0
21.08.2025

НАЧАТЬ С НАЧАЛА

Возвращение домой после долгих странствий по стране

Библиотека, собранная ветераном педагогики, шахматным чемпионом, поэтом, путешественником Иваном Быковым, подчёркивает многообразие его жизненных интересов. Популяризатор наук и спорта, мастер слова и музыкальной игры равно любит перелистывать «Звёзды, галактики, метагалактика» Агекяна, сборник стихов Бориса Пастернака, труды Ласкера по шахматам. Это и не удивительно. В эпоху, когда люди часто сводят себя к одной профессии, одной роли, Быков показывает: человек может быть всем – учителем и поэтом, шахматистом и путешественником, мудрецом и просто интересным собеседником.

Посвящение дороге

Сейчас Иван Быков живёт в Архангельском под Шатками. Здесь он родился, потом судьба изрядно покидала его по стране. – Почти 40 лет пришлось жить вдалеке от родных Шатков, – рассказывает Иван Васильевич. – В Якутии провёл 24 года, на Дальнем Востоке – ещё 17. Прошёл заметную часть страны не только в метафорическом смысле, но и буквально. Ещё недавно его дом был в Хабаровском крае. Именно там в возрасте 73 лет решил освоить управление автомобилем. Получив водительские права в 2018 году, приобрёл машину и вместе с женой Светланой отправился набирать водительский стаж в «небольшой автопробег». Это было не просто автопутешествие, а возвращение домой – в родной Шатковский округ. Дорога из хабаровского посёлка Троицкий Нанайского района до родного Архангельского протянулась более чем на 8 тысяч километров. – В пути провели незабываемые 11 дней, посмотрели почти всю Россию! – эмоционально рассказывает Иван Васильевич. Пятимесячный водительский стаж, накопленный Иваном Васильевичем к тому времени, не стал препятствием на пути осуществления планов. Все тревоги и опасения отступили перед его решимостью. Этот пробег стал символом: путь через всю страну, путь человека, который не боится начинать сначала. Автолюбитель даже сложил стихи об этой длинной и полной множества впечатлений дороге. В философском «возвращении в полночь» обыгрываются мотивы Стругацких из «Полдень, XX век».

Рыба с запахом арбуза

Учительская судьба завела Быкова в Оймякон, известный как полюс холода Северного полушария. Друзья поражались: «Людей туда ссылали, а ты по доброй воле поехал». Почти четверть века они с женой провели там, где температура опускается до минус 60 градусов, где брызги воды превращаются в лёд на лету. В этих суровых краях Иван Васильевич преподавал якутским ребятишкам русский язык и литературу. – Бывало, смотрю – дети идут ко мне на урок в кожаных кепочках и куртках, – смеётся Быков. – А я спешу в школу, закутанный в полушубок до самых глаз. Сперва внутренне содрогался: «Как вы не мёрзнете?» А они привычные. Человек ко всему привыкает. Позже и я привык. Пришлись даже по душе стихи: «У нас тут жарко, утрами по росе туман, А там такая Индигарка, и та сбегает в океан». Любопытно, что развивается там и туристическая отрасль, держащаяся на желании экстремалов искупаться в проруби. Кое-где термальные источники оставляют полыньи, а в остальных местах лёд полутораметровый. Рыбачат там по особому – лёжа, лёд кристально прозрачный позволяет видеть подходящую к крючку рыбу. Вкус сига Иван Васильевич описывает с наслаждением, мясо этой рыбы пахнет арбузом. Хариус тоже прекрасен, в ведро вмещается не больше семи штук, да и то только стоймя. Среди учеников в основном были якуты и нанайцы, дети золотодобытчиков. В этих краях все прекрасно владели русским языком. Лишь начальное обучение шло на родном языке, а в быту все общались по-русски. Одна из учениц позже даже стала доктором наук. В детстве языки осваиваются легче. Для Ивана Васильевича однажды было сюрпризом, что дочь Лена, оказывается, свободно говорит по-якутски и даже как-то взяла на себя роль переводчика на одной официальной встрече. Язык освоила ещё в детском саду. И сейчас, накануне 80-летия, Быков не оставляет педагогику. – Только я не люблю слово «репетитор», – говорит он. – Я консультирую тех, кто в этом нуждается. За годы работы сложилась своя система обучения, которой и придерживаюсь. Все тексты для работы с учениками, пишу только сам, включая предложения с 26-30 знаками препинания. Это непросто как для меня, так и для ученика, но иначе нельзя, ведь это «испытательные полигоны» для логики и внимания. Быков учит синонимике падежных конструкций, пунктуационной разминке, практической стилистике и даже стихотворным размерам. Методику хоть сейчас издавай отдельным пособием, полностью готовы более 200 уроков, но к известности Иван Васильевич не стремится. Кстати, занятия с уникальным педагогом для шатковских ребятишек полностью бесплатные. – У нас с женой пенсии нормальные, и денег я с детей не беру, – поясняет он. – Такие уроки расцениваю как свой социальный долг. Главное, чтобы ребятам это было нужно. Передавать знания – это дань профессии. За последние годы он помог двум десяткам школьников успешно подготовиться к ЕГЭ. Ребятня после занятий с Быковым уверенно набирает 94-96 баллов по русскому и литературе.

