СИМВОЛ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Лицей хранит память о выпускниках
Не так давно нижегородский лицей № 8 имени академика Е.К. Фёдорова гостеприимно распахнул свои двери для журналистов. В рамках литературно-краеведческой экспедиции «Городское кольцо», организованной Союзом журналистов области, представители СМИ посетили музей, посвящённый жизни и творчеству выдающегося нижегородца, писателя и поэта Юрия Адрианова.
С детства со стихами
Юрий Адрианов – имя, которое навсегда вписано в историю Нижнего Новгорода, города Горького. Его стихи, пронизанные любовью к родному краю и глубоким пониманием человеческой души, любят многие нижегородцы. Но мало кто знает, каким был путь известного поэта, писателя и краеведа. Юрий Адрианов родился в 1939 году в семье нижегородских интеллигентов. Война рано ворвалась в его жизнь: в 1942 году отец, сражавшийся в Крыму, пропал без вести. Остались лишь фронтовые письма, адресованные жене и сыну, ставшие для маленького Юры символом мужества и любви к Родине. Немалую роль в становлении будущего поэта сыграла его мать, Екатерина Ивановна. Талантливая женщина, мечтавшая об актерской карьере и писавшая стихи, она пробудила в сыне любовь к искусству и литературе. Не удивительно, что мальчик начал писать стихи ещё в детстве. Именно школа № 8, которую окончил Юрий, стала местом, где раскрылся его талант. И именно это образовательное учреждение сегодня бережно хранит память о своём выдающемся выпускнике, открыв музей, посвящённый его жизни и творчеству. Окончив школу № 8 и вечернюю школу при художественном училище, Юрий поступил на историко-филологический факультет Горьковского университета. После его окончания работал на телевидении, но главным делом его жизни оставалась поэзия. В 1957 году Адрианов начал публиковать свои стихи, и вскоре его талант был замечен. В 1963 году вышла его первая поэтическая книга «Считайте годы по веснам», и в том же году он стал участником Всесоюзного совещания молодых писателей. Это стало отправной точкой в его литературной карьере: уже через два года Юрий Адрианов был принят в Союз писателей СССР. В 1960-е годы Адрианов объездил весь Советский Союз, побывал в Англии, Голландии и Австрии вместе с известным поэтом Андреем Вознесенским. В 1967 году он полностью посвятил себя литературному труду, и вскоре одна за другой стали выходить его книги: «Меридианы», «Северные посвящения», «Керженец», «Братина», «Звенья времени» и многие другие. К середине 1970-х годов Юрий Адрианов стал одним из известных советских поэтов. Его стихи печатались в журналах, сборниках и анталогиях, переводились на немецкий, венгерский и болгарский языки, завоёвывая признание и в мировой поэзии. Юрий Адрианов получил 14 литературных премий, что свидетельствует о его таланте и вкладе в литературу. Сегодня, спустя годы, Нижний Новгород помнит и чтит своего выдающегося земляка. Нередко творчество Юрия Адрианова сравнивают с поэзией Сергея Есенина, называя его «вторым Есениным». И это сравнение неслучайно. Как и Есенин, Юрий Андреевич был мастером поэтической пейзажной лирики, умевшим проникновенно говорить о жизни и смерти, добре и любви, судьбе России и красоте родной природы.
Проект – уникальный
Экспедиция Союза журналистов области, посвящённая землякам – писателям и поэтам, стала настоящим погружением в культурное наследие региона. Директор лицея Ирина Николаевна Ярцева радушно встретила гостей и рассказала о той важной работе, которую проводит образовательное учреждение по сохранению памяти о своём знаменитом выпускнике. Здесь, в лицее № 8, начат уникальный проект – создание сети музеев, посвящённых выдающимся выпускникам. Сегодня их уже 12, а в планах – целых 53. Первым в этой плеяде стал музей Юрия Адрианова, открывшийся в 2005 году. – Когда мы начинали, нам говорили: это не музей, это просто кабинет литературы, по-особому оформленный, – вспоминают в лицее. – Но нам было неважно, как это будет называться, главное, чтобы посещаемость этого места была минимум 6 часов в день, там каждый день проходят уроки русского языка и литературы. Главной целью было – сохранить имя Юрия Адрианова. Его можно назвать настоящим классиком, потому что всё, что он писал, живо и актуально до сих пор. Именно эта идея и положила начало всей музейной деятельности в лицее. После музея Адрианова появился музей архитектора Святослава Агафонова, благодаря которому мы видим Нижегородский кремль таким, каким он есть сегодня, а затем и музей полярника Евгения Фёдорова, чье имя теперь носит школа. Руководитель музея Светлана Васильевна Кузнецова и библиотекарь Лариса Николаевна Дикань представили журналистам результаты многолетней деятельности музея, поделились интересными фактами из жизни Юрия Адрианова, продемонстрировали подлинные картины, написанные его кистью. Светлана Кузнецова, учитель русского языка и литературы, бережно хранит книги и фотографии поэта. Она убеждена, что погружение в биографию, рассказ о незаурядном человеке – это ключ к формированию личности современного ученика. – К каждому кабинету, каждому музею у нас прикреплён класс, – рассказывает она. – Я, например, директор музея Адрианова, поэтому, когда в моё руководство переходит новый 5 класс, мы сразу же начинаем заниматься изучением его творчества. Работа эта кропотливая. Это даёт детям возможность писать, творить, искать. Особое внимание гостей привлекла видеоэкскурсия «Посмотри на город», созданная учеником 5 класса лицея Никитой Хлониным в рамках городского конкурса юных экскурсоводов «Я горжусь тобой, Нижний Новгород». Эта работа, наполненная любовью к родному городу, в 2024 году стала победителем на конкурсе и позволила журналистам взглянуть на Нижний Новгород глазами молодого поколения. Каждый год ученики вместе с учителем пишут сценарий для «Адриановских чтений» – поэтического дня, когда в актовом зале звучат только стихи Юрия Адрианова, и ни одно из них не повторяется. С подбором стихов помогает библиотекарь Лариса Николаевна Дикань, а тематика чтений меняется год от года. Начало поэтическому конкурсу было положено в кабинете русского языка и литературы, в камерной обстановке, потом желающих стало больше – и юные чтецы перешли в конференц-зал, а затем и вовсе в большой актовый зал. Сейчас на конкурсе собирается более ста учеников разного возраста. Затем из этой сотни выбирают тридцать лучших чтецов и приглашают их вместе с родителями на концерт. Учителя рассказали, что родители часто плачут и признаются, что даже не знали, что в нашем городе жил такой великий поэт. В 2025 году темой конкурса чтецов стала «Память огненной поры». Такое название носит и сборник стихотворений Юрия Андреевича, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Эта тема была особенно близка поэту, чей отец ушел на фронт и не вернулся. В стихах и прозе он вёл диалог со своим отцом, передавая боль утраты и гордость за подвиг поколения. Каждые «Адриановские чтения» оставляют свой след – буклеты с именами чтецов и стихами, ключевое стихотворение, объединяющее всех. Например, в последнем буклете таким стихотворением стало «Три русских поля». А поездка девятиклассников на Куликово поле, в музей, вдохновила ребят на создание множества конкурсных работ. Дело не только в чистоте литературного слога, но и в духовности, глубине. Когда поэт ещё и историк, ему есть чем наполнить рифму. И форма, и содержание у него играют важную роль. При этом дети не просто знакомятся с творчеством Адрианова, но и становятся иллюстраторами его произведений. В прошлом году столовая превратилась в арт-кафе, где целый год висела выставка работ, вдохновлённых стихами поэта. Как отмечает Светлана Васильевна, очень важно, чтобы младшие дети учились читать стихи у старших. «Адриановские чтения» как раз дают такую возможность, ведь старшие не могут «упасть лицом в грязь» перед младшими. И если кто-то забывает стихи, никто не смеется, а все, наоборот, хотят помочь и поддержать. Для младших чтение старших – это образец. Так в школе появляется сообщество тех, кто любит поэзию и пишет стихи. И результаты не заставляют себя ждать: ученики лицея уже издают свои собственные сборники. Например, у ученицы 9 класса Софии Кондратьевой вышел сборник стихов «Душа». Творчество Юрия Адрианова многогранно и интересно, и каждый может найти в нем что-то, что его взволнует. Ученики лицея создают индивидуальные проекты, связанные с творчеством поэта, которые используют для защиты в 9 и 10 классе. Например, словарь топонимов, составленный по основным названиям местностей, упомянутым в сборнике Адрианова «Нижегородская отчина», или исследование темы мужества в сборнике «Память огненной поры». Своё общение с детьми о творчестве Адрианова педагоги начинают с его строк: «Мне ветры нашептали слово «Русь!» – Я от него не отрекусь навеки». Эти слова, пронизанные любовью к родине, городу, народу и истории, раскрывают всю суть творчества поэта. И, как признаются сами ученики, стихи Адрианова сложно учить, но, выучив один раз, они запоминаются на всю жизнь. Современники знаменитого земляка называли его «живописцем в поэзии и поэтом в живописи». В музее лицея, посвящённом Юрию Адрианову, можно увидеть не только его стихи и фотографии, но и картины, написанные им самим.
Музейная педагогика
Лицей № 8 гордится своими учениками, среди которых – знаменитый полярник Евгений Фёдоров, имя которого носит образовательное учреждение, Ирина Блохина, Евгений Негин, Юрий Адрианов и многие другие. – Географическое положение школы – центр города, – объясняет директор Ирина Николаевна Ярцева. – Естественно, здесь училась нижегородская интеллигенция, учёные. Музей истории лицея, открытый ещё в 1980 году, постоянно развивается и пополняется благодаря энтузиазму педагогов и учеников. Он по праву считается одним из лучших школьных музеев города, о чём свидетельствуют многочисленные награды, в том числе звание лауреата Всероссийского конкурса. Ежегодно музей принимает около тысячи посетителей, для которых юные экскурсоводы проводят увлекательные экскурсии, погружая в атмосферу разных эпох. Экспозиция музея охватывает пять больших периодов: от основания школы в 1918 году до наших дней. Посетители могут узнать, как жили и учились школьники в первые годы советской власти, как школа пережила страшные годы Великой Отечественной войны, как восстанавливалась после разрухи и как превратилась в лицей, отвечающий современным требованиям. Музей насчитывает более 1500 экспонатов, каждый из которых – это частичка истории, бережно сохранённая для будущих поколений. Педагоги и ученики не просто собирают и хранят экспонаты, но и проводят исследовательскую работу, изучая историю родного края. Уникальная особенность музейного комплекса лицея № 8 в том, что его филиалы располагаются прямо в учебных кабинетах. Как отмечает директор лицея, за каждый такой кабинет и за музейную экспозицию отвечают сами ученики. Это не просто школьный музей, а целая система, позволяющая школьникам почувствовать свою причастность к истории, научиться ценить прошлое и строить будущее.
Дарья ВОДОПЬЯНОВА.
