0
10.12.2025

КАК НЕ ВЫБРАТЬ «КОТА В МЕШКЕ»?

Профессию получать – осознанно

Половина граждан страны работают не по профессии, даже получив профильное образование. Столько лет потрачено, а результат, скажем, пусть и не плачевный, но неприятный. 50 процентов – это много и несет негатив не только для самого человека, но и для экономики, развития государства. Как же быть?

«Где моё?»

Сегодняшние подростки выбирают профессию в мире, где реальность и медиаобразы нередко довольно сильно разнятся. Блогеры в хирургических масках, инженеры в футуристических лабораториях, айтишники в локациях с видом на океан, конечно, создают заманчивую, но всё же обманчивую картину ежедневного человеческого труда. Интерес к профессии, возможно, и вспыхнет, но основанный на поверхностных впечатлениях, а не на понимании сути профессии. А между тем, как показывают опросы, почти половина россиян работает не по специальности. 86 процентов родителей, по данным ВЦИОМ, хотят, чтобы школы серьёзнее занимались профориентацией. Вот только в жизни «профориентация» нередко сводится к тестам, лекциям и ярмаркам вакансий. Такие «инструменты» не дают главного: понимания и опыта. Специалисты по подбору кадров всё чаще приходят к выводу: чтобы помочь ребёнку понять профессию, о ней нужно не рассказывать – её нужно «прожить». Пусть даже пару часов. Пусть даже в упрощённой, но реальной форме. Профессиональные пробы, практические задачи, погружение в рабочие процессы гораздо лучше помогут увидеть не только «где интересно», но и «где моё». Суть профориентации не в том, чтобы к 15 годам точно знать, кем станешь, а в том, чтобы научиться пробовать, ошибаться, сравнивать и, главное, видеть профессию не как картинку из соцсетей, а как ежедневный труд. В нашем регионе к выбору школьниками будущего «дела на всю жизнь» предлагают подходить по-новому, с учетом особенностей психофизиологии подростка. Гораздо лучше, если о профессии расскажет не взрослый, а сверстник – товарищ, мнению которого юношество склонно доверять.

Помогли «осветить» техпроцесс

На днях в Арзамасе прошёл городской этап профориентационного проекта «Взлёт. Промышленный старт» – инициативы, призванной не просто рассказать школьникам о профессиях, а буквально погрузить их в реальную жизнь предприятий. Организаторы – минпром области, Корпорация развития промышленности и предпринимательства, региональный центр «Мой бизнес» и Корпоративный университет правительства Нижегородской области – сделали ставку на формат, где подростки становятся не пассивными слушателями, а активными создателями: они снимают видеоролики, пишут рассказы, делают «промооткрытия» своих предприятий. И это работает. Даже самую лучшую лекцию старшеклассники воспримут как скучную «обязаловку». А вот рассказ друга, да ещё снятый, например, в формате модного ролика, или целый мини-фильм, смонтированный одноклассниками, «зайдёт» гораздо лучше. – Если человек хочет помогать людям, но не готов идти в медицину, он может приложить свои силы на приборостроительном заводе, – говорит десятиклассник из школы «Созвездие» Арсений Кабешев. Его проект посвящён рециркуляторам с Арзамасского приборостроительного завода – оборудованию, спасавшему жизни во время пандемии. Собранные им данные стали не просто домашним заданием, а первым шагом к осознанному выбору профессии. Так что о связи медицины и приборостроения парень рассуждал со знанием дела. А девятиклассник Денис Дорофеев вместе со своей командой «Вектор движения» изучал работу завода «КомТехМаш». Ребятам доверили заполнять чеклисты, помогли разобраться в этапах производства и подготовить собственные видеоролики и презентации о предприятии. Руководство завода нашло время, чтобы пообщаться с юными промблогерами. – Было очень интересно узнать много нового о нашем городе, через понимание роли в его жизни продукции завода «КомТехМаш», – рассуждал Денис. – В будущем хочу стать инженером, и опыт профориентационного проекта поможет мне точнее определиться с выбором дальнейшей профессии. Каждая команда проходила полный цикл программы. В ходе экскурсии на предприятия школьники знакомились с производством изнутри, наблюдали за технологическими процессами, общались со специалистами. Выстроив для себя картину работы на заводе, ребята готовились защищать свои проекты. Креативно представить предприятия, на которых побывали, отметив карьерные возможности, было не так-то просто. Это настоящая командная работа. На «Литейно-механическом заводе Старт» команда подростков из школы № 15 под названием «15-я на связи с профессией» сперва изучила историю предприятия, прежде чем знакомиться с особенностями производства. А в компании «Луч» сотрудники, подтвердив свое название, подробно «осветили» для ребят весь процесс производства от проектирования до финальной проверки качества в отделе техконтроля. В цехах школьники увидели, как новые идеи превращаются в реальные изделия.

