0
13.10.2025

ПРИЛЬНУТЬ К ВЫСОКИМ СТАНДАРТАМ

Цель – вернуть цену северному шёлку

Попытки возродить некогда традиционное для севера области льноводство на региональном уровне предпринимались давно, а десять лет назад эта идея обрела вид уже целой программы развития льняного комплекса, которую разработало министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. Было предложено, используя меры господдержки, повысить эффективность производства и переработки льна путём модернизации профильных предприятий. Самые большие площади под льноводство находятся в Тонкинском округе, поэтому он и стал основным центром развития отрасли в регионе. Благодаря комплексному подходу за последние годы многое удалось сделать в этом направлении, однако по объективным причинам настоящего прорыва, увы, так и не случилось. И всё же неустанно искались новые решения, что недавно дало очередной толчок вперёд.

Беря в учёт специфику

Практика показала, что одним только субсидированием вряд ли удастся вывести такую ресурсоёмкую и технологически сложную отрасль на серьёзный экономический уровень: за годы упадка была практически полностью утрачена производственная база. Да, финансовая помощь, конечно, приободрила местных фермеров и дала им определённый стимул заниматься льном активнее, однако локомотивом возрождения способен стать только крупный инвестиционный проект. Льноводство имеет свою специфику: для достижения максимальной рентабельности необходимо производство замкнутого цикла, расходы на отправку объёмистой тресты на переработку куда-то далеко при довольно небольшом выходе волокна сделают себестоимость непомерной. Стало быть, нужно не только крепко вложиться в земледелие, но и построить льнозавод в непосредственной близости от полей. Местные фермеры пошли именно по этому пути, оборудовав линии первичной переработки, но даже в рамках кооперации им не хватило ресурсов сформировать отраслевой кластер. Чтобы соответствовать требованиям, которые современный рынок предъявляет к качеству и объёмам льна, советской льноуборочной техники, пусть и умело отреставрированной, оказалось недостаточно, а на большее нужны колоссальные для малого агробизнеса средства. В 2018-м на Тонкинский округ обратили внимание льноводы из Ярославской области. Оценив потенциал здешних земель, они решили запустить тут свою линию переработки. Однако сильная удалённость от головного предприятия на фоне разразившейся тогда пандемии коронавируса, прервавшая торговые связи с главным потребителем – Китаем, вынудили инвестора отказаться от производственной площадки в нашем регионе. В 2023 году в Тонкинском округе по инициативе регионального правительства состоялась сессия по актуализации Стратегии развития Нижегородской области, по итогам которой помимо прочих мер эксперты предложили увеличить темпы модернизации льноводства. Местные власти подготовили инвестиционную площадку под проект в сфере производства льна, и в нынешнем сезоне ею воспользовалось ООО «Котонин», оформившее 2400 гектаров пахотных земель.

Шаги – уверенные

– Предприятие включилось в процесс оперативно, быстро скооперировалось с нашими аграриями, провело обработку почвы, подвезло солидный объём удобрений, тщательно подготовило семенной материал и весной произвело сев льна-долгунца на первых 440 гектарах, – комментирует начальник сельхозуправления Павел Прадедов. – Инвестор провёл сезон в строгом соответствии с технологиями на всех стадиях. В данный момент близится к финалу последний этап – уборка урожая, под которую была приобретена целая линейка специализированной техники. В качестве складской и ремонтной базы используется инфраструктура СПК «Светлый путь», находящегося в стадии ликвидации. С появлением предприятия возникли и дополнительные рабочие места, в штате как тонкинцы, так и жители соседнего Шарангского округа. Надеемся на дальнейшее расширение этого производства. Вернувшись из Тонкина, где своими глазами увидели, как уверенно реализуется инвестиционный проект, мы нанесли визит в нижегородский офис компании «Котонин», чтобы более детально поговорить о новых перспективах возрождения отрасли в регионе. – Наша компания существует с 2021 года, создавалась она именно под выращивание технических культур, что следует из самого названия: котонин – продукт специальной обработки коротких волокон льна-долгунца и конопли, – знакомит с предприятием генеральный директор Артём Наследников. – Сам я нижегородец, но до недавнего времени жил и работал в столице, и когда вернулся на малую родину, решил с московскими коллегами открыть здесь дело в сфере АПК. Поначалу нас привлёк опыт пенькоперерабатывающего предприятия «Нижегородские Волокна Конопли» с базой в Пильнинском округе. Возникла мысль о партнёрстве с целью производить из конопли целлюлозу, однако себестоимость экспериментально полученного продукта оказалась более чем в два раза выше его рыночной стоимости. Пришлось отказаться от идеи, но интерес к техническим культурам не угас, направление перспективное. Обратили взор на первичную обработку, так и пришли к льноводству. Главными центрами выращивания льна-долгунца в России – регионы Центрального, Северо-Западного и Приволжского федерального округов, поэтому специалисты ООО «Котонин» на начальном этапе проделали большую работу, изучив и систематизировав деятельность многих предприятий. С особо пристальным вниманием проанализировали льноводство в Беларуси, где удалось не только сохранить, но и преумножить тот базис, что остался там с советских времён. Белорусы преуспели как в выращивании культуры, так и в её переработке, имея в структуре целые комбинаты по выпуску тканей и другой продукции на основе льна. Кроме того, белорусские машиностроители наладили выпуск доступной техники для нужд отрасли, предложив альтернативу дорогостоящим брендовым маркам, например, бельгийским. Кстати, к организации высокопродуктивного растениеводства в «Котонин» был привлечён агроном-льновод именно из Беларуси.

