ДЛЯ ЧЕГО СОЛНЦЕ ВСТАЁТ РАНО

Спросите сына и дочку фермера

Когда-то в черте села Малое Рыбушкино Краснооктябрьского округа действовал колхоз «Серп и молот», появившийся здесь в период коллективизации. В постсоветское время хозяйство утратило былой потенциал, пашни и дворы опустели, молодёжь стала разъезжаться, потом предприятие окончательно прекратило существование как юридическое лицо. Но благодаря усилиям семьи Алимовых некогда плодородные земли обрели нового рачительного хозяина. В 2014 году у руля созданного фермерского хозяйства встал совсем молодой Аняс Алимов, который, опираясь на поддержку отца и дяди, а также опытных аграриев, через несколько лет сумел наладить производство зерна. Весной 2023-го предприятие выиграло грант на приобретение техники и скота, строительство откормочной площадки под мясное животноводство. Начался новый этап.

Три причины

В том же году фермеры взяли участок земли вблизи заброшенной производственной зоны бывшего колхоза и приступили к его расчистке. Следом развернулось строительство, и к концу 2024-го основная часть проекта была уже завершена. Когда мы приехали на место, то увидели надёжно огороженную территорию и возведённый двор, где подрядчик приступил к оборудованию ското-мест. Просторные калды для выгула животных, которые поступят сюда сразу же после сдачи объекта в эксплуатацию, оказались не пустыми – здесь пасся целый табун лошадей, ведь фермеры давно освоили этот традиционный для татар вид мясного животноводства. Возможно, он продолжит здесь развиваться параллельно, правда, уже более компактно. – Вот это всё появилось на ранее пустовавшем месте благодаря тому, что нам удалось выиграть грант «Семейная ферма», – встречает нас Аняс, показывая внушительный для малого предприятия масштаб строительства. – Успев добиться неплохих результатов в растениеводстве, решили выйти на другой уровень. Собственная кормовая база в достатке, почему бы не попробовать заняться животноводством. Ещё одним поводом стало падение зернового рынка в прошлом году, когда урожай приходилось продавать чуть ли не себе в убыток, хорошо хоть большими объёмами удалось компенсировать. Имея скот, в случае чего часть урожая можно проводить как фураж, и добиваться основной прибыли уже от реализации мяса. Ну и третий момент: после окончания полевых работ людям нужен ещё какой-то источник заработка, а с животноводством дел каждому с лихвой хватит на весь год, коллектив станет лишь крепче.

Растениеводство с нуля

По условиям гранта, к маю 2025 года фермеры должны отчитаться о реализации проекта, и, судя по темпам, в эти сроки они, безусловно, уложатся. Процесс занял бы ещё меньше времени, если бы не возникшие на пути юридические проблемы: земля, выбранная под откормочную площадку, ранее не была размежевана, и это стало препятствием для получения разрешения на строительство. Несмотря на молодой возраст Аняса, в его манере держаться и во взвешенных рассуждениях о реалиях аграрного бизнеса уже чувствуется характер опытного фермера, однако из разговора выяснилось, что сельское хозяйство в момент регистрации предприятия было для него абсолютно новым делом, которое пришлось осваивать с нуля и экстерном. – Изначально землю здесь начал осваивать мой отец – Рамиль, который раньше работал в колхозе, он распахал наши семейные паи в размере 50 гектаров и с братом – моим дядей Нурахметом – занялся растениеводством, – вспоминает Аняс. – Я в то время получал в Москве среднее специальное образование, учился на логиста, но по окончании учебного заведения решил не оставаться в столице, как-то не вышел из меня городской: помыкался-помыкался да и на родину потянуло. Вернувшись, стал тоже работать на земле, помогал чем мог. Отец решил взять в аренду паи односельчан, которые охотно их отдавали: брошенная земля зарастала и могла совсем пропасть. В итоге мы получили 750 гектаров пашни, лет пять только ушло на возвращение залежей в оборот. Это были в основном самые дальние поля, а потому наиболее сильно покрытые молодым лесом. Работы выдалось много. Аняс, как образованный и перспективный молодой человек, стал руководителем фермерского хозяйства, однако, если коммерческая жилка и понятия о ведении документооборота у него уже имелись, то практических навыков в сельском хозяйстве на уровне руководителя не было совсем. Счастливый случай свёл его с опытным агрономом Рафеком Колясовым, позже возглавившим сельхозуправление, который, увидев искреннее рвение парня, столь редкое по нынешним временам, решил помочь, как консультант. – Я был тогда очень юн, и сельское хозяйство в моём понимании сводилось к простой формуле: посеял – убрал, – рассказывает Аняс. – а практике оказалось, что существует огромное количество нюансов, и без строгого соблюдения каждого из них хорошего урожая не получить. Старое поколение аграриев – фанаты своего дела, и всегда рады, когда им на смену приходит молодёжь, готовая перенять богатый опыт, ведь сейчас не особо-то кто рвётся пахать землю. Рафек Раисович, оценив мой порыв, сказал: «Будешь делать точно, как я говорю – начнём работать». Процесс увлёк меня с головой, я открыл для себя настоящее мужское занятие. Благодаря ценным наставлениям и нашему упорству за последние десять лет, считаю, научились неплохо выращивать зерно. среднем урожайность сейчас 40 центнеров с гектара, а в 2023-м с одного опытного поля под озимой пшеницей она даже за 80 ц перевалила.

