17.12.2024

ВИДЫ И ЖИТЕЛИ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

Удивительная история, поведанная при случайной встрече

– Так и просится на холст, недаром местные храмы были излюбленным сюжетом уроженца этих краёв – художника Виктора Летянина, – говорит Александр Горбунов, заметив наш интерес к полуразрушенной церкви Воскресения Словущего. Её в Юрьеве в первой половине XIX века построили по проекту архитектора Михаила Коринфского по велению князя Голицына. О храме Александр Горбунов поведать может многое, как краевед собрал богатый исторический материал. Но говорили с ним вовсе не о церкви, а о художнике, писавшем её.

Досадная несправедливость – Летянин, которому, кстати, 30 ноября исполнилось бы 103 года, как и я, родился в соседнем Калинине тогда ещё Сергачского уезда, а ныне Гагинского округа, – начал рассказ Александр Иванович. – На территории нашего села, к слову, изначально и располагалось Юрьево. Будущий живописец появился на свет в крестьянской семье, с детства вместе с родителями работал на земле. Поступил в сельхозтехникум, который в первые годы советской власти открылся в Ветошкине, в бывшей усадьбе Пашковых. Однако тяга к рисованию повернула жизненный путь в иную сторону, и Виктор Фёдорович стал студентом Горьковского художественного училища. Увы, обучение прервала война, выпускался он уже после фронта, откуда вернулся в звании старшего лейтенанта. Дипломная работа, представленная Летяниным в 1949 году, называлась «Переправа через Днепр». Конечно, пройдя дорогами битв до самого Берлина, фронтовик-орденоносец всю жизнь носил в себе образы той тяжёлой поры и давал им выход на холст. Три его полотна о войне хранятся в Нижегородском государственном художественном музее. Но ключевой в его творчестве была всё-таки сельская тематика. Виктор Летянин продолжил образование в художественном институте эстонского города Тарту, а потом в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где брал уроки у известного художника-баталиста Рудольфа Френца. По окончании вуза вернулся в Горький и здесь почти до последних дней жизни, которая оборвалась в 2009 году, Виктор Фёдорович активно занимался творческой работой и участвовал в выставочной деятельности разного уровня, включая международный. Картины заслуженного художника РФ Летянина сейчас находятся в фондах многих музеев и в частных коллекциях по всему миру. Например, на сайте Народного исторического музея Спасского округа мы прочли увлекательную историю о том, как в 2022-м в экспозицию случайным образом попал безвестный пейзаж с люпинами, автор которого по подписи был установлен как Виктор Летянин. – Виктор Фёдорович оставил в наследство потомкам виды и лица русской деревни, ещё сохранившей исконные черты, – продолжает Александр Горбунов. – Много он рисовал и здесь, на малой родине. Чего только стоит серия портретов односельчан-колхозников. На холстах запечатлены практически все местные сельские труженики – от председателя до кладовщика или телятницы. Есть у него, скажем, работа, где изображён сторож горохового поля. В деревне военного и послевоенного времени люди, испытывая нужду, старались прокормиться кто как может, поэтому колхозам приходилось охранять свой вызревающий урожай, отсюда и скрытый драматизм, казалось бы, незамысловатого сюжета. А как выразительно прописана у него мельница, стоящая на косогоре, которую построил его отец. Надо понимать, что для любого села это было важнейшее сооружение. Как только у зажиточного крестьянина появлялись деньги, он старался возвести собственную мельницу, что обеспечило бы всю семью стабильным доходом. Впрочем, Летянин был певцом и городских пейзажей, лучше него, как по мне, Нижний Новгород никто не писал. Жаль, художник остался недооценённым, но досадную несправедливость ещё можно устранить.

Источник вдохновения

Александр Горбунов выступает инициатором создания в Калинине, или Юрьеве, музея, посвящённого жизни и творчеству живописца-земляка. Он активно занимается популяризацией творческого наследия Летянина в культурных кругах и среди молодёжи, интересующейся искусством. Например, 5 декабря Александр Иванович прочёл очередную лекцию о самобытном мастере в выставочном зале Нижегородского художественного училища, где рассказал студентам и педагогам о его первых годах учёбы, о фронтовом пути Виктора Фёдоровича, а также о малой родине – селе Калинино, ставшем для него источником вдохновения. Впрочем, краевед видит увековечение памяти художника лишь одним из этапов формирования целого туристического маршрута, который уже, по сути, сложился вокруг Юрьева. Здешние места богаты историческими событиями, уходящими корнями в глубь веков. – Те, кто интересуется летописью Нижегородского края, наверняка знают, что по южным районам области в 1552 году двигались на Казань войска Ивана Грозного во время его четвёртого похода, а по пути разбивались лагеря, давшие начало многим населённым пунктам региона, – говорит Александр Горбунов. – Восьмая по счёту стоянка была здесь – в Юрьеве. а том месте за Пьяной, где царю было видение Богородицы, всем миром несколько лет назад поставили часовню и поклонный крест. Там, кстати, ранее действовал основанный тем же Иваном IV монастырь. Рядом с Мишуковом бьёт особо чтимый святой источник в честь Параскевы Пятницы. Недалеко отсюда и Ветошкино с остатками усадьбы Пашковых. Ну а ещё одной важной точкой на нашей туристической карте, безусловно, является храм, возле которого мы стоим. Увы, этот архитектурный памятник продолжает разрушаться, в 2021-м провалился купол, от фресок не осталось даже фрагментов. Сумма восстановительных работ по нынешним ценам навскидку подошла где-то к 100 миллионам рублей. о мы ведь так любим говорить о необходимости возрождения культурного наследия. Неужели сэкономим, отдав небытию и эту красоту?

Взгляд мыслителя

Самого Александра Горбунова можно с уверенностью причислить к технической интеллигенции. Окончив в 1975-м Горьковский политех, он долгое время занимался вопросами применения экономико-математических методов и вычислительной техники в управлении предприятиями машиностроения и автотранспорта, возглавлял Волго-Вятский филиал Всероссийского межотраслевого научно-учебного центра. Впрочем, как признаётся дипломированный доктор технических наук, по природе своей он всегда был, прежде всего, мыслителем. – Когда учился в вузе, меня освобождали от экзаменов по истории, философии и политэкономии за отличное знание предметов, – вспоминает Александр Иванович. – Да и полученная мною специальность, скорее, аналитическая: системный техник ищет несколько решений, чтобы выбрать лучшее. С юных лет интересовался краеведением – родился и вырос в исторических местах. Живя и работая в областном центре, никогда не терял связи с малой родиной. Постоянно привозил сюда друзей, коллег, знакомил с местными достопримечательностями. Нынче я пенсионер, живу между городом и селом и, располагая свободным временем, занимаюсь исследовательской, просветительской и общественной деятельностью. В данный момент пишу книгу, где пытаюсь обобщить собранные мною сведения об истории Калинина, Юрьева, Ветошкина и вообще всей гагинской земли. Этот труд мог бы стать исторической базой для обоснования туристической концепции. Впрочем, идеологическую основу под неё можем подвести хоть сейчас. практическим исполнением сложнее.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора и из архива Нижегородского художественного училища.

Гагинский округ.