
В ПОИСКАХ ДРУГОГО УКЛАДА
Переезд оценили даже попугаи
Мы привыкли сетовать на то, что молодёжь уезжает из деревни в города. Однако в последние годы пока робко, но уже вполне заметно начинает проявляться новый социальный тренд – всё больше людей решаются на переезд из городов обратно в сёла. Жители мегаполисов объясняют это усталостью от шума и суеты.
Контуры нового мира
Явление, при котором население возвращается в сельскую местность, специалисты называют «рурализацией» или «дезурбанизацией». Но вряд ли такие неуклюжие термины приживутся в народе. Гораздо теплее звучит «возвращение к истокам» – речь не просто о смене места жительства, а о поиске другого уклада. Речь-то о духовном и жизненном выборе, о стремлении вернуться к традициям и самоценной сельской жизни. О новом укладе заговорили уже и эксперты Центра отраслевой экспертизы. Оказывается, это не просто мода или временное явление, а появление контуров нового мира, где деревня становится полноценным центром возможностей, а не только наследием прошлого. Пока возвращаются в основном пенсионеры, для которых важна спокойная жизнь и близость к природе. Но эксперты прогнозируют: со временем преимущества деревенской жизни – доступное жильё, свежий воздух, возможность заниматься подсобным хозяйством, снижение уровня стресса – смогут оценить и молодые люди. Особенно с учётом развития удалённой работы и улучшения инфраструктуры в сельских территориях. Развитие транспортной сети сделало возможным и ещё один феномен – стремление жить на два дома: квартира в городе и дом в деревне. Автомобили и интернет расширили возможности работать, находясь вне городской черты. Одним из таких мест, где уже заметен процесс возрождения через приток новых жителей, стала лукояновская глубинка. Село Печи выбрали для жизни уже несколько семей переселенцев из разных уголков страны.
История, которая притягивает
Галина Алькина – не просто заведующая клубом и староста села Печи. Она тут – живая связь между поколениями, хранительница истории, культуры и традиций этого древнего поселения. Её стараниями в клубе создан небольшой музей, собранный по крупицам из семейных сундуков односельчан. Печи – одно из старейших поселений в области. Оно основано в 1709 году, и за три с лишним века здесь сложилась особая жизнь. В лесном, труднопроходимом краю – по легендам, когда-то скрывались разинцы. Название селу дала речка Печка: первые жители обустраивали по её берегам печи для обжига угля. Промысел дал название речке, а уж она – селу. – У нас старики помнили и рассказывали, как жгли уголь, – делится Алькина. – Яму выкапывали, складывали брёвна, засыпали землёй и неделями ждали, пока всё перегорит. Потом уголь возили «на себе» обычными тачками и меняли на продукты. Село было большим и крепким. В советские годы здесь работал совхоз «Печинский», объединявший три поселения. Люди трудились от зари до зари. – Народ у нас такой – всю жизнь горбатились, – рассказывает Галина Алексеевна. – В других сёлах посмотришь – сады разводят, цветочки. У нас не так: в каждом доме хозяйство – корова, овцы, телята, поросята. И картошки по 50 соток – «отсюда и до горизонта». Мы с малолетства привыкали помогать и родителям, и совхозу. В школе собирали еловые ветки на силос, учились доить коров, помогали на фермах. За это даже выдавали специальные удостоверения, а ребятня гордилась причастностью к большому сельскохозяйственному делу. Про выходные никто не слышал. Я не видела, чтобы односельчане даже в праздник просто сидели возле дома. Всегда в работе. Хотя, по большому счёту, никто не имел никаких богатств. Село, где работали от рассвета до заката, где детей воспитывали трудом и уважением к земле, в годы бобогоборчества пострадало: церковь, стоявшая с 1878 года, была разрушена, а её святыни люди спрятали по домам. Жители стояли на коленях, рыдая, когда снимали купол. Колокол долго не поддавался, пока его не сдёрнули трактором. А те, кто соглашался счищать позолоту с икон, по словам стариков, потом жили недолго и не лучшей жизнью. Но даже в самые тяжёлые времена сельчане сохранили связь с родной землёй, с культурой мокшанского народа, с традициями, которые теперь начинают вновь обретать своё значение. Так что печинская история – это повествование о выносливости и силе духа. А сила – в семье! Именно семьи здесь были крепкими и большими: ни «семеро по лавкам», ни десятеро ребятишек никого не удивляли. В период расцвета совхоза село активно строилось, люди получали квартиры. В школе учились в две смены – детей было так много, что здание не вмещало всех. Но времена изменились. Совхоз распался, школа закрылась, молодёжь разъехалась. Казалось, Печи ждёт участь сотен других опустевших деревень. Ан нет, тут – наособицу! В последние годы люди, наоборот, стали приезжать. За последние годы печинцы приросли на 11 новых семей. И это только начало. В чём же причина современного пробуждения интереса к деревенской жизни? Возможно, именно характер местных жителей, их доброта, отзывчивость и открытость стали одной из главных причин, почему в селе начали появляться новые переселенцы.