Будут новые рабочие места

Выбрав землю под первые опытные поля, предприятие позаботилось о семенном материале для пробного сева. Семена приобрели у нескольких поставщиков – в тех же Беларуси и Ярославской области, а часть купили рядышком – у АО «Ильино-Заборское» в Семёновском округе, сотрудничество с которым при должном уровне обещает стать взаимовыгодным. Впрочем, в «Котонине» в интересах снижения себестоимости отвели площади и под собственные семенные участки, где в сентябре произвели обмолот семян, которые засеют в следующем сезоне. – Мы не случайно остановились на Тонкинском округе: уровень сельского хозяйства здесь оказался довольно высок для отдалённого уголка, который, честно скажем, увы, далеко не в лидерах по социально-экономическому развитию ввиду ряда причин, препятствующих реализации потенциала его территории, – продолжает Артём Валерьевич. – Главное, что, несмотря на сильнейший отток населения, тут ещё остались толковые и работящие люди. Вызывает уважение то, как они смогли воссоздать отрасль фактически на руинах, и это не фигурально, ведь в советские времена по всему левобережью действовали 11 льнозаводов, канувших потом в бездну со всей инфраструктурой. У нас успели сложиться прекрасные отношения с фермерами Тонкинского и соседних округов, теперь это наши главные помощники. Отдельное спасибо работникам лесной промышленности, их лесовозы и лесопогрузчики, как выяснилось, отлично подходят для вывоза рулонов с полей и их складирования, что стало нашим ноу-хау. Основная задача первого сезона – отработать на практике передовые технологии выращивания льна-долгунца. При положительном результате эти научно обоснованные схемы могли бы внедриться здесь повсеместно, позволив небольшим фермерским хозяйствам на подрядной основе участвовать в обеспечении будущего льнозавода качественным сырьём. В планах – ежегодное расширение площадей, в том числе за счёт разработки залежей. Предусмотрен и механизм обмена полями с фермерами для соблюдения севооборота, а также ввод в набор культур других растений. Для решения этих производственных задач предприятию понадобится уже не менее 200 человек. – Область применения нашего льна – текстильное производство, а значит, продукция должна быть высочайшего класса, – говорит Артём Наследников. – Местные линии переработки при скромных возможностях выпускают лишь льноватин из короткого волокна, это хороший натуральный утеплитель, но при пошиве одежды годится разве что на тёплую подкладку. Мы же ориентированы на изготовителей льняной ткани, поэтому нам нужно и короткое, и длинное волокно, а в идеале ещё и возможность их механической доработки. Планируем построить завод не только с производственными цехами, но и участками сушки, хранения. Значит, потребуются своя котельная и другие вспомогательные объекты. Очень кстати пришлось начало газификации Тонкина, это большой плюс.

Качество для гардероба

Задача нижегородских льноводов – получение сырья высокого качества: его недостаток, по сути, и погубил когда-то отрасль на фоне хлынувшей на рынок дешёвой синтетики. Льняную ткань у нас издавна называют северным шёлком: она сложна в производстве, но в полной мере стоит кропотливого труда, обладая лучшими свойствами натурального материала, в числе которых отличная терморегуляция, износостойкость и даже антибактериальные свойства. Недаром некоторые виды полотна из льна относятся к премиум-классу. Для сравнения: тонна хлопка-сырца сейчас стоит на рынке в пределах 2500 долларов, а льноволокно минимум на 30 процентов дороже. Синтетика же дешевле льна в разы, поэтому, несмотря на более низкое качество, одежда из неё при нынешней покупательской способности населения продолжает преобладать в гардеробах россиян. – Льняные вещи действительно не находят пока массового потребления, их в основном предпочитают те, кто может себе позволить думать не только о цене, но и об удобстве, эстетике и экологичности, и в этой нише, к сожалению, крайне мало отечественной продукции, пора её занять, – делится Артём Наследников. – Законодатели моды – французы устояли перед наплывом синтетики, сберегли свой нормандский лён, который по-прежнему в цене, чему обязаны теперь льноводы всего мира. Попаданию в тренд способствует и развитие технологии, совмещающей льняную ткань с искусственной. Собственное качественное сырьё, уверен, послужит мотивацией для переориентирования отечественной текстильной промышленности на натуральные ткани, ведь использование импортного волокна нерентабельно. Считаю, отрасль надо рассматривать и развивать в едином комплексе – от льняного поля до модельного дома, формирующего у людей вкус к качественной одежде.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Тонкинский округ.

Comments & Reviews