0
Posted in Культура
19.08.2025

КУВШИН С ЛАКИРОВАННЫМ БОКОМ

Весомая глава в истории чернолощёной керамики

Большое Болдино, неразрывно связанное с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, богато своими традициями, в том числе гончарным промыслом. Особое место среди разнообразных техник занимает здесь чернолощёная керамика, превращающая обычную глину в изысканные изделия с неповторимым чёрным блеском. Екатерина Щипанова, руководитель Центра туризма НХП Большое Болдино и продолжательница гончарного ремесла чернолощёной керамики рода Щипановых, поделилась планами по развитию семейного дела.

Чёрное золото

Гончарное дело в Большом Болдине имеет древние корни. Местные жители издавна использовали залежи глины для изготовления посуды и других необходимых в быту предметов. Техника чернолощения, или «дымления», как её ещё называют, появилась в этих краях относительно недавно, но быстро прижилась благодаря своей необычности и декоративности. Суть метода заключается в особом обжиге изделий. После формовки и сушки глиняные предметы тщательно лощатся – натираются чем-то гладким, например, камнем или костью, будто полируются. Эта процедура уплотняет поверхность, делая её более блестящей. Затем изделия обжигаются в специальных печах без доступа кислорода. Во время процедуры в печь добавляют дым, он проникает в поры глины и придаёт ей насыщенный чёрный цвет. Печи для обжига нужно разогреть аж до 1 тысячи градусов, иначе горшки не будут звенеть. Заготовки томятся в печи около трёх часов, затем им дают остыть и лишь на следующий день достают и отмывают от копоти. И вот, после всех манипуляций – перед вами изделие из чернолощёной керамики, готовое к использованию. Этот способ также называют Казариновским – в честь села Казариново Большеболдинского уезда, где ремесло зародилось ещё в XVI веке, но к XX веку было практически утрачено. Болдинские гончары делают кувшины, горшки, миски, тарелки, кружки, подсвечники, вазы и многое другое. Каждый предмет – уникальное произведение искусства, созданное руками мастера и несущее в себе тепло его души.

Семейный подряд

Сегодня в Большом Болдине продолжают жить и работать гончары, которые бережно хранят и развивают традиции чернолощёной керамики. Они передают свои знания и умения молодому поколению, проводят мастерклассы, участвуют в выставках, чтобы познакомить как можно больше людей с уникальным промыслом. Учить желающих гончарному делу готовы и Щипановы. Семейную мастерскую основал Владимир Григорьевич вместе с женой Еленой Васильевной в 1988 году. Она так и находится в Балахне. Дело родителей продолжают сыновья – Владимир и Василий Щипановы, а также их супруги и дети, переехавшие в Большое Болдино. Для них это не просто работа – судьба. Мастера уверены: только тогда, когда вкладываешь в изделия частичку души, они приобретают особую ценность и становятся настоящими произведениями искусства. Детей не принуждают к занятиям керамикой. Если ребёнок сам проявляет интерес, то начинается серьёзное обучение и погружение в семейное ремесло. – Надо, чтобы работа была любимой, если что-то в тягость, то ничего не получится, – подметила Екатерина Щипанова. – Кроме того, изготовление керамических изделий требует большой концентрации и терпения. Лишь со стороны кажется, будто это легко, а на деле – мало у кого получается с первого раза.

