0
24.12.2024

ДВА ДРАМАТУРГА

Сцены из их жизни превратились в пьесу

Вы знали, что Антон Павлович Чехов был наставником и хорошим знакомым Максима Горького, что он пять раз приезжал в Нижний Новгород, но ни разу не задержался больше чем на несколько часов, и что в пьесах двух великих русских драматургов можно найти немало литературных параллелей? Об этом можно узнать на необычной выставке «Горький и Чехов: сцены из жизни», посвящённой 165-летию со дня рождения А.П. Чехова. Недавно она открылась в музее-квартире А.М. Горького, филиале Государственного музея А.М. Горького. Необычная она потому, что посетителей приглашают стать зрителями пьесы, основанной на диалоге двух главных действующих лиц – писателей Горького и Чехова, а также воспоминаниях их современников. Разговаривают между собой и герои пьес двух драматургов, которые поднимали в своих произведениях вечные вопросы о жизни и творчестве.

Необычная выставка

Жизнь Алексея Максимовича Горького в Нижнем Новгороде, в доме на улице Мартыновской, ныне Семашко, где расположен музей-квартира писателя, – это время его известности как драматурга. Здесь он завершил работу над пьесой «На дне», обдумывал пьесу «Дачники». В этот же период он общается с Антоном Павловичем Чеховым, который был для него наставником, другом и собеседником. Как отмечал сам Горький, он очень ценил возможность быть самим собой рядом с Чеховым. Писатель был наблюдательным, хорошо видел и понимал других, этот его талант проявился в воспоминаниях о Чехове. Сотрудники музея А.М. Горького рассказывают, что выставка «Горький и Чехов: сцены из жизни» задумана как своеобразная пьеса в музейных стенах – она основана на диалоге писателей, представленном их перепиской, которая продлилась шесть лет, до смерти Чехова, воспоминаниями их современников, близких людей, а также диалоге героев пьес, которые говорят на схожие темы. – Цитаты героев пьес выбраны не случайно, – рассказывает Наталья Шубина, заведующая филиалом «Музей-квартира А.М. Горького» Государственного музея А.М. Горького. – Когда мы взяли тексты и стали их читать, увидели, что некоторые слова героев звучат в унисон, оказалось, что они даже ложатся в своеобразные диалоги. Эти созвучные мысли персонажей очень удачно дополнили сюжеты, представленные на выставке. На выставке, в которой задействованы пять залов музея-квартиры, можно увидеть редкие прижизненные издания произведений писателей, оригиналы писем, карикатуры, фотографии, афиши, костюмы и макеты театральных декораций, всего более 250 экспонатов. В основе экспозиции материалы фондов Нижегородского государственного музея А.М. Горького, дополненные экспонатами из ведущих музеев России. Например, музей Московского художественного театра предоставил подлинные костюмы исполнителей постановок начала прошлого века. Участие в выставке приняли Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник и Нижегородский государственный академический театр драмы имени Максима Горького. Готовили выставку почти год. Идея её принадлежит заведующей филиалом «Литературный музей» Государственного музея А.М. Горького Елене Агафоновой, которая является куратором выставки. – Связи между героями выставки – Чеховым и Горьким очевидны, – на презентации выставки рассказывает Эрнест Орлов, руководитель научно-экспозиционного отдела «Дом-музей А.П. Чехова» Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (г. Москва). – Я рад, что такая выставка была реализована, и надеюсь, что она побывает и в Москве. Видим параллели в творческом наследии писателей, отсылки одного к другому, например, они видны между чеховским высказыванием: «В человеке всё должно быть прекрасно…» и горьковским: «Человек – это звучит гордо». Эксперт отметил, что выставка стала прорывом в теме исследований этих литературных связей между Горьким и Чеховым, в ней отражены глубокие текстуальные параллели, которые, возможно, были созданы писателями неосознанно. о его словам, помимо собственно театральной драматургии, которая была связана у писателей с Московским художественным театром, видим прекрасную драматургию жизни, которая впервые, вопреки наслоениям времени и нашим представлениям об отношениях Горького и Чехова, предстаёт непростой, меняющейся со временем, что интересно.

