ШТУРМ НА БРЕЮЩЕМ ПОЛЁТЕ
Для многих он оказался последним
Недавно в рубрику «Возвращённые имена» пришло ещё одно письмо, и вновь не из Нижегородской области. К нам обратилась офицер запаса Елена Шутова – уроженка Могилёвской области Беларуси, проживающая сейчас в Подмосковье. Поводом для письма стало открытие в конце ноября в белорусском Быхове памятного знака лётчикам-штурмовикам, погибшим и пропавшим без вести в небе над Могилёвым. В июне 1941 года пилоты 4-го штурмового авиаполка, совершили первые боевые вылеты именно с быховского аэродрома. В 1944-м подразделение, переименованное в 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк, вернулось сюда, чтобы на этот раз выгнать фашистских захватчиков. Елена Ивановна, занимающаяся поисковой работой, побывала на торжественном открытии памятника и сообщила, что в списке увековеченных авиаторов есть и наш земляк – Александр Михайлович Пронин. Он числится пропавшим без вести.
Навыки оттачивали в бою
Решили попытаться восстановить боевой путь пилота, оборвавшийся при освобождении Белоруссии. Согласно документам, найденным в электронных архивах Минобороны РФ, Александр Пронин родился в селе Алферьево Теплостанского района (ныне Сеченовского округа) 10 июня 1922 года. Был призван на фронт 26 августа 1941-го. Первое место службы – 12-й запасной авиаполк. Навели справки по этой учебной лётной части, и выяснилось, что она входила в состав 1-й запасной штурмовой авиабригады, которая занималась подготовкой подразделений и отдельных экипажей для ведения боевых действий на самолётах ИЛ-2. Соединение базировалось на аэродромах Куйбышевской (ныне Самарской) области. 12-й ЗАП дислоцировался в городе Чапаевске. Аэродром для него был построен рядом с узловой станцией Звезда Куйбышевской железной дороги, что обеспечивало прекрасную логистику с заводом № 18, эвакуированным в Куйбышев из Воронежа, где наладили выпуск штурмовиков ИЛ2. Кстати, эта взлётная полоса использовалась до конца 1990-х как вертолётная площадка, пока местную военную часть не расформировали. Сейчас от аэродромных построек ничего не осталось, а сама территория успела зарасти. В сети обнаружили материал «Забытый аэродром» газеты «Сельский труженик» Безенчукского района Самарской области, где местный краевед Пётр Ожигов поведал следующее: «Строительство аэродрома началось осенью 1941 года. Сооружением данного объекта ведало Главное управление аэродромного строительства, входившее в состав НКВД СССР. Структура обладала достаточно высокими полномочиями и имела право мобилизовать на строительство как военнослужащих ближайших воинских частей, так и отбывающих наказание заключённых, и просто местное население. В немалой степени благодаря этому, аэродром был построен в очень сжатые сроки, и уже весной 1942 года начал функционировать». По сохранившимся снимкам установлено, что площадь аэродрома составляла около 4 квадратных километров, а длина взлётной полосы – 1 километр. Самолёты поступали сюда прямиком из Куйбышева, в конце августа 1942-го здесь размещалось уже более 130 боевых машин. Обучались на них не только молодые лётчики, но и пилоты, успевшие повоевать на самолётах других моделей и типов. Пилотирование, а также стрельба и бомбометание являлись основными дисциплинами учебной программы. Отсюда сформированные авиационные части своим ходом вылетали на фронт. За полгода войны 1-й запасной авиабригадой было сформировано и отправлено в действующую армию 52 полка штурмовой авиации. В августе 1941-го 4-й штурмовой авиаполк, в Белоруссии и на смоленском направлении понёсший большие потери в лётном составе и технике (только за первые 12 дней боёв полк потерял 38 машин), был включён в состав 1-й ЗАБ для переформирования. Однако вряд ли Александра Пронина откомандировали в полк именно в этот момент, ведь прежде чем стать боевым пилотом, он должен был окончить лётное училище. Скорее всего, речь об Ульяновской военной авиационной школе, от которой до Сеченова, откуда призвался Александр Михайлович, всего 275 километров, а до того же Чапаевска, где дислоцировался 12-й запасной авиаполк – 330 км. Как следует из материала «Ульяновская лётная школа – её история и герои» краеведа Виктора Будкевича, первоначально учебное заведение готовило лётчиков-истребителей, а с декабря 1941-го стало выпускать штурмовиков. Всего здесь встали на крыло 319 пилотов, воевавших на ИЛ-2. Учебный процесс был рассчитан на 6-9 месяцев, за это время общий налёт каждого курсанта составлял 35-55 часов. Конечно, за столь короткий срок невозможно было подготовить лётчиков высокого класса, поэтому практические навыки оттачивались непосредственно в бою.
