0
22.04.2025

МОЯ РАБОТА — МОЁ ХОББИ

Повезло тому, кто может так сказать

Результат любого производства зависит от внедрения новых технологий, инвестиций, применения современных материалов и оборудования. Это однозначно. Но ещё успех зависит от коллектива – слаженного, дружелюбного, неконфликтного. На аграрных предприятиях, в организациях, работающих на сельских территориях, таких немало. Вот мы и решили открыть новую рубрику «Коллектив», в материалах которой будем рассказывать об успешных командах профессионалов, как они складываются, важна ли в них роль каждого.

Коллектив этого предприятия из 170 человек складывался десятилетиями. Бок о бок трудятся родственники, друзья, люди, близкие по духу. У них много общих увлечений. Большинству даже песня нравится одна – «Сормовская лирическая»

С мечтой о белом халате

Одна моя приятельница, психолог, любит повторять выражение древнего китайского философа Конфуция: «Выбери профессию, которая нравится, и тебе не придётся работать ни дня». Так-то оно так. Но, это, на мой взгляд, если ты работаешь один, индивидуально. Ну, например, пишешь картины или вышиваешь крестиком. А вот если ты – аппаратчик на производстве или лаборант, вряд ли тебе будет комфортно в неприятном коллективе. И уж, конечно, ты не будешь трудиться в таком коллективе десятилетиями и не позовёшь сюда работать своих родных. В АО «Городецкий молокозавод» большинство работников трудятся по много лет. Есть здесь династии. Через некоторое время будет отмечать полувековой стаж на этом производстве Евдокия Обухова. Завод – единственное место работы в её трудовой книжке. Была Евдокия Владимировна главным бухгалтером, сейчас перешла на другую должность, но здесь же, на предприятии. Четверть века трудится начальник производства Любовь Владимировна Доможирова, 40 лет – начальник лаборатории Нина Михайловна Коптева, в её трудовой книжке единственная запись. 35 лет изо дня в день встречает проходная приёмщицу молока Светлану Васильевну Сверчкову. Не подумайте, что на предприятии только представительницы прекрасного пола. Нет. 50 на 50. Здесь много и мужских профессий – водители, механики, наладчики. И тоже работают подолгу. Геннадий Михайлович Золотухин тому пример. Он не только давным-давно на заводе, но и представитель большой семейной династии. Психологи, к слову, считают соотношение полов в организации или на предприятии 50 к 50 одним из залогов гармоничности атмосферы и выполнения поставленных задач. Но, конечно, это зависит от сферы деятельности. – Стабильность и атмосферу в любой организации создаёт руководство, – говорили мне все, с кем довелось поговорить на заводе. Директор Нина Ивановна Квасникова трудится на заводе полвека. Начинала микробиологом, была завпроизводством, главным инженером. По профессии она технолог молочной промышленности: поступила в Вологодский молочный институт, потому что мечтала ходить в белом халате. А позже, уже работая, окончила технический вуз, чтобы лучше разбираться в машинах, и получила диплом инженера-механика.

