0
Posted in Культура
13.11.2025

НА ЖИЗНЕРАДОСТНОЙ ПЛАНЕТЕ

Приключения джаза в приволжской столице

«Горький/Нижний джазовый». Буклет-путеводитель по истории горьковского/нижегородского джаза под этим названием только что вышел из печати. В нем запечатлена история джаза больше чем за сто лет – с 1917 по 2025 год. Автор буклета – Светлана Кукина, преподаватель Нижегородского музыкального училища, журналист, историк джаза, автор нашей газеты. Примечательна сама форма этого буклета. Он представляет собой три яркие книжки-раскладушки в общем футляре. Их можно развернуть и расставить, например, на столах или парапетах улицы, если они сопровождают экскурсию по истории джаза. Такие экскурсии также проводит Светлана Кукина. На каждой странице – годы, события, фотографии, даже газетные статьи, рассказывающие о приключениях на берегах Волги самой жизнерадостной музыки планеты. – Рассчитываю в дальнейшем использовать эти страницы как витрины мобильной выставки, – делится планами автор книги, – если их распечатать метровой-полутораметровой высотой и укрепить в специальных рамах. Витрины получатся двухсторонние. Ходи, разглядывай, читай.

То сгибаем, то разгибаем

История джаза – извилистая. Бывали времена, когда джаз запрещали. Острый на язык Леонид Утесов назвал те времена «эпохой разгибания саксофонов». Бывало иначе – когда джаз слушала и любила вся страна. Вспомним историю. Тот же Леонид Утесов в 1935 году стал популярнейшим киноартистом. Его поющий пастух-мультиинструменталист Костя Потехин поднялся по сюжету фильма «Веселые ребята» на уровень лидера джаз-оркестра. Да и сам фильм изначально назывался «Джазкомедией». И смотрела этот фильм вся страна, так что он стал одним из самых популярных фильмов советского кино за все его годы. Интересно, что город Горький внес свой особенный вклад в джазовую фильмографию. В фильме «Мы из джаза» запомнился своей яркой игрой выпускник Горьковского театрального училища Александр Панкратов-Черный. Он исполняет одну из главных ролей – «скромного труженика массовой культуры», куплетиста «проездом из села Шишиги в Монте-Карло». Еще одна запомнившаяся роль – это неподражаемый Евгений Евстигнеев, народный артист СССР и тоже выпускник горьковского училища, которое теперь носит его имя. В фильме он, криминальный авторитет, а для своих «Папа», рассказывает, как любит джаз, и играет своё знаменитое соло на вилках. И не случайно! Евгений Евстигнеев в доактерской молодости был джазовым барабанщиком, играл на танцах в ДК имени Ленина. Да и когда уже служил в московском «Современнике», убегал с репетиций на музыкальные «халтуры», как рассказывали его коллеги по театру. Кто только не играл джаз в разные годы на нижегородской земле! Вот несколько историй. Уроженец Ветлуги Михаил Зорин стал широко известен в Горьком как артист-комик, чечеточник, куплетист, фельетонист, артист эстрады. Служил в нижегородских театрах – ТЮЗе, оперы и балета, комедии. Играл Митрофанушку в «Недоросле», Гека Финна в «Томе Сойере», мадемуазель Куку в «Безымянной звезде». Его обожали за редкое, ослепительное дарование. Когда он шел домой из театра в своей длинной меховой шубе и бобровой шапке, прохожие уважительно шептали в спину: «Миша идет!» На Первом фестивале песенного и эстрадного искусства 1973 года его пригласили на сцену как старейшего мастера советской эстрады. Зал горьковской филармонии взорвался аплодисментами, когда Михаил Иванович поднялся на сцену. В тридцатые годы именно в филармонии с большим успехом выступал теаджаз Михаила Зорина. Теаджаз – то, что укоренил на эстрадных подмостках другой мастер этого жанра, Леонид Утесов; джазовый оркестр, сопровождающий музыкой разные по жанру эстрадные номера. В зоринских программах выступали инструменталисты и певцы, звучали песни о Горьком, джазовые шутки и мастерские сольные номера. Джазовая пародия «Переутомленное солнце» – узнаете, о чем это? Песня «Утомленное солнце», записанная на грампластинке в исполнении джазоркестра Александра Цфасмана, звучала тогда из каждой форточки. Инструментальный номер на саксофоне «Ха-ха-ха» – тоже была такая пластинка, очень популярная, и саксофон действительно «смеялся». Еще более причудливый жизненный сценарий привел на горьковскую землю музыканта Тауно Гамильтона. Сын финских эмигрантов, уехавших в Америку в поисках лучшей доли, оказался в числе финнов, подписавших контракты на работу на великих советских стройках. Это тоже тридцатые годы прошлого века. Так Тауно оказался в Нижнем Тагиле, где его родители возводили вагоностроительный завод. Сам он хорошо играл на саксофоне и вскоре с другом уехал в Сочи. Представьте – организовал там джазовый ансамбль! А потом волею судеб оказался в Горьком. Здесь, на автозаводе, сложилась финская диаспора, строившая другую великую стройку – ГАЗ. Они жили в отдельном поселке для иноспецов. Здесь кипела жизнь, музыкальные финны организовали свой теаджаз, участвовали в самодеятельности. Очевидцы потом вспоминали, как весело проводили время на концертах и танцевальных вечерах, на которых выступали талантливые американские финны, и в их числе Тауно Гамильтон. А ведь подумать – сам Тауно вполне мог встречаться с Михаилом Зориным. Два человека, увлеченных джазом, наверняка слышали друг о друге. Может быть, даже музицировали вместе, как это было популярно в этой музыке. Но внезапная болезнь унесла его жену, скрипачку Дейзи, и овдовевший Тауно уехал к родителям в Сортавала, где устроился саксофонистом в оркестр местного Дома Красной армии. У сортавальских историков и нашлись все эти подробности о горьковской жизни финского джазиста.