Запись в журнале
Между тем штурмовка переднего края, в первую очередь, направленная против бронетехники врага, являлась одним из наиболее опасных и сложных видов применения авиации – удары пушками, реактивными снарядами и бомбами производились на бреющем полёте, то есть в зоне поражения любым оружием с земли. Плохо обученный лётный состав вкупе с целым рядом технических недоработок самолёта ИЛ-2 (слабая бронезащита, низкая маневренность, недостаточная мощность вооружения, неудовлетворительные скорость и потолок полёта, плохой обзор из кабины, да и элементарно некачественная сборка) являлись основной причиной огромных потерь. Исходя из тех документов, что имеются на Александра Пронина в открытом доступе, после прохождения обучения и, вероятно, службы в запасном авиаполку (уж больно долог оказался его путь в действующую армию) он был направлен в 7-й гвардейский штурмовой авиаполк, воевавший в составе 230-й штурмовой авиадивизии. Осенью 1944-го мать пилота – Анастасия Николаевна Пронина получила из военкомата извещение о том, что её сын пропал без вести 26 июня того же года. Чтобы уточнить обстоятельства последнего боя младшего лейтенанта Пронина, вновь обратились к электронным базам Минобороны РФ, и нашли журнал боевых действий 230-й штурмовой авиадивизии. Там обнаружилась вот такая запись: «26 июня 1944 года при подходе к цели в районе Горбовичи группа из четырёх ИЛ-2 7-го гвардейского авиаполка была атакована восьмёркой «мессершмиттов» (МЕ-109). Атаки производились сверху-сзади. Первая атака на ведущего была отбита огнём воздушных стрелков, потом истребители противника переключились на замыкающих ведомых. После сбрасывания груза группа ИЛ-2 перешла к оборонительному бою. Один экипаж оторвался от остальных и был сбит в районе цели». Сама специфика работы штурмовой авиации при всех вышеуказанных недостатках конструкции самолёта ИЛ-2 и уровня подготовки пилотов делала её зачастую сродни самоубийству. По статистике, лётчики гибли, не успев сделать и десяти вылетов. Этим объясняется такое большое количество Героев Советского Союза среди штурмовиков, ведь долгожители в эскадрильях были не просто везучими людьми, а настоящими мастерами боя, способными выжить и в адском пекле. В первые дни войны на вооружении стоял одноместный ИЛ-2, где сзади не предусматривалась кабина воздушного стрелка, и, значит, шансы вернуться на базу были ещё зыбче. С появлением второго члена экипажа, прикрывавшего спину командира от вражеских истребителей, которые обычно и стремились зайти в хвост, главный смертельный риск лёг на стрелка. Недаром за пулемёт нередко сажали штрафников или провинившихся пилотов. Впрочем, смерть редко выбирала кого-то одного. К слову, в состав экипажа кроме Александра Пронина входил воздушный стрелок – ефрейтор Виктор Петриченко, уроженец Краснодарского края, чья судьба также неизвестна.
Неподалёку от Могилёва
Уточняющие сведения по поводу гибели самолёта почерпнули из донесения о безвозвратных потерях за подписью начальника штаба дивизии, где говорится следующее: «26 июня 1944 года при выполнении боевого задания на самолёте ИЛ-2 по уничтожению танков и артиллерии противника в районе Дубки – Дары в восьми километрах к юго-востоку от Могилёва был атакован восьмёркой немецких истребителей «Фоке-Вульф» Fw.190. Судьба экипажа неизвестна». Марки вражеских самолётов в донесениях разнятся, но для нашего поиска это не столь важно. Вернёмся к журналу боевых действий 230-й авиадивизии, где содержатся сведения по оперативной обстановке в тот роковой для экипажа день. А дивизия в то время всеми имеющимися силами выполняла поставленную задачу по поддержке советских войск, форсировавших Днепр севернее Могилёва. Неделей ранее из Куйбышева в соединение поступило 50 новых самолётов. Командование решило активно включить в боевую работу молодое пополнение. В течение дня пилоты дивизии совершили 187 вылетов. В результате действий штурмовиков гитлеровцам был нанесён серьёзный урон: с воздуха уничтожены 8 танков, до полусотни автомобилей, 3 паровоза, 11 вагонов и много другой техники, убито и ранено 125 солдат и офицеров Вермахта. Однако имелись и собственные потери: один ИЛ-2 сбит зенитной артиллерией противника, а другой – стал жертвой вражеских истребителей, это и был экипаж младшего лейтенанта Пронина, увековеченный недавно вместе с другими пилотами 7-го гв. ШАП в белорусском Быхове. Вероятно, обломки одного из многих штурмовиков, вступивших в свой последний бой, до сих пор покоятся в земле где-то неподалёку от Могилёва в ожидании, когда их извлекут на свет благодарные потомки.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Татьяны ЧИРКУНОВОЙ и из открытых источников.