История в письмах

Специалисты отмечают, что творческие стили Горького и Чехова в драматургии не похожи, отличались писатели и характерами, но были у них и общие черты – общительность и артистизм. Кроме того, у них был общий круг театральных знакомых – драматурги, актёры, режиссёры составляли культурный бомонд тогдашней России. – Им обоим была присуща природа театральности, – рассказывает Елена Агафонова. – Оба играли в любительских спектаклях. Так, например, молодой Горький играл небольшие роли индейца и чёрта в спектакле «Христофор Колумб» в Нижегородском ярмарочном театре. Чехов старше Горького на восемь лет. В период их знакомства Антон Павлович уже был маститым писателем, а Алексей Максимович – начинающим. Чехову Горький посвятил своё первое крупное произведение – «Фому Гордеева». Именно Чехов поверил в Горького как драматурга и советовал ему заниматься написанием пьес. – Отношения у них складываются сразу, – рассказывает Елена Агафонова. – Начались они с переписки, заочного знакомства. Горький послал Чехову первый сборник своих очерков и рассказов. Впервые встретились писатели в Ялте, где у Чехова была дача и где потом они виделись много раз. В общении писатели раскрывались, обращали внимание на внешность, слова, характеры друг друга. Говорили между собой о многом, посылали фотографии, на которых делали дарственные надписи. Вот как Чехов писал о Горьком в письме знакомой в марте 1899 года: «В Ялте Горький. По внешности это босяк, но внутри это довольно изящный человек…» В сентябре того же года Антон Павлович пишет уже самому Горькому: «Вы по натуре лирик, тембр у Вашей души довольно мягкий. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. Грубить, шуметь, язвить, неистово обличать – это несвойственно вашему таланту». А вот что он говорит в письме жене, Ольге Книппер-Чеховой в 1901 году: «А.М. не изменился, всё такой же порядочный, и интеллигентный, и добрый. Одно только в нём, или, вернее, на нём, нескладно – это его рубаха. Не могу к ней привыкнуть, как к камергерскому мундиру». В свою очередь и Горький пишет в очерке, посвящённом Антону Павловичу Чехову: «Хороши у него бывали глаза, когда он смеялся, – какие-то женски ласковые и нежно мягкие. А смех его, почти беззвучный, был как-то особенно хорош». вот ещё: «У А.П. был хороший злой ум, но Чехов из жалости к людям им редко пользовался». Молодой писатель делился со старшим «коллегой» своим творческим поиском. Вот одно из его сообщений: «Сим извещаю Вас, дорогой Антон Павлович, что драма М. Горького, довезённая им, в поте лица, до третьего акта, благополучно скончалась. Её разорвало со скуки и обилия ремарок. Разорвав её в мелкие клочочки, я вздохнул от удовольствия и в данное время сочиняю из нее повесть…» Свои воспоминания о Чехове оставила и жена Алексея Максимовича Горького Екатерина Пешкова. Их первая встреча состоялась также в Ялте, куда она приехала с мужем и где собирались в то время писатели – Бунин, Чириков, Мамин-Сибиряк и другие. Екатерина Пешкова вспоминала, как хорошо её принимала мать Антона Павловича и что в их первую встречу с известным писателем она больше молчала, так как смущалась. Говорили писатели в переписке, конечно, не только о литературе, но и просто о жизни, о личном. Например, в одном из посланий Горький пишет Чехову: «Говорят, Вы женитесь на какой-то женщине – артистке с иностранной фамилией… Это хорошо – быть женатым, если женщина не деревянная и не радикалка». Вот ещё строки из этого письма, уже о своём сыне Максиме: «Ух, какой у меня сын озорник! очень умный – вот увидите, весной привезу его. Только научился у меня ругаться, и всех ругает, а отучить я его не могу. Очень смешно, но неприятно…»

Вызывали овациями

Антон Павлович бывал в Нижнем Новгороде пять раз – в 1890, 1892, 1894, 1901 и 1902 годах, но всегда проездом – оставался в городе не дольше чем на несколько часов. Одна из запоминающихся встреч Горького и Чехова в Нижнем Новгороде произошла 26 мая 1901 года. На следующий день после венчания в Москве Антон Чехов вместе с женой Ольгой Книппер – актрисой Московского художественного театра отправились в свадебное путешествие по Волге в кумысолечебный санаторий в Уфимской губернии, где писатель планировал поправить здоровье. Первая остановка на их маршруте была в Нижнем Новгороде, где молодожёны пришли в гости Горькому. В то время писатель жил не в квартире на Мартыновской, а в доме Лемке на Канатной, сейчас это улица Короленко. Как вспоминала Ольга Леонардовна, на улице около дома дежурили городовые – Горький находился под домашним арестом. Встреча получилась мимолётной. Тот день ознаменовался важным событием – в семье Горького родилась дочь Катя. Режиссёр Московского художественного театра Владимир Немирович-Данченко в то время, когда писатель жил на Канатной, тоже приезжал в Нижний, бывал в гостях и слушал его пьесу «Мещане». – Горький как драматург сложился благодаря дружбе с Чеховым и знакомству с Московским художественным театром, – отмечает куратор выставки. – Работать для такого театра, писать пьесы было очень трудно. Одно дело, когда опубликованное произведение не понравилось кому-то из читателей. Куда тяжелее переживать за судьбу пьесы, особенно если случился её провал на сцене. А такое бывало у обоих драматургов. Свою первую пьесу «Мещане» Горький пишет с трудом. Четвёртый акт он не успел дописать сразу, так как в это время его посадили в нижегородский острог. «Мещане» Горького имели успех на сцене. Но триумф ему как драматургу принесло его новое произведение – «На дне», оно буквально взорвало театральный мир. Постановка неизменно получала овации, а автора зрители вызывали на подмостки. Безусловно, была в этом и заслуга его друга и наставника Антона Павловича Чехова, который поддержал начинающего писателя на его творческом пути. Пьесы обоих драматургов злободневны для своего времени, не утратили они актуальности и сейчас.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Comments & Reviews