0
Posted in Увлечения
04.12.2025

ВСЁ ОСТАНЕТСЯ ЛЮДЯМ

Но чтобы они оценили реликвии по достоинству, необходим краеведческий музей

В доме Сергея Липатова впору принимать туристов – на стенах картины, древние кинжалы, разные часы и пластинки, на столе красивые статуэтки, коллекция монет и значков, на полу старинные радиоприемник и патефон, в многочисленных коробках религиозные и философские книги, классическая литература. Коллекционер и сам не знает, сколько экспонатов хранится в его доме, одних только фотоаппаратов около сорока, и все в рабочем состоянии.

Отчего можно прыгать до потолка

Сергей Владимирович уверен, что комнаты будущего музея пустовать не будут. Загвоздка лишь в том, что пока нет помещения, где можно выставить эти предметы старины. Точнее, оно нашлось, причем, в самом центре села – административное здание бывшего совхоза, приказавшего долго жить, но оказалось, что оно не является муниципальной собственностью. – Нынешний собственник не против его продать, но для нас это дорого, ищем спонсора, – говорит Сергей Липатов. – Как вариант, есть комната в библиотеке, но там мало места, хочется, чтобы музей был в отдельном здании. Смогу заполнить все залы. В Вачском музее до сих пор есть выставка моих фотоаппаратов – около двадцати штук, а в помещении земской школы – часть ножей фабриканта Кондратьева из моей коллекции. И люди откликнутся, принесут какие-нибудь старинные вещи. Среди предметов старины в его доме много редких экспонатов. – Вот эту картину, написанную на листе меди, мне прислали из Ленинградской области, – показывает Сергей Владимирович. – Очень похоже на стиль Руссо. А это натюрморт художника Хруцкого. Кавказский кинжал XVIII века обошёлся мне в сумму больше моей пенсии, потом целый месяц пришлось жить на одной картошке, зато захожу в дом и радуюсь, глядя на эти вещи. Их энергетика подпитывает. Он нередко участвует в торгах на аукционе, проводимых онлайн и испытывает настоящий азарт, когда заинтересует какая-либо вещица. – Иногда торгуюсь всю ночь и прыгаю, как ребенок до потолка, когда выигрываю, – признается коллекционер. – Однажды ночью выставили всего за рубль глиняного гномика работы XVIII века, я сразу его купил, а потом в интернете увидел, что такую же уникальную вещь предлагают аж за полторы тысячи долларов. Мне просто повезло, что успел купить его за бесценок.

Есть чем удивить туристов

Сергей не только коллекционирует уникальные вещи, но и занимается краеведением, и на эту тему написал несколько статей в районной газете. О родном крае Сергей может рассказывать долго и интересно. Причем ему не раз доводилось быть и в роли экскурсовода. А теперь он имеет право проводить экскурсии официально – недавно получил диплом гида-экскурсовода. – Мы учились вместе с сотрудницей Вачского музея Татьяной Бакиной на курсах при Омском государственном университете, окончив их с отличием, и разделили поровну территорию нашего района для проведения экскурсий, – поясняет Сергей Владимирович. Только об одном родном селе он может поведать много интересных историй. – В Арефине девять туристических объектов, – продолжает он. – Наша гордость – Троицкий храм, построенный в 1702 году боярином Львом Нарышкиным, который тогда управлял селом, рядом находится родник, а около колодца – бельевая колодка, о которой многие туристы вообще не имеют представления. На сельском кладбище сейчас восстанавливают на средства местных жителей и спонсоров часовню XIX века. Уже воздвигнут золотой купол. Нашим гостям будет интересен и бывший полицейский участок, расположенный в совхозной конторе, на первом этаже которого находились камеры, одна из них полностью сохранилась до сих пор. А вот деревянный купеческий дом в Арефине остался всего лишь один из сорока двух. Кстати, сельский Дом культуры расположен в двухэтажном каменном доме купца Назарова, который построил напротив богадельню для паломников, а рядом была его лавка. Правда, от нее остались лишь стены. Краевед уверен, что гостей, приезжающих в Арефино, будет чем удивить.

