
ИЗ РАЗНЫХ БИДОНОВ
Для тружеников фермерского хозяйства семьи Малыгиных утро начинается не с кофе, а с молока. Точнее, с работы по его получению. Буренки у Малыгиных в эти дни надаивают по 1200 килограммов молока ежедневно. Часть его отправляется на завод. Еще одна весомая доля продается «с бочки», принося в семейную копилку по 80 рублей за литр, а не по 40, как платят на заводе. Остальной трети надоя повезло больше. Она превращается в сыр – твёрдый, ароматный, с особым привкусом. Для фермеров не держать все капли молока в одном бидоне – это не просто бизнес-стратегия. Это разумный способ выживания. И, возможно, будущее малого сельхозпроизводства. – Сезон идёт нормально, – рассуждает сын владельцев фермы Игорь. – Начался и продолжается без потрясений. Посеяли 120 га зерновых – по 60 ячменя и овса. Урожай видим для себя хороший. Конечно, мы не ждём по 70 центнеров с гектара, как ктото в нашей зоне. Нам бы взять по 30-35 ц с га, и это уже будет успех. Удобрений вносим мало, так что и расходы наши невелики. Главное, чтобы хватило на корма. Для Малыгиных поле подчинено интересам фермы. Тут не агрокомплекс, семья живёт в ритме, диктуемом природой. Задача полеводства в самообеспечении. Если поголовье можно прокормить без закупки зерна – значит, год удался. – Сеем не для продажи, а для своих животных, – поясняет Игорь. – Вот и травы тоже обновили: люцерну, вику с овсом. Уже получили хорошее сено, часть – на сенаж. Зимой кормили и покупным сенажом, выручали коллеги из Арзамасского округа. В условиях роста цен на семена, удобрения и топливо такой подход – вынужденная экономика. Но в ней и мудрость: меньше затрат, меньше рисков, больше независимости. Главная ставка молодого поколения семьи Малыгиных – глубокая переработка. Игорь убеждён: просто сдавать молоко на завод – путь в никуда: – Закупочную цену инфляция уже сделала смешной. Еще одна проблема – «очень слабая», по словам Игоря, эффективность наёмных работников. Надежда только на семью. У него подрастают трое детей. Может, когда вырастут – поддержат. А пока он варит сыр сам, торгует им по всей округе, сдаёт часть молока на завод – но всё больше думает о полном уходе в переработку. – Папа рассуждает по старинке: «Будем продавать молоко на заводы, а сами на тракторе работать», – делится фермер. – Он посвоему прав, другой путь трудно выбрать, если нет людей. Но сегодня без переработки на молоке много не заработаешь. Да и заводы не всегда надёжны: то не примут, то на ровном месте придерутся к качеству. А молоку всегда есть применение – на сыр, на творог. На одном из собраний аграриев, рассказывает Игорь, фермеры жаловались: цены, субсидии, техника. Он встал и сказал: – Ребята, посмотрите, на каких машинах вы приехали. Говорите, что всё плохо, а ведь живёте заметно лучше среднего человека. Прибедняться – давняя традиция. А по сути, у нас всё нормально, если работать и рук не опускать. Это не наивный оптимизм, а как раз взгляд трезвого прагматика. В условиях нестабильности, роста издержек и логистических рисков Игорь Малыгин выбрал устойчивость. Он не гонится за рекордными центнерами надоев, не вкладывается в импортную технику, не зависит от одного канала сбыта. Аналитики Минсельхоза давно отмечают: малые фермерские хозяйства, осваивающие переработку, развиваются медленно, но стабильно. Разница в цене между сырьём и продуктом – это не только прибыль, но и буфер от рыночных колебаний. По данным статистики, фермеры, занимающиеся переработкой, получают на 40-60 процентов больше дохода, чем те, кто продаёт молоко напрямую. Ведь не сегодня родился лозунг: «Молоко – это просто сырьё. А продукция из него – это деньги». Игорь Малыгин не предлагает строить молочный холдинг. Он видит будущее в развитии локальной экосистемы: своё зерно – своим коровам – своё молоко – свой сыр – свой рынок. И это работает. – Думаю, мы так и будем со всех сторон пробовать, – говорит он. – Родители продолжат делать упор на молоко. Я буду учиться сыроварению. Никто ничего не бросит. Просто будем идти параллельно. Словом, два поколения семьи Малыгиных предлагают не революцию, а эволюцию. Они не отказываются от традиций, но не боятся и перемен. В условиях, когда крупные агрохолдинги доминируют на рынке, малые хозяйства выживают, становясь умнее, гибче, ближе к потребителю.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Дивеевский округ.