Давайте дружить улицами
У каждого «нового деревенского» своя история. Объединяет же их одно – тянет село к себе. Наталья Горбачёва приехала из Усинска. Женщина многие годы мечтала о деревенской жизни, но так сложилось, что свою трудовую биографию провела в районах Крайнего Севера. От Усинска до Северного полярного круга меньше сотни километров. Там её родители строили город мечты. – Места на Севере интересные, но там нет земли под ногами – только многоэтажки да ещё эта вечная смена полярного дня и ночи, – рассказывает Горбачёва. – Здесь же – всё настоящее: земля, воздух, возможность заниматься хозяйством. Мы завели коз, гусей, кур. Огород стал смыслом жизни. В магазин хожу только за хлебом. Любопытный случай – привезла с собой двух попугайчиков, и здесь впервые Маруся с Кешей вывели потомство, хотя в Усинске отказывались. Думаю, это тоже влияние здешней природы. Наталья отмечает, первое, что ей понравилось, – в Печах люди открытые, сразу приняли гостей, как своих: «Мы с соседями уже как будто сто лет дружим». Для знакомства позвали «гулять с палками». Северянка быстро включилась в местный клуб «северной ходьбы». Вечерние прогулки радуют – сосновый лес, сказочные деревья: тут и спорт, и красота, и здоровый воздух. Вера Утина тоже приехала издалека. Четыре десятка лет они с мужем жили и трудились в Нижневартовске. На нефтяном месторождении Самотлор у них работа была хорошая, но уехать решили из-за детей. Уж очень климат там тяжёлый, по словам Веры Сергеевны, «кислорода мало». А здесь переселенцы нашли богатые леса с грибами-ягодами, а главное – тишину и спокойствие. – Приехали по осени, ещё не знали никого, а местные жители сразу прибежали помогать: кто картошку нёс, кто морковку, а кто помогал с обустройством, – вспоминает Вера Уткина. – Мы не ожидали такого. Живём здесь уже больше 10 лет и ни разу не пожалели о переезде. У нас никогда не скучно – собираемся пообщаться, кто едет в город – обязательно спросит, не нужно ли кому чего-то привезти. Все друг другу помогаем. Здесь принято целыми улицами дружить. Тут женщины заговаривают об общей проблеме – трудностях с медпомощью. В селе есть ФАП, и с основными жалобами фельдшер справляется. А вот попасть к специалисту даже в райцентре не всегда возможно. Но поворот в беседе печинцы сделали неожиданный и весёлый. Хочешь быть здоров – целое лето собирай травки лекарственные: можно для лечения, а можно и бизнес завести. В Печах принято лекарственные травы заготовлять. Есть среди переселенцев и профессиональный фармацевт. По её словам, в округе уникальное количество полезных трав растёт. Кое у кого по несколько мешочков в чуланах висит – а вдруг кто попросит, если заболел. Тут научат хворь снимать: хочешь сиренью, а хочешь – мухоморами. А ещё люди помнят, что издавна в селе Печи люди и лечились в печи. В остывшей печке настилали лежанку из душистых лекарственных трав: болезнь надо было «вылежать», прогреться. Жара в печи уже нет, а тепло живительное.
В Москве звёзд не видно
Отголоски этой лечебной традиции сохраняют в семье Ангеловых. Травяные подушки и матрасы для крепкого сна или для расслабляющей парилки Валентина и Анатолий искусно приготовляют. Супруги приехали из Москвы. Дети отговаривали от переезда, считая, что в городе родителям будет удобнее, но они выбрали деревню. – Здесь слышно пение птиц, можно искупаться в реке, – перечисляет Валентина. – А ещё в Москве мы сто лет не видели звёзд. Здесь же вышел ночью – и весь Млечный Путь над головой. Жизнь тут, в отличие от столицы, – спокойная, здоровая. – Мы тут две бани построили – «чёрную» и «белую», по настроению паримся то в одной, то в другой, – радуется Анатолий. – Сами веники собираем из полыни, крапивы, берёзы, дуба, черёмухи. Кто не парился черёмуховыми и дубовыми вениками, многое потерял. Супруги дружно подтверждают – Москва, как и любой мегаполис, может стать местом для временного проживания, для заработка. Но для настоящей жизни человек всё равно захочет вернуться на землю. Ни за какие деньги не получишь в столице удовольствия попить травяного чайку с липовым мёдом у печки-голландки с весело трещащими дровами. Ангеловы себе такое удовольствие своими руками обеспечили.
Не тренд, а выбор
Одной из важных причин, объясняющих, почему Печи становятся местом нового начала для многих людей, стало душевное тепло и человечность местных жителей. Они не просто принимают новых соседей, они включают их в общую жизнь, поддерживают, делятся опытом, рассказывают о традициях. Здесь нет холодности, с которой встречаешься в городах. Люди помнят, как важно быть рядом в трудную минуту. Деревенские щедрость, взаимопомощь, уважение к старшим и забота о младших – формируют особую атмосферу, в которой хочется жить. Выходит, что переезд в деревню – это не просто модный тренд, а сознательный выбор людей, уставших от городской суеты, ценящих экологию, здоровье, внутреннюю свободу. Село Печи – один из тех редких уголков, где этот выбор не разочаровывает. С каждым годом география переселенцев в Печах расширяется, люди приезжают из разных уголков страны – от Калининграда до Крайнего Севера. И если государство начнёт активнее развивать сельскую инфраструктуру, создавать рабочие места, обеспечит доступ к медицине и образованию, то любая деревня сможет стать полноценной альтернативой городской жизни – не только для пенсионеров, но и для молодых семей. Может быть, именно так начнётся новый этап развития страны – эпоха возвращения к истокам, к природе, к себе настоящему.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Лукояновский округ.