0
Posted in История
13.08.2025

ЭТОТ ТЕРЕМОК ВЫСОК

Личная жизнь его владельца окутана тайной

Быть в Володарске и не посетить Летнюю дачу Бугрова было бы крайне опрометчиво. Члены клуба парламентских журналистов, основанного по инициативе председателя Законодательного Собрания области Евгения Люлина, не стали пренебрегать такой возможностью. Здание представляет собой деревянный резной терем, построенный архитектором Павлом Малиновским. Сегодня в этом архитектурном памятнике располагается музей, где можно увидеть предметы, связанные с жизнью и деятельностью купца и мецената Николая Бугрова, познакомиться с историей местных мельниц.

Широкой души человек

В каждом завитке деревянной резьбы чувствуется уникальность этого места, а оказавшись внутри поместья, невольно вспоминаешь русские народные сказки. Первым его владельцем был купец Николай Бугров. Его имя навсегда отпечаталось в истории Володарска, в том числе благодаря строительству комплекса паровых мельниц. На таких сооружениях перерабатывали не только зерновые, но и бобовые культуры. В то время это было настоящим промышленным прорывом. Вокруг его предприятий появлялись больницы, административные здания, общежития для рабочих. Многие из этих зданий стоят по сей день: сейчас те же общежития отданы под администрацию города и Дом культуры, а мучная лавка стала магазином. Для любого крестьянина устроиться на работу в предприятия Николая Бугрова было равносильно выигрышу в лотерею: заработная плата была выше, а трудовой день короче. К примеру, зарплата обычных служащих составляла 37 рублей, что в переводе на сегодняшний курс равняется 48 тысячам. Вдобавок ко всему рабочим предоставлялись бесплатное жильё, питание и подарки на праздники. В общем, всё то, что сейчас называют «соцпакет». Бугров придерживался аскетичного образа жизни, хотя в те времена его можно было назвать миллионером. Вращаясь в высших кругах, он никогда не забывал своего крестьянского происхождения. Доход от своих предприятий он распределял так: 45 процентов на развитие бизнеса, 45 – на нужды города и лишь 10 оставлял себе, и то не полностью – часть из них Бугров жертвовал на нужды малоимущих. О благотворительности купца рассказывают удивительные вещи. В 1887 году на его средства в Нижнем Новгороде был построен Вдовий дом, где нашли приют женщины с детьми, оставшиеся без поддержки мужей. Это был очень важный проект, поскольку в то время многие семьи оставались без кормильцев. Каждая семья бесплатно получала отдельную квартиру с отоплением и освещением. Для общего пользования были организованы общественные кухни, баня и прачечная. Дети получали образование в начальной школе, а затем обучались ремёслам: девочки постигали швейное дело, а мальчики – сапожное. Кроме того, Николай Александрович воплотил в жизнь задумку своего отца по постройке в Нижнем Новгороде ночлежного дома на 900 человек и назвал это учреждение «Ночлежный приют А.П. Бугрова». «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо» – гласила надпись над входом. За небольшую плату в ночлежном доме можно было насытиться горячим обедом. Для одиноких и немощных купец возводил богадельни. Благотворительность Бугрова не ограничивалась помощью нуждающимся. Он внёс огромный вклад в благоустройство Нижнего. Среди его творений – здание Волжско-Камского банка на улице Рождественской, городская Дума на Благовещенской площади – сейчас это Дворец труда на площади Минина, здание городского театра на Большой Покровской. Именно благодаря его усилиям в Нижнем Новгороде появились первая централизованная система канализации и водопровод. Он помогал адресно и исключительно по существу. Все эти благотворительные проекты и принесли Бугрову всенародную любовь. Сегодня на площади Лядова установлен небольшой памятник Николаю Бугрову, увековечивший память о его щедром сердце, – он расположен прямо перед зданием бывшего Вдовьего дома.

Белая ворона

По словам местных жителей, свою дачу Николай Бугров приобрёл на московской выставке, а в Нижегородскую губернию привёз в разобранном виде. Терем выполнен в традициях русского деревянного зодчества, но его уникальность заключается в деталях и декоративных элементах: ажурной резьбе, орнаментах, наличниках и сложном оформлении крыши. Подобные ему дома вы не сможете отыскать в других регионах, поэтому архитекторы окрестили его «белой вороной». В былые времена дорога к даче Бугрова выглядела очень живописно: старые липы, лиственницы, обилие зелёных насаждений и фонтан с мраморными ангелами. К сожалению, до наших дней сохранить эти красоты не удалось. – Мы пока не можем утверждать, что проект реставрации Летней дачи Бугрова готов. У нас есть концепция и потребность в реализации. Поскольку это объект культурного наследия регионального значения, проект разрабатывается совместно с управлением государственной охраны объектов культурного наследия, – сообщил глава администрации Володарского округа Дмитрий Третьяков. – С оптимизмом ожидаю возобновления работы программы и планирую подавать заявку. И как только реставрация будет завершена, дача заиграет новыми красками. Такой стиль зданий пошёл от архитектора Ивана Павловича Ропета, который изначально был человеком с непримечательной фамилией Петров. Он – основоположник направления в русском стиле, который иронично называют «ропетовщиной». Отличительными особенностями этого стиля являются: четырёхскатная кровля, балконы с каждой стороны, использование волнообразного декора и резного орнамента.