Гурьбой – в забой

«Взгляд изнутри» и новый опыт помог ребятам понять, в какой отрасли им хотелось бы продолжить изучение выбранных специальностей. Однако путь к такому осознанию был не всегда гладким. Некоторые предприятия в условиях повышенной секретности не готовы к открытому взаимодействию. Но ведь, если дальше музея не попадёшь, как понять, в каких условиях предстоит трудиться? Такие компании, выставив рекламу в стиле «Приходите к нам – у нас классно», но не пустив школьников даже осмотреться, потом всерьез сетуют: «Молодежь не готова к реальному труду». А может, они просто не готовы соглашаться на «кота в мешке»? Среди участников проекта нашлись и те, кто пошёл навстречу будущим коллегам без оговорок. – Для нас профоринтационный проект – по-настоящему серьезное дело, – по-шахтёрски прямо выразила отношение своего коллектива представительница Пешеланского гипсового предприятия Елена Комиссарова. – Мы допустили ребят всюду, сводив даже в забой. Ученики Новосёлковской школы (многие из которых выросли в семьях, связанных с шахтной добычей гипса) прошли под землёй 4 километра, прочувствовали 75 метров горных пород над головой, увидели, как работает современная шахта: чистая, белая, технологичная. Побывав в самом сердце шахты, примерив спецодежду и взяв в руки шахтёрское оборудование, ребята сами убедились – работа современного шахтёра – это не про грязь и уголь. Здесь красиво, как в настоящем храме подземного горного дела. Им показали всю технику, дали поснимать всё, разве что кроме буровзрывных работ. Слышали, как ребята тихонько между собой говорили, что могут и хотят тут работать. Впечатления ведь незабываемые. А самое главное в начальном этапе профориентации – это именно эмоции. Тут человек может почувствовать себя настоящим героем, просто выполняя свои профессиональные обязанности. Это же по-настоящему круто,¸ хотя работа и не для «белых воротничков», зато ты – каждый день герой.

Примерить и попробовать

Именно такие впечатления подростков, по мнению экспертов, и формируют понимание будущей карьеры. С этим трудно не согласиться: никакая брошюра не заменит ощущения, когда ты стоишь рядом с современным станком или в сверкающей огнями шахте, видишь настоящую работу и понимаешь: «Да, я тоже могу быть таким». Ребята не просто узнают о профессиях – они их «примеряют», делятся познанием с друзьями через своё восприятие, через видео и рассказы, где эмоции важнее сухих фактов. Особенно трогательно звучат истории тех, чьи семьи уже не одно поколение связаны с заводом или шахтой. Например, родители Матвея Теплова и Алексея Новикова работают на гипсовом производстве, и, конечно, для парней выбор профессии – не абстракция, а продолжение семейной традиции. Проект «Взлёт. Промышленный старт» пока пилотный, но именно такие инициативы способны изменить отношение молодёжи к рабочим профессиям. Потому что, когда профориентация ведется не под девизом «надо», а по собственному замыслу «хочу попробовать», выбор становится осознанным. Возможно, именно эти школьники завтра станут инженерами, рабочими, руководителями – теми, кто будет определять лицо реального сектора экономики нашей области.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский округ.

Встречи проекта «Взлет. Промышленный старт» прошли и в Павлове, Чкаловском и Навашинском округах. До весны следующего года такие мероприятия состоятся в Выксе, Дзержинске, Семёнове, Городецком и Балахнинском округах. – Проект помогает школьникам увидеть, насколько разнообразной является современная промышленность, и понять, где они смогут применить свои навыки в будущем. В Павловском округе ребята познакомились с предприятиями разных отраслей – от выпуска городского транспорта до производства столовых приборов, медицинского и сельскохозяйственного оборудования. Такой подход позволяет им лучше понять специфику реального производства и увидеть, что в родном муниципалитете есть широкий выбор направлений, в которых можно развиваться, – подчеркнул министр промышленности, торговли и предпринимательства области Максим Черкасов.

Comments & Reviews