Дело вовсе не в погоде

Время становления хозяйства стало испытанием на прочность. Пока разрабатывались залежи, земля особого дохода не приносила, а наоборот, требовала всё новых и новых вложений. Собрать пусть и небольшой, но профессиональный штат работников по нынешним временам на селе тоже дело хлопотное. Фермерам удалось привлечь в свои ряды несколько односельчан, четверо из которых до сих пор составляют костяк коллектива. По условиям гранта, нужно было создать ещё три рабочих места, и эти люди уже трудоустроены. Наравне со всеми трудится и сам Аняс, а также отец, дядя и брат Фанис. е менее сложным оказалось формирование собственного парка сельхозмашин. На первых порах приходилось брать заёмные деньги и приобретать видавшую виды технику, чтобы потом своими руками пересобрать до винтика и поставить в строй. А ведь фермеру, который действует на свой страх и риск, кроме того, средства нужны и на семена, и на топливо, и на сельхозхимию, в конце концов, зарплату достойную людям за труд тоже нужно выплачивать. И всё-таки без надёжного технического ресурса хозяйства не поднять, поэтому деньги на машины и агрегаты с трудом, но выискивались. На сегодняшний день в хозяйстве имеются три комбайна и другая разнообразная техника. Из последних приобретений – универсально-пропашной колёсный трактор отечественного производства, который был взят в лизинг в 2023-м. набор выращиваемых фермерами культур входят яровая и озимая пшеница, ячмень, овёс и горох. Собранный урожай хранится на складах, под которые были реконструированы помещения, оставшиеся от инфраструктуры бывшего колхоза. Продукция растениеводства в основном реализуется через перекупщиков, которые забирают её самовывозом. – Главный урок, который вынес за годы освоения растениеводства: всё решает чёткое соблюдение сроков и неукоснительное следование технологии, – делится Аняс. – Сезон – это строго регламентируемый и беспрерывный процесс, каждый своевременно и качественно выполненный этап даёт дополнительные центнеры с гектара. Если хочешь собрать урожай по максимуму, придётся выложиться по полной. земледелии, климат, безусловно, многое решает, но без грамотного и ответственного подхода и благоприятная погода не станет крепким козырем, а уж при катаклизмах вообще ничего с поля не соберёшь. Теперь, когда появляется животноводство, хлопот, конечно, станет больше на порядок. Вновь нужно будет осваивать новое для себя направление, но это же интересно. По условиям гранта, мы должны закупить 150 голов герефордов. Племенной скот дорогой, нам для пробы подойдёт пока и обычный. Присматривали животных по всей России, неплохое соотношение цены и качества оказалось в северных холодных регионах, например, в Ижевске и Новосибирске.

Сворачивать уже поздно

Реализовывать продукцию животноводства фермеры рассчитывают по ситуации, исходя из выгодности – где-то живым весом, а где-то и говядиной. округе появился уже второй убойный цех, так что проблем с этим не будет. Почему выбор пал на мясное животноводство, а не на молочное, которое субсидируется и поддерживается различными программами? Аняс назвал две причины. Во-первых, производство молока требует недюжинных для КФХ человеческих ресурсов, которых на селе, увы, всё меньше. Газета писала в ноябре, что в Краснооктябрьском округе уже несколько хозяйств, содержащих дойных коров, были вынуждены свернуть деятельность, главным образом, как раз из-за дефицита кадров. Во-вторых, молочное животноводство даже в небольших масштабах требует крупных вложений, как на постройку помещений и покупку специального оборудования, так и на приобретение непосредственно животных. Цена продуктивной дойной коровы доходит сейчас до 200 тысяч рублей, как минимум вдвое дороже обычной бурёнки. А ведь окупят себя эти вложения далеко не сразу. прочем, время покажет. Как знать, возможно, освоив очередное направление, Аняс вновь захочет идти дальше. По его словам, уже вложено столько сил и времени, что сворачивать с выбранного пути теперь просто немыслимо. н крепко обосновался в родном селе, где с женой Альфиёй – педагогом Больше-Рыбушкинской средней школы воспитывает сына и дочку, которые с ранних лет знают, что солнце встаёт над полем так рано, в первую очередь, для того, чтобы папа, дедушка и дядя успели вырастить хлеба побольше.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора и из архива сельхозуправления Краснооктябрьского округа.

Краснооктябрьский округ.

Comments & Reviews