Плохие не держатся

То, как завод выглядит сегодня, какое в цехах оборудование, каким сложился коллектив – заслуга Нины Ивановны. Вернее, в этом её жизнь. Она шутит прям по Конфуцию: «У меня не работа. У меня – хобби». Всю себя посвятила предприятию, вкалывала сутками. Это не назовёшь буднями, это – её порыв, творчество, о котором думаешь и день, и ночь, мечта и воплощение. Она не учила с дочерьми уроки, но они прекрасно учились, успевали дома прибираться, потому что знали: мама строгая, она с них спросит. Она такая же требовательная к себе, к подчинённым. За что же они так её уважают? Мы шли по заводу, заходили в лабораторию, комнаты отдыха и приёма пищи, прачечную, строящийся цех – и везде работники улыбались директору, встречали добрыми возгласами, приветствиями, искренность которых не подделать. А Нина Ивановна мне говорила: – Вот Эля, она девочкой пришла на завод. Валя – тоже совсем молоденькой пришла. Сколько лет прошло! Или: – Знакомьтесь – Наталья Сергеевна, очень ответственный человек. И интересный. Мы с ней книгами обмениваемся. Или: – У нас коллектив слаженный. Все молодцы – и аппаратчицы, и мастера. А работа есть монотонная, кропотливая. Одновременно должны работать и голова, и руки. А какие переживательные женщины есть! Да и мужчины тоже. Плохие у нас не держатся – быстро уходят, само как-то так получается. Когда директор отвлеклась на минутку на производственный разговор, я тихонько спросила у сотрудниц – какая она, Нина Ивановна, и услышала: – Человек слова. Ответственная. Требовательная. Заботливая. Заботливая – этого не отнять. Не раз руководители сельхозпредприятий рассказывали, как Квасникова выручала многих в трудную минуту – перед посевными и уборочными, при поломках машин или в других обстоятельствах. Сейчас она борется за то, чтобы одному из хозяйств помогли в строительстве современного комплекса. При мне позвонил уважаемый в области руководитель-аграрник, договаривался о преференциях. Нина Ивановна разговаривала очень уважительно. Пришли к соглашению. А я слушала и понимала, как трудно сегодня директорам хозяйств, и все мы должны, что называется, снимать перед ними шляпу. На заводе директор не отказывает в помощи и поддержке никому. Можно получить деньги на свадьбу ребёнка, на лечение, можно ходить в заводской спортзал с тренажёрами, полечить зубы в стоматологическом кабинете. Ветераны, ушедшие на заслуженный отдых, а их сейчас здесь четыре десятка человек, получают премии и подарки к праздникам. Но самое важное не в этом. Когда-то Нина Ивановна мечтала убрать тяжёлый ручной труд на производстве. Шла к этому не одно десятилетие, и вот – пожалуйста.

Здесь законы как в семье

Работницы рассказывают, что только в давних воспоминаниях остались ванны с творогом по две с половиной тонны, из которых набирали в лавсановые мешки молочный сгусток и отцеживали его от сыворотки, держа на руках. Сметану таскали во флягах. Масло из бойки выкладывали вручную. Выстаивали смену среди воды в резиновых сапогах. Изо дня в день, из года в год. Теряли, конечно, здоровье. Так обстояли дела на всех перерабатывающих предприятиях. Я бывала на таких – помню. Теперь работники в лёгкой форменной обуви, белоснежных отглаженных костюмах. Смотрю в большое окно на поблескивающее оборудование, на конвейер: красиво. Говорю начальнику производства Любови Доможировой: – Чего теперь не работать: на кнопки нажимаешь, на табло поглядываешь – и дело с концом. – Не всё так просто, – объясняет Любовь Владимировна. – Вон видите в цехе изготовителя творога Эльвиру Леонтьевну Сулим – она и за температурой следит, и за временем, но готовность творога определяет не по приборам. Достаёт немного и в ладони сжимает. И никогда не ошибается. Профессиональное чутьё многими годами вырабатывается. Потом мы идём в кабинет Любови Владимировны смотреть знаменитую коллекцию Нины Ивановны Квасниковой: она много лет собирает фигурки коров. Сейчас их больше двухсот. Рассматриваем больших и маленьких, плюшевых и керамических, весёлых и строгих. А начальник производства говорит: – Вы спрашиваете про наших женщин. Мы все приблизительно одного поколения, и растили нас самодостаточными. Мы всё умеем. Мужчин уважаем, они у нас главные в семье. Так учили нас наши матери, выросшие после войны. Женщина – хранитель очага, дипломат. Заветы тут простые: не надо скандалить никогда, надо сглаживать углы, любить свою семью. На производстве те же законы. Соблюдай их – и всё в коллективе будет хорошо. Почти то же самое сказали Татьяна Анатольевна Егорова и Наталья Юрьевна Кулакова, их мы встретили в комнате отдыха: – Надо уважать друг друга и качественно выполнять свою работу. Других секретов сохранения стабильного доброго коллектива нет. Такие простые правила.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото автора.

Городецкий округ.

Comments & Reviews