0
24.05.2025

АЗАРТА ДОБАВЬТЕ ПО ВКУСУ

Что получится, если скрестить деталь от комбайна и кабину ГАЗа

Многие годы в Шаранге важнейшей частью праздничных мероприятий, посвящённых Дню Победы, является парад, где особого внимания жителей и гостей посёлка неизменно удостаивается колонна раритетной техники. Вот и в минувшие юбилейные торжества эти машины, среди которых есть и ровесницы той далёкой войны, сверкая на весеннем солнце ухоженным металлом, проехали по центральной улице в знак неразрывности времён. Закончив парадный марш, редкие уже образцы советского автопрома остались на площади, чтобы предстать в качестве действующих экспонатов выставки «Путь к Победе». Возможность приобщиться к живой истории у шарангцев в очередной раз появилась благодаря хозяину уникальных машин – энтузиасту и родоначальнику фермерской династии Александру Бахтину.

Выбор пути

Коллекция автомобилей, произведённых в СССР и странах соцлагеря, в уже переполненных гаражных помещениях Александра Михайловича исчисляется буквально десятками, и ей может позавидовать любой музей техники. Изюминка же авторитетного собрания – машины, которые были сконструированы и собраны непосредственно самим коллекционером. – Первую свою самоделку соорудил ещё в конце 1970-х, лет в пятнадцать, – вспоминает Александр Бахтин. – Корпус выпилил из дерева: в лесном краю нам, пацанам, более доступный материал трудно было найти. Двигатель использовал от сельхозагрегата, кажется, молотилки, который помог достать отец друга, работавший на предприятии по эксплуатации и ремонту аграрной техники. У собранной машины было лишь две скорости и отсутствовало сцепление, поэтому, чтобы её завести, привязывали вожжи и толкали за собой, пока не затарахтит. Зато радости не было предела – прокатиться по родной улице на собственном авто! Вот как в школьные годы развлекались. К конструированию и сборке транспортных средств вернулся уже в зрелом возрасте, имея профильное образование и богатый опыт в автомобильной сфере. После школы перед толковым парнем из сельской глубинки, решившим учиться дальше, открывались не сказать чтоб уж сильно широкие перспективы. Как правило, сверстники выбирали тогда либо сельхозинститут, либо аграрный же техникум, ну а те, кому хотелось в корне поменять образ жизни и социальный статус, нередко поступали в военные училища. Поначалу и Александру Бахтину офицерская карьера показалась наиболее интересным вариантом самореализации, он даже подал документы в Ленинград, чтобы выучиться на армейского связиста, однако в какой-то момент сделал вывод, что не готов жить в рамках строгого устава. – Оказавшись по делам в Горьком, случайно увидел на улице объявление о наборе абитуриентов на автомобильный факультет политеха, – рассказывает Александр Михайлович. – Я и не знал, что у нас такой есть, интернета-то тогда не было и информация до сельской местности доходила крайне скудная. Влюблённый с детства в автомобили, не смог пройти мимо столь заманчивого предложения и прямиком направился в вуз. Политех меня сразу же поразил своими масштабами, там училось аж 16 тысяч студентов, для сравнения – в то время столько же людей жило в Шарангском районе. Ознакомительную брошюрку, которую мне выдали в приёмной комиссии, до сих пор храню как реликвию. Получать знания мне было очень по душе, ведь в родную стихию попал.

