0
19.11.2024

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ПОЛЁТА

С пути беспилотных аппаратов убирают барьеры

На финише прошлого года правительство РФ подготовило и утвердило новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Рассчитан он до 2030 года, а к реализации его уже приступили в нынешнем. В течение семи лет на прописанные в программе мероприятия намерены выделить 696 миллиардов рублей. Это только доля федерального бюджета. Около 144 миллиардов рублей предстоит добавить регионам.

Нацпроект в первую очередь направлен на увеличение объёмов производства беспилотников для таких сфер, как сельское хозяйство, грузоперевозки, мониторинг окружающей среды и так далее. В качестве целевого показателя, достичь которого предстоит в 2030-м, прописано число 32,5 тысячи. Именно столько аппаратов год, согласно планам, намерены выпускать в стране. Цель серьёзная. Для сравнения, в 2024- надлежит выйти на объём в 11,7 тысячи штук – плюс 5,7 тысячи к уровню 2023-го Производство беспилотников – лишь одно из направлений развития данной сферы. В нацпроекте идёт речь и о подготовке кадров как для предприятий, занимающихся изготовлением летательных аппаратов, так и для компаний, специализирующихся на их обслуживании, эксплуатации. Предстоит сосредоточиться и на создании инфраструктуры для такого рода воздушных судов. Но начинать предстоит с формирования правового поля, в рамках которого производители, изобретатели, испытатели беспилотников, покупатели и операторы, управляющие ими, будут взаимодействовать. Работа в данном направлении уже стартовала. В 24 регионах страны введён экспериментальный правовой режим по эксплуатации летательных аппаратов. этой недели он действует и в нашей области, соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. – Используем все меры поддержки, направленные на развитие беспилотной авиации, – отметил губернатор Глеб Никитин – На предприятиях, занимающихся выпуском летательных аппаратов, введён льготный налоговый режим. Недавно заработал профильный научно-производственный центр. Нижегородские компании создают системы связи, развивают технологическую инфраструктуру, программное обеспечение и многое другое. В регионе есть компании-лидер в сфере радио- и микроэлектроники и организации, выпускающие беспилотные воздушные суда, созданные недавно. Экспериментальный правовой режим позволит не только увеличить производство летательных аппаратов, но и активнее их использовать в различных отраслях экономики. Прежде чем войти в число пилотных регионов, область представила на рассмотрение кабинета министров РФ свою программу развития беспилотных авиасистем. Согласно планам, в ближайшие три года предстоит провести около 2,5 тысячи полётов воздушных судов. Для каждого рейса определят массу груза, маршрут, дальность пути. Поскольку в небо аппараты поднимутся в режиме испытаний, введут дополнительные ориентиры: размеры площадки, погодные условия и так далее. А потом посмотрят, как ведёт себя беспилотник в ливень и сильный ветер, по силам ли ему приземлиться без ущерба на небольшой пятачок. Следует отметить, что уже сейчас в отношении допуска воздушных судов к эксплуатации действуют жёсткие регламенты. Законом установлены и правила использования их в коммерческих целях, требования к уровню квалификации специалистов. Экспериментальный правовой режим снимает ряд барьеров, затрудняющих развитие сферы беспилотных авиасистем. Но всё, что касается безопасности, останется незыблемым. В качестве опытной площадки определили территорию аэропорта Кстово – Восточный. Там планируют проводить автономный запуск беспилотников. Это значит, что аппараты полетят по запрограммированному маршруту без участия оператора. Следить за тем, как себя ведёт в небе воздушное судно, не отклоняется ли от заданного маршрута, позволит специализированная интеллектуальная платформа. её помощью можно будет контролировать все полёты беспилотников. В настоящее время продвигать развитие такого рода технологий в рамках экспериментального правового режима в области готовы 14 компаний. Впоследствии их число наверняка вырастет. С установлением соответствующего нормативного поля допуск к работе на нём можно будет получить в упрощённом порядке. Результаты проводимых испытаний предстоит проанализировать и сделать определённые выводы. Если будут выявлены ошибки, придётся подумать над тем, как их исправить. Правовой режим вводится прежде всего для того, чтобы в будущем применение беспилотников в любой сфере экономики было безопасным и экономически оправданным.

 Юлия БОРИСОВА.

Comments & Reviews