Игра мысль будит

На мировоззрение Ивана Васильевича существенно повлияли шахматы и шашки. – В шашки играть учил старший брат Александр, а в шахматы – средний, Виктор. Но настоящим учителем стал Николай Михайлович Козлов – бывший инспектор по делам несовершеннолетних и блестящий шахматист. На Севере умение пригодилось. Там шахматы были главным видом спорта среди педагогов. Каждый год – спартакиады, соревнования. У Ивана Васильевича в копилке более 40 медалей, а ещё кубки, призы. Быков – чемпион Нанайского района, победитель спартакиады Оймяконского района. – Я не очень поддерживаю стремление во всём следовать учебнику, стараюсь думать и играть композиционно, – говорит Иван Васильевич. – Учебники – не догма. Я тоже читаю Ласкера, Капабланку, Таля, но живая игра и мысль важнее. Ветеран шахматной игры сожалеет, что сегодня в Шатках стало мало единомышленников и соперников. Не с кем «сражаться». Мечтает он, когда в школах снова станут популярны шахматы. Игра тренирует ум, память, логику. Ни Карпов, ни Каспаров не появились бы на пустом месте. Надо начинать с первого класса. Соперников для себя готовит самостоятельно. Например, с семиклассницей Аней Кузиной занимается не только словесностью, но и шахматами. Девочка недавно на экзамене по русскому не допустила ни одной ошибки. Возможно, и в шахматах результат будет не хуже.

Слово как ход

Ещё одним, но уже не развлечением, а формой осмысления жизни, для Быкова стала поэзия. Он пишет стихи с 7-го класса. За те, первые строчки, ему, по собственному признанию, «немного стыдно», зато к настоящему моменту вырос в автора философской лирики. Это «думающая поэзия», где каждое слово – как шахматный ход: взвешенное, точное, значимое. Обсудили его стихотворение «Сны памяти», где автор совершает путешествие по остановкам жизни: детство, любовь, семья, надежда, старость… Там «детства было мало» и «ничего вкуснее хлебной корки в мире нет». Поспорили с его желанием «пролететь мимо остановки сердца». А другое стихотворение Быкова «Чтобы жить», посвящённое любимому псу Ингулу, который провёл в семье 12 лет, мне показалось не хуже есенинского «Собаке Качалова». Оно написано от лица самого Ингула, с глубокой иронией, нежностью и философским осмыслением смерти. Пёс благодаря строчкам любящего его хозяина «стал таким романтиком отпетым, что даже лаять стыдно было мне»… Особый Северный цикл тоже родился не случайно. – Жить в Оймяконе и не писать стихи – невозможно, – считает Иван Васильевич. – Природа там настолько сильна, что заставляет думать поэтическими образами. Сейчас в Шатках готовится к изданию уже третий сборник его стихов. Кстати, живёт автор на своеобразной «улице поэтов». Дело в том, что в его переулке Суворова всего семь домов. Но зато в двух из них обосновались поэты. Владимир Горшков тоже не чужд поэтического слова. Встречаясь, коллеги шутят: «По концентрации поэтов наш переулок многим питерским улицам может фору дать».

Долг благодарности

Не получается жить у нашего героя не только без печатного слова, но и без музыки. Творческий ребёнок научился играть на гармошке уже в пять лет. Случайные уроки довелось брать у гениального местного гармониста Ивана Васильевича Бухвалова. Долг благодарности удалось вернуть через много лет. Быков написал в его честь стихотворение «Сказ о русской гармошке». Сегодня, «чтобы пальцы игру не забывали», Иван Васильевич частенько берёт в руки баян. Но мечта о простой русской гармошке остаётся пока не исполненной. Впрочем, дети обещали подарить инструмент к 80-летию. Но юбилея Быков ждёт с особым нетерпением из-за встречи с дочерьми и сыном. Лена должна приехать из Якутии, Аня и Василий – из Хабаровска. Жизнь Ивана Васильевича – пример того, как можно быть многогранным, не теряя внутреннего стержня. Учитель, поэт, шахматист, странник, мыслитель. Его отец, Василий Иванович Быков, был мастером, строившим ветряные мельницы – героем книги о вымирающих профессиях. Есть в этом некий символизм. Ветры перемен носили сына по стране, но в итоге вернули на малую родину. Теперь, в тишине родного села, он продолжает писать, играть, мечтать и учить.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Шатковский округ.

Comments & Reviews