10_2012_16-1
Posted in .
12.03.2012

Видеть то, что видят дети

Чем семья крепка

­ Наталья Борисовна, а есть ли оно, женское счастье? И каким оно должно быть или бывает?

­ У каждой женщины свое счастье. Понятие это очень широкое. Думаю, самое основное для женщины ­ это вырастить детей.

Многие считают, что счастье ­ это когда ты занимаешься полностью домашними делами. Я, например, другого мнения. На мой взгляд, женщина должна работать, заниматься каким­то полезным деянием в обществе. В этом тоже заключается счастье.

В моем понимании счастье ­ это когда дома все нормально, растут дети и есть любимая работа. И отдаваться работе можно только в том случае, если очень крепкий тыл.

Крепкий тыл, или вообще крепкая семья, ­ это дело двух людей, которые принимают решение о совместной жизни. Оба приходят из разных семей, с разными устоями и требованиями. Вот тут очень многое зависит от того, могут ли люди прийти к общему знаменателю. И тот и другой должен уметь уступить, уметь убедить, должен уметь делать добро человеку, с которым собрался жить. Это и является, на мой взгляд, основой для создания крепкой семьи.

­ Вы говорите: каждый из молодых людей приходит из своей семьи. Вот эти качества ­ терпимость, уважение, желание простить ­ из своей семьи приносит человек? Это должно воспитываться в семье?

­ Каждая семья имеет свои правила жизни. Одна семья очень гармоничная, другая, бывает, неудачная. Есть семьи, где только мама или папа растит детей. И я не считаю, что это непременно влечет за собой ущербное воспитание, в семьях с одним родителем дети нередко вырастают очень целенаправленными. В любом случае семья ­ это основа формирования ребенка.

­ Возвращаясь к разговору о счастье. Будет ли ребенок счастливым, зависит от родителей, которые только и могут воспитать его счастливым…

­ Понимаете, у ребенка в голове должно уже быть заложено то, как надлежит относиться к окружающим людям.

­ И в этом плане что вы, будучи ребенком, почерпнули в своей семье?

­ Мама всю жизнь воспитывала меня в строгости, дисциплине. Я как­то не привыкла к тому, что можно опоздать, недоделать, не сдержать данное обещание.

­ Вот это качество, обязательность, которое, как мы поняли, очень уважаете, должно быть в людях сейчас?

­ Непременно.

­ На что влияет в жизни отсутствие обязательности?

­ На все. Вот у нас очень много детей занимается. Если все они будут относиться к своим обещаниям халатно, мы их никогда не соберем, никогда ничего не сделаем, никогда у нас не будет никаких результатов.

Вчера у нас как раз были соревнования, и проблем не было. Потому что дети знают, что каждый должен сделать.

Кстати, так же относимся и к обучению. Если девочка пообещала ликвидировать хвосты в учебе сегодня, значит, она должна сделать это ни днем позже.

А если девочка влюбилась?

­ Соревнования, о которых вы упомянули, посвящены памяти основательницы нижегородской художественной гимнастики, вашего тренера Таисии Кирилловны Тимошенко. Может быть, она и заложила, кроме родителей, и в вас, и в других многие бесценные качества?

­ Это совсем другой вопрос. Вы же прекрасно знаете: все, что вокруг нас, ­ природа, двор, школа, то, какие люди окружают, ­ все влияет на формирование человека. Если говорить о спорте, роль тренера, его пример, конечно же, трудно переоценить. Дети ­ они же как промокашки, впитывают не только хорошее, но и плохое.

А Таисия Кирилловна Тимошенко, в моем понимании, вообще святой человек. Она даже в мыслях не допускала, что окружающие могут совершить какую­то подлость, что человек может, допустим, тебя обмануть. Она этого не понимала, говорила: “Этого просто не может быть!” От нее никогда не слышала грубого слова. Год назад ее не стало, и мы, конечно, решили учредить кубок ее имени.

