их наследников, случайных владельцев, а иногда и в комиссионных магазинах.
История одной картины
Валерий Дудаков рассказал удивительную историю одной из картин, представленных на выставке, – «Прогулки» Михаила Ларионова. Это живописное полотно с необычной композицией изображает зелёный парк, в котором гуляют дамы в шляпках и кот. Если приглядеться, в центре картины виден шов. В советские годы неизвестно кем и почему полотно было разделено на две части и стало единым целым не так давно, после реставрации. – Впервые заметил эту работу дома у тогдашней её владелицы, – говорит Валерий Александрович. – Две части висели совершенно отдельно, но я увидел, что это был единый замысел художника. Одну из частей приобрёл в 1976 году за две тысячи рублей, а вторую – через тридцать пять лет за 50 тысяч долларов. Коллекционер выделяет ещё некоторые работы на выставке. Например, картину Серея Судейкина «Карусель», созданную в 1910 году. Сергей Юрьевич был выдающимся театральным художником, часто изображал ярмарки, балаганы, сцены провинциальной жизни. «Горный ручей» Николая Крымова – величественный пейзаж в нежных зелёных тонах, написанный в 1907 году. Центральное место на выставке занимает «Натюрморт с автопортретом» Николая Сапунова, эту картину специалисты называют одной из лучших работ художника. Стоит отметить, что теперь в Нижегородском художественном музее можно увидеть «Демона» Михаила Врубеля. До этого картины Врубеля в собрании НГХМ не были представлены. – Работы, которые я передал музею, наиболее редкие и интересные с художественной точки зрения, – отмечает Валерий Дудаков. – Есть вещи, которые невозможно хранить в частных собраниях, их место в государственных музеях, где они являются достоянием общества и их могут увидеть тысячи людей. Разделяю принцип: «Искусство должно принадлежать народу».
Ещё и библиотека
– Это уникальный, бесценный дар, который изменит и пополнит коллекцию нашего музея, – отметил на торжественном открытии выставки директор НГХМ Роман Жукарин. – Такие события случаются крайне редко, это пополнение можно сравнить с тем, как закладывался и формировался наш музей 130 лет назад. Предстоит большая исследовательская и выставочная работа. На выставке «Русский символизм: от Врубеля до Ларионова» показаны двадцать восемь произведений живописи и графики, а работы прикладного искусства и пластики планируют представить зрителям позже, когда закончатся подготовительные работы. По словам заместителя губернатора области Олега Берковича, который присутствовал на вернисаже, в Нижнем Новгороде планируют открыть первый в мире музей русского символизма. Вместе с ним в здании художественного музея появится первая за пределами Москвы публичная библиотека искусств, которая будет носить имя Валерия Дудакова. Нижний Новгород может стать одним из центров изучения отечественного искусства.
Анастасия Сергеева.
Фото автора.


