ПРЯНИК ТОЖЕ ИСКУССТВО

Ремесло живёт там, где есть вера в него

В русской языковой культуре «пряник» не просто слово. Он издавна являлся символом поощрения, особого блага, достатка, чего-то желанного, но труднодостижимого. Это и неудивительно. Создать настоящий пряник совсем не просто. И особенно сложно тем мастерам, которые, развивая своё дело, ищут собственный неповторимый почерк.

Запечённая летопись

Татьяна Догадина из Балахны создаёт не просто авторские пряники, из-под её рук выходят настоящие сувениры. Найти свой стиль в пряниках очень не просто. Однако Татьяне это более чем удалось. В последние годы кондитеры отмечают новый виток популярности авторских пряников. От самостоятельного блюда сладкое лакомство переходит в разряд декора: их используют для украшения тортов, пирожных и других кондитерских изделий. Остаются пряники и оригинальным подарком. Но вот многие ли работают на стыке кулинарии и архитектуры? Догадина же стала пекарем-строителем, превращая пряник в настоящее гастро-архитектурное чудо. У хорошего мастера есть много способов показать себя патриотом малой Родины. Татьяна тоже именно у себя в Балахне черпает вдохновение. Она любит свой город, следит за модными тенденциями в кулинарии и считает, что её дело может сочетать кондитерское мастерство с краеведением. Рассказывать о родном крае в картинах художники научились давно. А как вам идея рассказать о малой родине в тортах или пряниках? Недавно смелый замысел балахнинской умелицы поразил даже Владыку Георгия. Думается, митрополит Нижегородский и Арзамасский, прибыв на традиционный фестиваль ремёсел в Хирино, никак не ожидал в числе прочих работ увидеть точную копию Хиринского храма, построенную из пряников в глазури. Глава митрополии не скрывал восхищения.  

С мыслью о вечном

Татьяна пришла в кондитерское дело 15 лет назад. Начала, как и многие девочки, с тортов. Но с недавних пор главной темой в её кулинарном творчестве стали именно пряники. Как она сама утверждает, есть у традиционного лакомства это свойство – затягивать. Пряник создавать интереснее, чем торт. Тут всегда есть простор для чего-то нового. Эта уникальная ниша не даёт перегореть на обыденности. Захватила умелицу идея создать особую серию пряничного храмостроительства. В мире, где стал главенствовать принцип одноразовых вещей, люди, останавливающие время, уже уникальны. Такие мастера не спешат. Они лепят, вырезают, собирают вручную с мыслью о вечном, с молитвой. Отрабатывая технологию, мастерица уже «построила» две балахнинские церкви из пряников. Хиринский Предтеченский храм стал третьим в серии. Дело это, прямо скажем, не простое. От идеи до воплощения прошёл месяц. Одних только деталей требовалось выпечь не одну сотню. Усложняло задачу то, что в Хирине Татьяна прежде не бывала и храм вживую не видела. Строить же по фотографиям, где трудно рассмотреть детализацию, это как быть первопроходцем. А храм этот необычный, не похожий на другие. К примеру, тут множество наружных лестниц, каждую из которых Татьяна с ювелирной точностью воссоздавала. Это очень красиво, но чрезвычайно сложно. Кстати, лестницы кондитер специально ни глазурью, ни кремом не покрывала, чтобы всем было видно – они действительно пряничные. Работа только ручная. Как говорит Татьяна: «Мне машины не помогают ни в чём. Они просто не могут. Пряничное тесто рождается исключительно из-под руки».

Приснившийся чертёж

Точная, до мельчайших деталей, копия храма из архангельского «козульного» теста, что веками пекли на Севере. Лестницы, купола, арки – всё это вкусно и аппетитно. Впрочем, быть съедобным не значит быть съеденным. Татьяне хочется «чтобы люди подошли, порадовались, посмотрели на необычное творение». В этом – суть её ремесла. Она не просто кондитер. Конечно, если ты взялся выпекать не просто печенье с глазурью, а трёхмерные скульптуры, требующие чертежей, расчётов, терпения, нужно где-то черпать идеи. Оказывается, они находят мастера сами: – Часто ночью просыпаюсь – и в голове уже стоит готовый пряничный храм, – признаётся Татьяна. – Сна как не бывало, бегу записывать, пока не забыла. Конечно, и по сей день находятся те, кто сетует: «Зачем святое из еды делать?» Таким «ревнителям» можно напомнить, что Владыка Георгий, увидев пряничный храм, остался творческим замыслом балахнинской умелицы весьма доволен. А для Татьяны это – высокая награда. – В моей работе нет кощунства, – отметает она наветы. – Есть только мастерство, душа, труд. И любовь к родной земле. Соглашусь. Татьяна Догадина не просто печёт пряники. Она строит мосты – между поколениями, между искусством и верой, между прошлым и будущим. И пусть конструкции эти не из камня, а из теста, сахара и любви, но ведь от этого они не менее прочные.

Кондитерская педагогика

Секретов мастер не скрывает. Наоборот, она проводит множество мастер-классов, на которых хочет научить ремеслу как можно больше заинтересованных ребятишек и взрослых: «Дело не в деньгах. Их всех не заработаешь. А вот радость творчества – подарить можно». В этом она проявляет себя как педагог и как популяризатор истории малой родины. – Хочу уже начать кулинарно-исторические мастер-классы, – делится замыслами мастерица. – Пусть дети и взрослые сами лепят по кирпичику – то есть по малой детальке. А потом мы вместе соберём храм и подпишем: «Создано руками жителей Балахны». А перед сборкой обязательно нужно провести мини-лекторий об истории храма. Пусть патриотизм, любовь к родной земле рождается не в лозунгах, а в простых маленьких делах. Пусть ребёнок потрогает историю своего города руками, так он запомнит её навсегда. Отличная идея. Вот только проводить занятия и хранить солидные экспонаты негде. Поэтому у Татьяны созрел план: открыть в Балахне пряничный музей-практикум. В нём мастеру-педагогу и ребятне, желающей перенять секреты ремесла, будет удобнее строить из теста новые мосты между верой, историей и детством. Получится ли у пряничной волшебницы реализовать мечту, покажет время.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Балахнинский округ.

Comments & Reviews