«УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ» НА ПОСТУ
Фельдшеры и медсёстры просят увеличить сутки
К категории трудоголиков, влюблённых в свою профессию, причисляют себя медработники Архангельского ФАПа. Издавна так повелось, что уважали на селе докторов и педагогов. Ведь именно к ним приходили люди не только за помощью, но и за советом, добрым словом. Жители Архангельского людям в белых халатах доверяют.
Без выходных
Наблюдаются у медработников и взрослые, и совсем малыши. Каждому необходим свой подход – внимание, терпение. Где как не в ФАПе умеют и выслушать и понять пациента. сельского медика практически не бывает выходных и праздничных дней: за помощью могут обратиться в любой день недели, в любой час дня и ночи. всем нужно успеть помочь вовремя. руд это непростой: маленькому коллективу и профилактикой нужно заниматься, и вакцинацией, и процедуры проводить. Хотя давно прошли времена, когда на вооружении фельдшера были только стетоскоп с тонометром. Сегодня ФАП – это уже маленькая больница. – Это, конечно, верно, – соглашается Олеся Глухова. – Вот только нашей «больнице» ещё доктора бы! Вот я, например, медсестра врача общей практики. А врача-то и нет! Получается, медсестра без доктора. В штате есть ещё фельдшер, медсестра по физиоустройствам, санитарка и зубной врач. Опытные хозяйки медицинского царства справляются практически со всем спектром необходимой на селе медпомощи. Пациенты приходят провериться на кардиографе, сдать кровь на анализ, глазное дно посмотреть, зуб полечить. Есть тут и аптека с неплохим набором самых необходимых лекарств. Коллектив, конечно, женский. Был когда-то зубной врач мужчина, но он после необходимой отработки ни дня не задержался. Так что теперь всё на хрупких женских плечах. Архангельское – село совсем не маленькое, под две с половиной тысячи жителей. Так что врач общей практики здесь очень нужен. Но вот беда – никто не рвётся занять вакантную должность. Да и во всём Шатковском округе на пять амбулаторий приходится всего три врача. Они и помогают по мере сил. Сельчане очень благодарны, что врач из соседнего Красного ора Алла Ивановна Мамедова помогает, по пятницам проводит приём.
К вам придут на дом
Спрашиваю Олесю Алексеевну, с чем чаще всего земляки к ним обращаются. – а как и везде, с самыми разными болячками: кто с гипертонической болезнью, кто с артритами, ревматизмами. Наша задача – неотложная помощь. Её нужно оказать в течение двух часов. территория у Архангельского немаленькая. Село раскинулось на 4 километра. Чтобы дела не затягивать, у нас и машина есть. Стоит в готовности в любой момент около ФАПа. «Универсальные солдаты» в белых халатах, как они сами себя называют, медкарту почти любого своего пациента на память знают. Так что почти всегда готовы заранее сказать, на что пожалуется пришедший пациент. А многим даже и приходить не нужно. Пожилым людям, которые не могут дойти до амбулатории, уколы на дому назначаются. К ним медсёстры сами приедут. – Основной контингент возрастной, конечно, – продолжает Олеся Алексеевна. – Есть у нас и настоящие долгожители. К примеру, Матрёне Ивановне Мишиной в ноябре 100 лет исполнилось. А ведь она из такого поколения, которое к докторам практически не обращается. Так уж мы сами к ней ходим, как бы проведываем. Олеся Алексеевна перечисляет долгожителей Архангельского: многие с 1930 года, немало есть и с 1928-го. Словом, тех, кому за 90, нуждающихся в особом контроле, в селе не меньше 1520 человек. Медики лучше самих пациентов знают, какое у них давление и сердечные показания. ними, как и полагается, больше внимания профилактической работе. От этой специфики работы на дому никуда не деться. Просиживать халат в тёплом кабинете медикам некогда. Весь день на ногах. Маршруты по всему селу, и постоянное чувство, что в сутках не хватает ещё хотя бы пары часов. При этом у медиков шестидневная рабочая неделя.
Кто придёт на смену
Казалось бы, многие жители других деревень архангельцам готовы бы и позавидовать. Но здешние медики открыто заявляют, что у них, как и почти везде на селе, главная тревога – это кадровая проблема. Очень важный и пока неразрешимый вопрос – а кто после нас? Общеизвестно, что молодёжь в государственную медицину идёт крайне неохотно. При этом в ФАПе не только врача не хватает. Медработники вспоминают, что раньше коллектив состоял из восьми человек, а сегодня вполовину меньше. Да и средний возраст сотрудниц уже придвинулся к 45 годам. Самое бы время приглядывать среди выпускниц школы девчонок, которые с горящими глазами расспрашивали бы землячек в белых халатах: «Ой, а как бы мне выучиться и прийти в медицину?». На такое моё предположение медики только грустно усмехаются. Таких вопросов и пожеланий они уже много лет ни от кого не слышали. Никто не рвётся прийти на смену. При этом сотрудницы ФАПа немного удивляются, что ж молодые так цепляются за город, боясь из него уезжать. В сельской местности специалисты отнюдь не брошены на произвол судьбы. Помощь оказывают через множество различных программ, для удобства выделяется служебный транспорт. Никто и не говорит, что в деревне легко, но в современных условиях работать стало намного легче. – Возможно, молодёжь думает, что в сельской медицине заработать деньги можно, как раньше, лишь забыв про сон и отдых, – рассуждает Олеся Алексеевна. – но и это сегодня не так. Зарплата заметно повысилась. Появились доплаты, которые у нас называют «президентскими». Врачам доплачивают по 50 тысяч рублей, а медсёстрам по 30. И всё равно кадровая проблема никуда не девается.
Вспомнили колхоз
Пытаемся с сельчанами разных профессий найти корень проблемы. Почему люди продолжают уезжать? Архангельское расположено у оживлённой трассы. Сел и поехал – хоть в Арзамас, хоть в Нижний или Саров. В городах молодёжи кажется, что перспектив больше. о неужели только в этом дело? вот в разговоре вдруг мелькает редкое нынче слово – «колхоз». Ещё не так давно в селе действовало сильное хозяйство «Власть Советов». И многие сельчане утверждают, что дела тогда шли лучше. Сегодня, чтобы заработать, нужно устраиваться к частнику, только у него платят деньги. – Во времена колхоза жизнь в целом шла лучше, – включаются в обсуждение супруги Кузины. – половине села колхоз или дома построил, или квартиру дал. Трудись — не ленись и получай жильё! Вот и наш дом построен и получен от колхоза. – Если кому нужно в больницу поехать, к примеру, в областную, колхоз машину давал, – дополняет Олеся Глухова. – Всегда колхозники ездили по медицинским направлениям бесплатно. Помощь самого разного рода была организована отлично. Люди меньше тревожились о завтрашнем дне. Сегодня о социальной ответственности бизнеса тоже говорят немало. Однако на местах люди не всегда могут припомнить, чем же конкретно помог частник-бизнесмен. Отсюда и стремление молодёжи прибиться к более крупным центрам цивилизации, где большое население создает иллюзию близкого дружеского плеча. у а как же село? Придёт ли в маленький ФАП тот, кто «всех излечит, исцелит»? Пока нет ответа. А значит, вся надежда на «универсальных солдат» в белых халатах – фельдшеров и медсестёр.
Александр КУРИКОВ.
Фото из архива сотрудников ФАПа.
Шатковский округ.