Корабли проплывают ночью

Вообще, тема иностранцев в Горьком достойна отдельного внимания. В пятидесятых годах Горький закрыли для иностранцев. Вдруг – сенсация! Во Дворце спорта анонсированы концерты популярного чешского джазового оркестра! Сам оркестр и его руководитель Густав Бром были весьма уважаемыми в среде знатоков и любителей. Чешские джазмены, усиленные американским барабанщиком Биллом Муди, дали четыре «битковых» концерта, которые потом лет сорок вспоминали местные фаны. Но как такое могло произойти? 1968 год, город «закрыт», иностранцев на кораблях провозят ночами, чтобы они не заметили огромный город на двух берегах. Как возможно? Оказывается, в РСФСР в это время проводили масштабное мероприятие – Дни чешской культуры. По этому поводу в Горьком оказался не только чешский джазовый оркестр, но и симфонический оркестр и хоровая капелла, и артисты Словацкого национального театра, и кинематографисты, и министр культуры ЧССР и, как принято было тогда говорить, «другие официальные лица». Как сейчас объясняют этот удивительный факт, подобные спорные вопросы – пускать или не пускать – решались по телефону. Пустили. Однако имя Билла Муди в газетных материалах, рассказывающих о гастролях, не появилось. Да и оркестр нетнет, но осторожно называли эстрадным – использовать слово «джаз», еще недавно крамольное, было небезупречно. О джазе много и обстоятельно рассказывает Большая Покровская улица. Её здания и памятники помнят разные события и имена. Например, в подвалах домов по Малой Покровской родился великий популяризатор Алексей Баташев, автор книги «Советский джаз». Лучше и полнее об этом музыкальном направлении никто пока не написал. Кстати, считается, что сценарий фильма «Мы из джаза» написан по мотивам именно этой книги.

Пианист-первопроходец

С Покровки можно и даже нужно свернуть на улицу Грузинскую, чтобы вспомнить имя Александра Цфасмана, первопроходца советского джаза. В 1918 году двенадцатилетний Саша Цфасман поступил в Нижегородский музыкальный техникум (сейчас музыкальное училище) на фортепианное отделение. Выказывал незаурядные способности, делал большие успехи, уже через несколько месяцев после поступления выступил на публичном концерте с непростой программой. Он стал виртуозным пианистом, знающим толк в гармонии и оркестровке. Уехав в Москву, Цфасман собрал джазовый оркестр, который считается первым профессиональным советским джазом. Записал с этим оркестром первую джазовую пластинку. Спросите, какую? Вспоминаем Булгаковского «Мастера и Маргариту», и джаз-оркестр в писательском ресторане, который исполняет «Аллилуйя». Вот эта «Аллилуйя» и записана на первой джазовой пластинке. И первой запечатлена телевизионными средствами, как мы сейчас сказали бы, в видеоклипе. Цфасмановский оркестр первым записался и на радио, а потом выпустил огромное количество грампластинок, которые мгновенно раскупались. Покровка напоминает нам и имя Льва Александровича Зеленова, первого профессора России по дизайну и создателя научной школы «Методология человековедения». Именно благодаря его предложениям Большая Покровская стала пешеходной улицей, кстати, в 1983 году – раньше московского Арбата. У Зеленова был целый проект реконструкции Большой Покровской. Большой любитель джаза, он искал возможности выступления на главной улице города всех джазовых оркестров. «У нас такое богатство есть, – говорил он в книге «Сто лиц столицы Приволжья», это фотоальбом Николая Нестеренко, – а мы его не только никому не показываем, но и сами-то о нем мало что знаем! А представляете, как это красиво, когда на главной улице города играет свой джазовый оркестр!» «Творец и хранитель джазовой истории в одном лице», как называют Светлану Кукину коллеги, она с 1983 года сделала эту музыку частью своей жизни. В её домашнем джазовом музее – 36 коллекций. Только за последние несколько лет в её активе – выставки в парке «Швейцария», лекции и лекции-концерты, доклады на всероссийских и международных конференциях, экскурсии автобусные и пешеходные, а теперь и буклет-путеводитель. И все это – о джазе.

Мария Иванова.

Фото из архива Светланы Кукиной.

Comments & Reviews