В день рождения поэта

Новая точка гончарного промысла уже следующим летом откроет свои двери для посетителей – в Центре чернолощёной керамики гончарного промысла в Большом Болдине завершаются работы по благоустройству. Здание ремонтируют, но внутри него работа идёт полным ходом: печь работает, гончарный круг тоже. А что ещё надо? Только вот гостей пока звать рано, надо обстоятельно подготовиться и убрать всё лишнее. После капитального ремонта Центр будет оснащён оборудованием для учеников гончарного дела, мастеров керамики, желающих получить консультацию, а также для жителей и гостей округа. Сейчас одна из комнат на первом этаже отдана под мастерскую, а другая – под музей. Большая часть экспонатов собрана на средства Екатерины и её мужа. Члены сообщества мастеров гончарного промысла постоянно обмениваются опытом, общаются с коллегами в социальных сетях и изучают новые техники. Ведь когда занимаешься любимым делом, учёба и погружение во что-то новое всегда в радость. Так, на просторах интернета супруги Щипановы нашли множество замечательных изделий: тут и знаменитая игра «Бирюльки», выполненная с невероятной точностью и аккуратностью, и американский сосуд, в котором в военные годы доставляли продовольственные запасы, и даже африканская маска. Глаза разбегаются при таком разнообразии керамических изделий. Все сосуды-музейные экспонаты выполнены в похожей технике, однако могут немного отличаться по цвету. Если изделие перекалить в печке, то оно становится не чёрным, а серебристым. Чёрный цвет получается, при условии, что печь вовремя закроют, когда горшки раскалятся докрасна. Изделия, полученные в результате молочения, имеют более светлый оттенок, поскольку обжигаются в электропечах с пропиткой из жирного молока. Особое внимание уделяется печам для обжига керамики, которые нужно тщательно тестировать. Екатерина продемонстрировала заготовки будущих изделий, в том числе турки и горшки, сделанные участниками мастер-класса, в котором принимали участие представители министерства культуры. Печь во дворе выполнена по особым технологиям: она сделана двойным горном в виде конуса. Последовательность действий при обжиге керамики такова: сначала изделие помещается внутрь печи и полностью засыпается песком, чтобы предотвратить доступ кислорода. Пространство под топливником также замазывается глиной. Затем необходимо тщательно замазать глиной отверстие в верхней части печи и плотно вставить туда кирпич для герметизации. Пространство между стенками внешнего и внутреннего горнов засыпается песком, чтобы дым не выходил наружу. После этого в топливнике разжигается огонь, и мастер следит за процессом, чтобы в нужный момент, когда изделие раскалится докрасна, прекратить доступ кислорода. Таким образом, когда сосуд раскаляется – дым «восстанавливается» в глине и окрашивает её в чёрный цвет. Печь возвели совсем недавно, а первый обжиг чернолощёной керамики в ней состоялся в знаменательную для Большого Болдина дату – день рождения Александра Пушкина, 6 июня. Для обжига взяли изделия первых учеников Центра и участников делегации из министерства культуры области. – После завершения работ у нас появится полноценное гончарное пространство, – рассказала руководитель Центра. – Затем откроем детский гончарный класс для моделирования и 3D-печати. В выставочном зале посетители смогут не только полюбоваться, но и приобрести понравившееся изделие. Надеемся закончить ремонт к следующему лету.

Будет работа

Открытие обновлённой мастерской станет настоящим событием в культурной жизни Большого Болдина и позволит сохранить уникальный промысел для будущих поколений. Семья Щипановых считает, что популяризация промысла – это большое дело, ведь тогда Казариновская техника обжига керамики не будет забыта. Сами мастера с радостью готовы заниматься обучением желающих. В планах Екатерины – не только готовиться к полноценному открытию Центра, но и запустить производство в деревне Чертас, под которое было выделено здание детского сада. Там планируется изготавливать церковную утварь, на которую есть стабильный спрос, и предоставить работу местным жителям. Подсвечники для церковных свечей, украшенные глазурью, обладают интересным свойством – каждый раз при восстановлении они приобретают новый оттенок, из-за чего любое подобное изделие становится уникальным. Чернолощёная керамика Большого Болдина – история, закодированная в глине. Смотреть, как она рождается, всегда интересно. Но можно ведь не просто быть сторонним наблюдателем, а самому попробовать создать что-то своё, особенное. Такой возможностью центры, подобные большеболдинскому, и привлекают туристов.

Дарья ВОДОПЬЯНОВА.

Фото автора.

Большеболдинский округ.

Comments & Reviews