0
18.11.2025

ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПЕЧЬ СБЕРЕГЛИ

Изучая историю, воспитывают любовь к родине

Юный возраст гидов никого не должен вводить в заблуждение. Несмотря на то, что Фёдор Батурин и Никита Скрибловский-Одегов учатся всего лишь в 5-м классе Каменской школы Богородского округа, они успели накопить кое-какой опыт экскурсионной деятельности. В их багаже, к примеру, серия из 12 туров для односельчан, в ходе которых рассказывали о достопримечательностях Каменок и их окрестностей.

Портфель директора

Если театр начинается с вешалки, то Каменская школа, безусловно, с музея. Сейчас его хранителем является Иван Витушкин – учитель математики, а вовсе не истории, как многие наверняка подумали. Как человек разносторонний, Иван Васильевич восхищается не только точностью формул и лаконичностью цифр, он увлекается краеведением, развивает направление с 1988 года, когда пришёл в Каменскую школу. – Музей располагается в бывшей учительской квартире, – рассказывает он. – Здание построили в 1964-м, две комнаты в нём выделили под жильё для педагогов. Одну переоборудовали в выставочную экспозицию. На стенах – информационные стенды, рассказывающие об истории школы, её выдающихся выпускниках, о знаковых личностях Каменок и расположенных поблизости сёл. Под ними – витрины, за стеклом хранятся реликвии, переданные местными жителями, выпускниками, – перья, которыми когда-то дети писали на уроках, потрёпанные временем и десятками ребячьих рук учебники, чернильницы. Иван Васильевич рассказывает об истории становления среднего образования в Каменках сжато, выделяя основные вехи, оставляя самое интересное – вторую музейную комнату, на потом. Экскурсию под названием «Быт учителя 1950-1960 годов» доверили провести Фёдору и Никите. Они справились с порученным делом блестяще. – Центральное место занимает печь, от неё и танцуем – обращает внимание Иван Витушкин. – Она настоящая, сохранилась с момента постройки здания. Комнату поделили на две условные части: одна – бытовая, там стоит кухонный стол, на нём – посуда, по соседству угольный утюг, рубель. Вторая – рабочая. Там тоже стол, но не кухонный, а письменный. Рядом с ним – этажерка с книгами, чуть отодвинутый стул, будто хозяин вышел на минуту и вот-вот вернётся, чтобы продолжить подготовку к уроку. – Многие экспонаты принадлежали учителям, работавшим в школе, – говорит Иван Васильевич. – Например, за письменным столом когда-то трудился Герман Замотаев – директор. С портфелем прежде ходил ещё один руководитель образовательного учреждения – Михаил Дикарёв.

Поддержка – безоговорочная

Юные экскурсоводы когда-то сами были экскурсантами – пришли с классом в музей, посмотрели, заинтересовались и погрузились в процесс, что называется, с головой. Да и обстоятельства к тому располагали. Федя и Никита в начальной школе учились у Елены Зеленовой. ВКаменскую школу Елена Анатольевна пришла недавно, но уже сумела среди воспитанников возвести любовь к своему краю в абсолют. С её лёгкой руки в школе открыли инновационную площадку, составили социокультурный дневник «Моя малая родина». – Он носит краеведческую направленность, – Елена Зеленова рассказывает, что это за дневник такой, по которому занимаются её ученики. – Собрали историю Каменок и окрестных сёл, биографию выдающихся людей. Есть раздел «Мы читаем», где представлены произведения местных авторов, в том числе стихи учителя школы Ольги Железовой. В отдельную тему выделено патриотическое воспитание, говорим с ребятами о Великой Отечественной войне, о прадедах, сражавшихся на фронте, о прабабушках, приближавших победу в тылу. В рамках раздела «Мы идём на выборы» знакомимся с Конституцией, с процедурой голосования. Поскольку дневник предназначен для ребят начальных классов, пройденный материал закрепляем в игровой форме. Настя Андреева, ученица нашей школы, придумала «ходилку» по селу. В её основе карта, на которой указаны знаковые места. Елена Анатольевна принимала участие в подготовке учебника истории Нижегородской области. С этого года его в рамках эксперимента внедряют в школах, не во всех, конечно, лишь в некоторых, но Каменская в число пилотных вошла. Пока по учебнику занимаются в рамках факультативов, но немало тем рассматривается и на обычных уроках. – Все предметы взаимосвязаны, – обращает внимание Елена Анатольевна. – Занимаясь историей, краеведением, развиваем у ребят тягу к исследовательской деятельности. Умение находить, сопоставлять, анализировать помогает в реализации общешкольного проекта «Живая история». Его инициаторами являются Иван Андреев, выпускник школы, и Елена Зеленова. Иван Алексеевич как активный родитель, представитель общественной палаты Богородского округа, выступил с предложением по изданию Книги памяти – отдельной по каждому селу. Уже вышли сборники по Анкудиновке, Прудам, Килелею, готовится к выпуску издание, посвящённое деревне Чапудра. – В работе над книгами активное участие принимают ребята, – говорит Ирина Зайцева, заместитель директора школы. – Они изучают архивные документы, беседуют с жителями сёл, записывают рассказы об их родных, воевавших в Великую Отечественную. В результате удалось составить максимально полные списки погибших и сражавшихся на фронте. Под руководством Елены Зеленовой ребята собирают «Семейный альбом деревни». Начали с Килелея, поскольку Елена Анатольевна является старостой населённого пункта. В издание вошли материалы по истории деревни, об учителях, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. – У нас замечательный педагогический коллектив, – продолжает разговор Ирина Ивановна. – В нём собрались энтузиасты своего дела, открытые любым идеям. Ни одно предложение не остаётся без отклика. Например, Елена Анатольевна разработала экскурсионную программу «Тропами малой родины», включающую посещение храмов, памятников истории и природы, встречи с ветеранами, и мы все её поддержали. Точно так же – полностью и безоговорочно – педагоги приняли предложение Ивана Андреева по реализации экологического проекта «Живые родники». В его рамках ребята под руководством взрослых благоустраивают природные источники, берут пробы воды, устанавливают информационные таблички. А ещё изучают историю происхождения родников, составляют их карту.