Что расскажет зёрнышко?

Дом, расположенный в центре Володарска, – загородная дача купца, стены которой видели писателя Максима Горького, государственного деятеля Сергея Витте. Граф Витте был потрясён размахом бугровской вотчины. Он относился к Николаю Александровичу с дружеским теплом, даже Максим Горький в своих воспоминаниях о Бугрове писал: «Я видел, как он в 96-м году на Всероссийской выставке дружески хлопал по животу Витте и, топая ногою, кричал на министра двора Воронцова». В доме два этажа и пять комнат: две на первом этаже и три на втором. Среди них столовая, кабинет и спальня хозяина. Интерьер был незамысловатый, состоящий преимущественно из хохломской мебели. К сожалению, хотя внешний вид здания остался прежним, внутреннее убранство было полностью утрачено, и мы можем только догадываться, как выглядел дом внутри. Сотрудники музея попытались воссоздать атмосферу тех времён, опираясь на воспоминания посетителей и описания интерьеров комнат. Однако в музейных архивах сохранились документы и фотографии, которые позволяют узнать больше о жизни Бугрова и истории местных мельниц. Первый этаж здания занимают экспозиция русской избы и небольшая комната, которая рассказывает об археологическом прошлом Сеймы. Экскурсия начинается со второго этажа. Экскурсовод рассказывает об истории мельниц Бугрова и почему он положил глаз на эту землю. Через Сейму в 1862 году пролегла железная дорога из Нижнего Новгорода в Москву. Логистика оказалась превосходной, и опытные мукомолы быстро её оценили. Сама география этой местности предоставляла дополнительные плюсы. Расположение рядом с рекой Сеймой позволяло использовать баржи для перевозки грузов. Таким образом, эта удачная локация открывала перед мукомолами широчайшие перспективы для расширения производства и увеличения объёма поставок. Сотрудники музея сообщили о предстоящем открытии выставки под названием «Земля на зёрнышке стоит», которая состоится в августе. В рамках выставки дети смогут самостоятельно оценить качество зерна, перемолоть его, получить муку и провести анализ на содержание клейковины. Кроме того, сотрудники музея поделились с посетителями полезной информацией: придя в магазин за мукой, нужно поискать надпись ГОСТ на упаковке. Первая цифра в обозначении указывает на содержание клейковины. 26 – это хорошая хлебопекарная мука. 27 или 28 – мука с высоким содержанием клейковины, которая идеально подходит для приготовления пиццы или пасты. А вот 24 – это мука для блинов, из которой получится отличное жидкое тесто. Теперь вы сможете, как настоящие крупчатники, определять качество муки. Это и многое другое о мукомольном деле расскажут школьникам на предстоящей выставке.

Не в деньгах счастье

Известный нижегородский купец вошёл в историю не только своими коммерческими успехами, но и трагической личной жизнью, окутанной мистическим ореолом проклятия. Всё началось с безответной любви к замужней Матрёне. К тому времени Бугров в свои 20 лет уже был отцом внебрачного сына Дмитрия, но отказался жениться на матери ребёнка. Мальчика воспитывал его дед, Александр Петрович, в соседнем особняке. Началом череды трагедий стала женитьба, устроенная отцом, на 19-летней Евдокии Рыбаковой. В браке родился сын Александр, но мальчик трагически погиб, а вскоре умерла и Евдокия. Овдовев, Николай женится второй раз – на Феодосии из купеческого рода. У них рождаются две дочери, но и они умирают. Третий брак также оказался коротким и трагическим – юная жена из московского купеческого рода Шевелевых скончалась, не прожив замужем и года. В 36 лет Николай Бугров становится трижды вдовцом. Священник запретил ему вступать в новый брак. Вероятно, это стало причиной того, что успешный предприниматель был совершенно равнодушен к роскоши, а «всю свою любовь и заботы перенёс на бедный люд». Спустя много лет судьба, казалось, смилостивилась над ним. Овдовела и Матрёна, та самая первая любовь. Они стали жить в гостевом браке, и у них родилась дочь Степанида. С рождением дочери и воссоединением с любимой женщиной череда смертей прекращается. Однако причины трагических смертей так и остались невыясненными. Существует две версии: по одной из них, в гибели жён и детей Бугрова виновна экономка, безответно влюблённая в хозяина, другая теория связывает трагедии с внебрачным сыном Дмитрием, который, возможно, мстил отцу за отказ в признании и наследстве. В итоге Николай Бугров провёл остаток жизни с любимой Матрёной и дочерью Степанидой, словно искупив грехи прошлых лет. Его история остаётся напоминанием о том, что деньги и успех не всегда гарантируют счастье.

Дарья ВОДОПЬЯНОВА.

Фото автора.

Comments & Reviews