(В этот момент у нашей гостьи зазвонил мобильный телефон).

­ Младшая дочь Ольга звонит из Италии, ­ пояснила Наталья Борисовна.

­ Она там на отдыхе?

­ Нет. В свое время итальянцы попросили направить к ним для работы российского тренера, владеющего итальянским языком. Федерация художественной гимнастики и главный тренер сборной России Ирина Александровна Винер остановили выбор на моей дочери. Как тогда считали, направили ее временно. “Временно” растянулось уже на шесть лет. Недавно ее воспитанница в составе сборной Италии стала чемпионкой мира в групповых упражнениях.

­ Получается, у вас выстраивается семейная тренерская династия…

­ Выходит, так. Старшая дочь Татьяна на протяжении двадцати лет работала с молодежным составом сборной страны, и, может быть, за единственным исключением, привозила золото в Россию. Сейчас она является тренером основного состава сборной страны по художественной гимнастике в групповых упражнениях.

­ Вот у вас обе дочери состоялись. Вы их как­то нацеливали, какие­то черты характера воспитывали?

­ Я никогда не шла поперек того дела, которое им нравится. Очень многие родители видят то, что видят сами, но не видят того, что видят дети. Для того, чтобы дать детям состояться, родителям не следует превращать их в себя. Вот моя старшая внучка всерьез не занималась художественной гимнастикой. Она закончила художественную школу, сейчас учится во Флоренции.

­ Наталья Борисовна, предположим, какая­то из девочек подает как гимнастка большие надежды. И вдруг ­ бац! ­ влюбилась по уши. А мамы нередко рядом нет, потому что в училище олимпийского резерва, где вы работаете, есть и девочки из других регионов. Какие слова находите в столь деликатной ситуации?

­ О­о­о! К каждой свой подход, в зависимости от характера. Одна очень самолюбива, приходится эту струнку дергать. Другая, допустим, спит и видит цель, которая перед нею поставлена в спорте, ­ на этом можно строить разговор…

И за маму,
и за «скорую помощь»

­ Чемпионками становятся немногие. Удел других ­ разочарование?

­ Почему? Художественная гимнастика многое дает ребенку, подростку, формирует человека со многих сторон. В первую очередь, конечно, владение своим телом, то есть развитие максимальной координации. Кроме того, девочки учатся слушать музыку, двигаться под нее. “Художниц” вы никогда не увидите размалеванными, хотя краситься они начинают для гимнастических выступлений чуть ли не с первого класса. Тех, кто занимался этим видом спорта, сразу видно и по одежде, и по походке, и по всему­всему­всему.

Мы все делаем для того, чтобы, закончив активные выступления в спорте, девушка не потерялась в большой жизни, чтобы каждая получила достойное образование. Некоторые, как, например, Наташа Пичужкина, берут самые большие высоты и в спорте, и в учебе. Наташа ­ неоднократная чемпионка мира и Европы. И училище олимпийского резерва она закончила с золотой медалью.

­ Выпускницы училища учатся и в вузах?

­ Почти все, за очень малым исключением.

Что там скрывать, бывает, что приходят к нам дети из, скажем так, непростых семей, когда тренеру приходится быть и за маму, и “скорой помощью”. Но когда по прошествии многих лет раздается звонок и слышишь: “Наталья Борисовна, если бы не вы, не представляем, кем бы мы стали…”, понимаешь, что все хлопоты не впустую.

­ Спортсмены нацелены побеждать. И все­таки готовите ли их к возможному проигрышу, чтобы не пострадала психика детей?

­ Конечно, к проигрышу никто не готовит. Идет целевая подготовка, и каждая гимнастка прекрасно понимает, на что может рассчитывать, а на что нет. Тренер каждый день объясняет, в чем та или иная гимнастка недоработала и что если огрехи не устранить, это проявится и на соревнованиях. Это тоже своего рода подготовка психики гимнастки и воспитание такого качества, как самооценка.