Победа не главное

На одном из стендов в школьном музее чёрно-белая фотография ребят – участников телевикторины. Команда из Каменок победила в интеллектуальном соревновании и в награду получила путёвки в «Артек». Таня Щербакова, ученица 7-го класса, тоже не так давно побывала в международном детском центре. Она участвовала во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», финал которого проходил в «Артеке». Победители, Таня в их числе, отправились в «Путешествие мечты» по маршруту Москва – Владивосток. – Финалу предшествовал отборочный этап, – рассказывает семиклассница. – Нужно было решить тесты с заданиями на логическое мышление, креативность, пройти собеседование, рассказать о своих увлечениях. Таня занимается танцами, плаванием, но основное её хобби – графический дизайн. Многому научилась в ходе профильной смены в «Лазурном» – это детский центр, расположенный в нашей области. Ребятам показывали, как монтировать видео, делать фотографии, снимать подкасты. Татьяне всё это так понравилось, что будущее хочет связать с медиаиндустрией. А пока участвует в конкурсе «Юнпресса», за победу в котором полагается путёвка в «Орлёнок». – Наши ученики на протяжении нескольких лет выступают в «Большой перемене», а первую победу праздновали в 2021-м, – вводит в курс дела Алёна Безносова, советник директора по воспитанию. – Но на самом деле победа в таких конкурсах не главное, участие – вот что важно. Сейчас ребят очень многому учат: работать в команде, готовить проект и так далее. Сначала дети всё это познают, а потом показывают, что усвоили. Все победителями стать не смогут, но бесценный опыт из участия в таких конкурсах вынесет каждый. Алёна Валерьевна в школе выступает в двух ипостасях – как педагог и как активный родитель. При участии столь же инициативных пап и мам по линии общества «Знание» школа выиграла грант на реализацию проекта «Неизвестная война». Он предполагает съёмку короткометражных фильмов, посвящённых Великой Отечественной. Необходимое оборудование купили на средства гранта, в творческом процессе активно участвуют ребята – они и сценаристы, и режиссёры, и актёры. – Наша цель – показать неочевидные детали и события войны, – говорит Алёна Безносова. – К проекту присоединились свыше 50 семей. Героями видео становятся бабушки – дети войны. Но не все соглашаются говорить о событиях тех лет на камеру, тогда ребята записывают истории и пересказывают. Каменская школа необычная, здесь учатся без малого 600 ребят, чуть ли не половину из которых привозят из соседних деревень. – В автопарке три автобуса, – рассказывает директор Екатерина Васяева. – Каждое утро они объезжают 22 населённых пункта, некоторые из которых расположены за 30 километров, а вечером доставляют детей домой. Именно вечером, потому что ребята в школе постоянно чем-то заняты: общественной деятельностью, творчеством, спортом, углублённо изучают предметы. И результаты не заставляют себя ждать. В прошлом году наш ученик набрал 100 балов на госэкзамене по русскому языку, двое – 99 по химии. В школе есть традиция – вручать лучшим премию имени Сергея Приятелева, бывшего учителя, ветерана Великой Отечественной, основателя Каменского музея. Её учредил сын Сергея Яковлевича. И в этом тоже проявляется связь времён и поколений.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Богородский округ.

Comments & Reviews