Герой, не получивший награду

Отдельную комнату в будущем музее Сергей Владимирович хочет посвятить односельчанину Зиновию Колобанову, прославившемуся своим подвигом на всю страну, но не получившему заслуженную награду. Зиновий Григорьевич родился в Арефине, окончил Орловское бронетанковое училище, получив звание лейтенанта, участвовал в советско-финской войне, был командиром танковой роты. За прорыв линии Маннергейма ему присвоили внеочередное звание капитана и представили к званию Героя Советского Союза, но он его не получил. Причиной послужила скандальная история после подписания мирного договора 12 марта 1940 года, когда его подчиненные устроили братание с финскими военнослужащими, одного из которых он сам угостил сигаретой. По тем временам это считалось серьезным проступком, и Зиновий Колобанов был лишен звания и награды. В начале Великой Отечественной войны он был назначен командиром роты тяжёлых танков на Северном фронте. 20 августа экипаж Колобанова только в одном бою подбил из засады 22 вражеских танка в районе стратегического транспортного узла. Этот бой, вошедший в историю как самый успешный из всех танковых сражений Второй мировой войны, продолжался всего лишь час, в течение которого было израсходовано около сотни бронебойных снарядов. Всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжёлых танков, в тот день было подбито 43 единицы немецкой бронетехники. За этот бой весь экипаж представили к званию Героя Советского Союза, но, увы, снова всплыла та финская история и снова высшее командование не посчитало Колобанова достойным такой награды. Правда, он получил за свой подвиг орден Красного Знамени. После войны Зиновий Колобанов служил еще полтора десятка лет. В мирное время непризнанный герой жил в Белоруссии и работал на Минском автозаводе мастером. – В Белоруссии установлен ему памятник, а мы сейчас добиваемся, чтобы вернуть нашему земляку звание Героя, – говорит Сергей Липатов. – Наша инициативная группа обращалась в Министерство обороны, но получила отказ. Хочу музей назвать в честь его имени. После войны Зиновий Колобанов приезжал в родное село. У меня есть его фотографии, в том числе со звездой Героя Советского Союза, которую у него отобрали.

Будет радовать сакура

А недавно Сергеем Липатовым заинтересовались журналисты из Москвы. Дело в том, что он ещё и классный садовод, выращивающий южные фруктовые деревья. Одних только абрикосов в его саду 17 сортов. Причем он не укрывает их на зиму, как и персики, и они благополучно выдерживают морозы. Грецкий орех вот уже 10 лет даёт хороший урожай, рядом растут и молодые деревца – пять сортов. Есть и маньчжурский орех, более выносливый. – Южный каштан посадил из маленького плода, – показывает садовод на крепкое деревце. – Второй год у меня растут гранаты, тоже ничем их не укрываю, не замерзают, их три сорта. На этой груше привил около семи южных сортов. Вообще, на любом дереве можно привить все что угодно. Много привил сортов яблок и груш. И всегда у меня хороший урожай, все растет без всякой химии. К нему обращаются многие сельчане с просьбой привить деревья, и он это делает совершенно бескорыстно. – Если Бог дал талант, надо делиться своими знаниями, – рассуждает Сергей Владимирович. – У меня все прививается. Сейчас жду сакуру. Живу интересно, люблю ходить за грибами. Иногда бывает высокое давление, а из леса выйдешь – можно в космос. Словом, живёт арефинский краевед и садовод, а в прошлом моряк и водолаз, интересной жизнью. И можно не сомневаться, что у него получится открыть в родном селе краеведческий музей. – Пока есть силы, хочу успеть, – признается Сергей Липатов. – Помните, стихотворение Михаила Исаковского «Вишня»? Вот и у меня все останется людям – и музей, и сад.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Вачский округ.

Comments & Reviews