Есть, конечно, такие, которым много втолковывать не требуется, да и природа щедро одарила. Яркий пример ­ Лена Посевина. Тут и внешность, и умение анализировать, и упертость. Потому она и двукратная чемпионка Олимпийских игр!

­ И мало кто знает, через какие боли и невзгоды пришлось пройти той же Посевиной, прежде чем она во второй раз завоевала золото Олимпиады. Да и вам вместе с ней…

­ Это был вообще сумасшедший труд. Если бы в эту награду не было вложено огромного труда, невзгод, переживаний и многого другого, а сразу ­ раз, и медаль! ­ вот тут, наверное, я бы восприняла этот успех с открытым ртом. А когда прекрасно знаешь, что за этим стоит, то воспринимаешь все значительно спокойнее: “Дошли!”

Хотя в тот момент, когда в честь победы на Олимпиаде Лены Посевиной и Даши Шкурихиной, а ранее ­ Иры Беловой и их подруг по сборной звучит Гимн России, сумасшедшая реакция, невозможно сдержать слез.

Ручейками
полнится река

­ Не один десяток лет нижегородские тренеры по художественной гимнастике готовили мастеров высочайшего класса в условиях, никак тому не способствовавших, когда даже обруч нельзя было на нужную высоту подбросить. Изменения уже есть в этом плане?

­ Конечно, легче стало с приходом Шанцева. К нему можно прийти, он выслушает и, если что­то обещает, слово держит. Не знаю, появился бы у училища олимпийского резерва новый прекрасный корпус, если бы не Валерий Павлинович.

Когда я пришла к нему, он спросил: “Что вы хотите?” Говорю: “Сделайте мне, пожалуйста, четыре стенки и крышу, чтобы площадка убиралась”. Он в ответ: “Не буду. Будем строить нормальный корпус”. И этот корпус уже работает! Зал для занятий художественной гимнастикой нас абсолютно удовлетворяет. Высота ­ двенадцать метров, три площадки.

­ Какие ручейки из области подпитывают нижегородскую гимнастику?

­ В первую очередь, Заволжье. Сейчас очень заметно поднимается Кстово. И там и тут тренеры очень прилично работают.

­ Наталья Борисовна, например, девочка в каком­нибудь селе, поселке видит по телевизору выступления звезд художественной гимнастики, и ей тоже хочется заниматься таким замечательным видом спорта. Но в ее населенном пункте нет такой возможности. Сможет ли она осуществить свою мечту и как это сделать?

­ Вот как раз для этого в нашей в области и строятся физкультурно­оздоровительные комплексы. Почти во всех уже открылись секции художественной гимнастики. И мы стараемся им помогать, в том числе тренерскими кадрами. Неоценима в этом плане роль областной целевой программы поддержки молодых специалистов. Скажем, в Богородске сейчас строится дом для тренера, и машина, конечно, будет. Я считаю, что со временем во всех ФОКах должны появиться детско­юношеские спортшколы.

Раз уж речь идет о тренерах, было бы неправильно, чтобы у читаталей сложилось впечатление, будто одна Тишина обеспечивает успехи нижегородской гимнастики. Это заслуга большого коллектива. Только среди моих воспитанниц восемь заслуженных тренеров России. Тренеры училища олимпийского резерва работают в тесном контакте с коллегами из нижегородской спортшколы номер 16, с тренерами из области.

­ Какой самый дорогой для души подарок вы получали как женщина?

­ Это происходит каждый год, когда дети, которые у нас занимаются, кучей ­ от мала до велика ­ бегут ко мне, неважно, с каким подарком в руках, и поздравляют с праздником 8 Марта!

С гостьей редакции имели удовольствие общаться Елена Беляева,
Елена Матросова,
Юлия Миндалева,
Николай Рязанов.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.{jcomments on}