Больше чем хобби

Параллельно Александр Бахтин прошёл в Шахунье курсы водителя грузовика, где самоучке не только растолковали устройство автомобиля, но и дали твёрдый практический навык. Окончив вуз с глубокими познаниями в области грузопассажирских перевозок, дипломированный специалист вернулся на малую родину и устроился главным инженером на предприятие по производству кормов, профиль которого по факту был намного шире. Зарплатой не обижали, хватило на первую машину – «уазик». Но вскоре настали иные времена: с одной стороны трудные, а с другой – дающие возможность проявить предприимчивость, личную ответственность и целеустремлённость. Так или иначе, для сельского хозяйства пришла пора испытаний, и в этих условиях крестьянам нужно было как-то выживать. Когда работа вахтовым методом в мелеющих весях ещё не стала мейнстримом, в Москве и Подмосковье на строительстве первых коттеджных посёлков для старой элиты и нарождающейся новой появились неплохие шансы серьёзно поднять своё материальное положение в составе сколоченных бригад. Александру Бахтину заработанных там денег хватало не только на то, чтобы прокормить семью с маленькими детьми, но и на любимое хобби – машины. – Как раз в это время разрешили приобретать в личное пользование тракторы, и я для хозяйственных нужд купил себе лёгкий Т-25, также обзавёлся «Жигулями», а вскоре из столицы и новенький «Москвич» пригнал, – делится Александр Бахтин. – Содержать это всё было непросто. Сейчас пошёл в магазин и купил любую запчасть, ну или заказал её по интернету, а тогда поищи-ка, нередко приходилось прямо на заводы-изготовители за деталями ездить. Второй трактор сам по книжке собрал, его в разукомплектованном виде на металлолом сдать хотели, а я выкупил. Спустя какое-то время перестал мотаться по городам, семья всё-таки, приусадебное хозяйство опять же. Занялся сельским бизнесом, появилась собственная база, а с ней и возможность расширить технический парк.

Машина – зверь

В свободное время умелец вновь принялся за самоделки. Решил смастерить себе внедорожник, взяв за основу американский вездеход «Хаммер». Шасси приспособил от ГАЗ-66, часть кабины тоже, колёса взял от комбайна, а двигатель – от белорусского трактора. Получилась не машина, а зверь. Когда у Александра Михайловича открылось частное предприятие, для более качественной и быстрой сборки автомобилей появились помощники любой специализации, но основной фронт работ он до сих пор выполняет своими руками. Особого, можно сказать, творческого подхода требуют не только машины собственной конструкции, но и раритетные экспонаты, которым необходимо вернуть жизнь. Однажды друг предложил отреставрировать легендарный ГАЗ-67, который как армейский внедорожник и лёгкий артиллерийский тягач появился в войсках на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Купленный в одной из деревень автомобиль уже давно был не на ходу и использовался в качестве курятника. Теперь это гордость коллекции и неизменный флагман парадов по случаю Дня Победы. С ним в одном строю сейчас и послевоенный ГАЗ-69, в простонародье «козлик», на котором несколько десятилетий председатели колхозов пылили по бескрайним нивам, чтобы в канун сезона поспевать на каждый участок полевых работ.   

Дух времён

По собранной Александром Михайловичем коллекции теперь можно изучать историю становления отечественного автопрома. Взять хотя бы «Жигули» – предмет мечтаний миллионов советских граждан: эта народная марка представлена здесь во всей полноте модельного ряда – от знаменитой «Копейки» до «Семёрки», а также представителей других серий, выходивших с конвейера Тольяттинского завода. Если открыть дверцу кабины, то свидетели той эпохи сразу же узнают неповторимый запах салона, дух минувшего времени по-прежнему осязаем. Каждая машина не просто действующий экспонат – она находится практически в идеальном состоянии, в чём отражается высшая степень отношения хозяина к делу. Эта любовь передалась уже и внукам Александра Бахтина, которые, несмотря на несовершеннолетие, с каждым автомобилем буквально на ты. Александр Михайлович мыслит сделать свою коллекцию историческим наследием всей Шаранги, а потому решил войти с авторским проектом в грантовую программу по развитию агротуризма. В этом году его инициатива была поддержана, и в райцентре на выделенные деньги уже началось строительство выставочного комплекса, где гости посёлка смогут увидеть воссозданное до винтика автомобильное прошлое нашей страны. Экспозиция будет подобрана таким образом, чтобы дать посетителям широкое представление о том, какая техника колесила когда-то по улицам советских сёл и деревень. Впрочем, это только часть проекта, вторая будет связана непосредственно с аграрным производством, ведь Бахтины – ещё и известные в Шаранге фермеры.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото из архива Александра БАХТИНА.

Шарангский округ.

Comments & Reviews