12_2012_11-1
Posted in Кадры
26.03.2012

Надежда в авангарде

Принцесса цирка

Надю Горожанцеву с детства окружали люди в погонах. Мама – сотрудник милиции, ее брат – кинолог, да и другие родственники – военные. Неудивительно, что девочка думала о военном училище, хотела ощутить, каково это – подъемы, тревоги, строгая субординация.

Ей и по сей день нравятся порядок и дисциплина. Надежда даже успела выбрать для поступления одно из командных училищ, но вмешался папа. Он, единственный из всей семьи надевавший сержантские погоны лишь на время армейской службы, рассудил, что дисциплина – дело хорошее, но армейская жизнь не для его дочери. А школу милиции отсоветовала мама. Надя послушалась, но уж потом с выбором жизненного пути определялась сама.

Какая девочка не мечтает быть принцессой? А уж принцессой, летающей под куполом цирка, тем более. У Нади эта мечта сбылась.

В пять лет, чтобы ребенок окреп перед школой, родители привели Надю в секцию акробатики.

­ Поначалу было трудно, со слезами отказывалась заниматься, – признается Надежда. – Но пришлось перебороть себя и два года посвятить акробатике. А потом в жизнь вошли еще и танцы. Удачное сочетание, поэтому вскоре тренер предложил начать занятия в народном цирке «Авангард».

На полтора десятилетия цирк стал ее второй семьей. Приняли спортсменку с радостью. Уже вскоре после начала занятий, на юбилейном концерте в честь 35­летия «Авангарда», девочка делала четыре «своих» номера. Как­то сразу вышло, что она стала воздушной гимнасткой.

Редкая тренировка обходилась без падений, ушибов, растяжений или более серьезных травм. Поначалу Надя ходила в синяках. Родители ужасались. Но дочь объяснила, что ей это нужно. Она доказывала: проходя через боль, но добиваясь своего, человек выстраивает волевые качества, которые требуются в жизни.

Как­то к Наде приехал представитель Нижегородского госцирка с предложением работать в труппе. Огни, арена, восторженные голоса зрителей, конечно, манят, но…

Можно ходить на голове

В школьном гимнастическом классе шум, беготня – дошколята начинают выплескивать кипучую энергию еще до начала тренировки. И вдруг по команде затихают, послушно выстраиваются и начинают выполнять сложные гимнастические упражнения. Их тренер, хрупкая девушка, успевает поправить, помочь и похвалить каждого малыша, легко управляя настроем всей группы. Это Надя Горожанцева. Своим маленьким «акробатикам» она разрешает хоть на голове ходить, но под строгим контролем.

Первый педагогический опыт девушка получила именно в «Авангарде», когда была наставником новичков. Работать с ребятишками, смотревшими на нее восторженными глазами, Наде понравилось. Поступление в пединститут позволило заниматься с малышней уже профессионально.

Тренерские навыки понемногу оттачивались, появилась своя коллекция педагогических приемов. Сегодня Надежда Александровна сотрудничает с крупнейшим в городе детским творческим агентством. Родители малышей знают, что она умеет из любого неуклюжего дошколенка сделать ловкого акробата, поэтому смело доверяют ей своих чад.

Дети же в тренере души не чают.

– Она бывает и строгая, но все равно добрая, и нам с ней интересно, – говорят подружки Настя и Ксюша. – Мы занимаемся акробатикой с четырех лет и за год научились делать мостик, колесо и много разных кувырков. А скоро научимся ходить на руках.

Родители тоже довольны, потому что ребятишки под руководством Горожанцевой окрепли и стали более уверенными.

Педагогический опыт студентка выпускного курса пединститута приобретает и в родной школе, где преподает физику и математику. Четыре класса внимают ее объяснениям. Надежда Александровна убеждена, что в любом, даже самом хулиганистом подростке есть много хорошего. Надо только уметь и хотеть это хорошее в нем найти.

Нашей героине это удается, потому и любят ее ученики.

Однако и педагогическая деятельность, которой Надежда Александровна занялась, как сама уверена, по призванию, еще не окончательный выбор жизненного пути. Хрупкая девушка с сильным характером мечтает о неженской профессии.

Доброволец свой пост не покинет

­ Однажды в институте я узнала о наборе в добровольную молодежную дружину, – рассказывает Надя. – Предполагалось, что в охране общественного порядка должны участвовать только юноши. Но я сразу спросила, почему не предлагают девушкам? Вопрос о том, можно ли принять в дружину и меня, решался на уровне руководства городского УВД. Причем я знаю, что мама, к тому времени начальник штаба гор­отдела, за меня не хлопотала.

Вопрос решился положительно, в руководстве полиции, поддержав инициативу, сказали: «Давайте по­пробуем». С того дня в Надин и без того сверхплотный график учебы, преподавания и тренировок добавились еще дежурства в дружине.

Кто­то скажет, что патрулировать и заниматься хулиганами – неженское дело. Профессионалы органов правопорядка с этим не согласятся. В составе дружин улицы раньше патрулировали и женщины. Они ответственнее и наблюдательнее. А ведь для дружинника главное не преступников ловить. В первую очередь добровольный помощник милиции выступает в роли мощного профилактического оружия. Еще во времена Советского Союза было на практике доказано: уличная преступность становится меньше там, где дежурят дружинники.

В отряде пришлось испытать всякое: и на патрулирование ходить, и в оцеплении дежурить, и на пожары выезжать. Трудности девушку не пугают, наоборот, она обижается, что ее порой стараются оберегать и берут на задания юношей. Как­то раз в оцеплении дружинников накрыл ливень, из тех, про которые говорят, что дождь не идет, а стоит. Но даже стена воды с неба не заставила Горожанцеву покинуть пост. «Дело в том, что мы добровольцы. Нельзя уйти, если тебе доверяют», – поясняет Надя. А однажды во время рейда по пожарам ей с товарищами удалось во­время отогнать от горящего дома любопытных мальчишек:

­ Через мгновение рядом с нами рухнула пылающая стена. Хорошо, что мы убрали детей во­время, иначе дело могло кончиться плохо.

Рейды дружинников – это не подвиги, а обычная полицейская рутина. Но у человека, который хотя бы раз дежурил в составе патруля, серьезно меняются взгляды на свое участие в охране порядка. Такой человек уже не сможет пройти мимо брошенной сумки, а сообщит о ней постовому, не откажет в помощи, не станет молчаливо поддерживать распоясавшегося уличного хулигана.

­ Я и раньше делала замечания, услышав от людей на улице ругательство или став свидетелем грубой выходки, – подтверждает Надя. – Ведь для этого совсем необязательно быть дружинником.

Возможно, новая служба станет шагом к выбору профессии. Во всяком случае, девушка уже получает второе высшее, уже юридическое, образование и мечтает об оперативной службе и даже о работе в уголовном розыске. Спортивная подготовка в этом случае совсем не лишняя, да и навыки педагога в работе с людьми пригодятся.

Надя призналась мне еще в одной мечте ­ девушка хочет совершить прыжок с парашютом. Что ж, возможно, именно этой весной ей удастся сделать себе такой подарок. Во всяком случае, в ее решимости сделать это читатель, полагаю, уже не сомневается.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

г. Арзамас.