ПО УМОЛЧАНИЮ КОЛХОЗНИКИ

Молодые специалисты готовы к вызовам

Когда младшей дочери Светлане только-только исполнилось две недели от роду, её мама Катя вышла на работу. Со средней дочкой Ульяной она побыла дома подольше – до десяти месяцев. А вот с первой, с Валерией, которой сейчас 8 лет, брала академ, учась в Работкинском аграрном колледже. Чем объясняет Екатерина Летунова такую торопливость? Неужели не обойдутся без неё на предприятии? Обойдутся, конечно, но ей надо всё самой контролировать, не упускать из виду, помогать коллективу.

От теории до практики

– Мы болеем своей работой. Равнодушные, безучастные, ленивые у нас не задерживаются. Здесь нельзя от звонка до звонка. Некоторые говорят, у вас навозом пахнет. При чём тут навоз! Запахи и не замечаешь. Ты весь в заботах, весь в идеях, в движении. Так объясняет преданность профессии главный ветеринарный врач ООО «Агрофирма «Заря». Ей всего 26, а она занимает такую серьёзную должность. И в подчинении у неё штат – шесть человек. А главное, в своём, не сказать что солидном, возрасте она поняла великую мудрость: если хочешь выполнять своё дело блестяще, ему надо отдаваться полностью. А Екатерина, судя по всему, человек амбициозный. В хорошем смысле этого слова. И увлечённый. – Когда пришла после колледжа, директор Юрий Сергеевич Середнев сразу принял на работу. Масштабы, конечно, пугали. Теорию знала хорошо. Но практика – это совсем другое, – Катя старается объяснить и свои переживания, и устремления. Подумав, добавляет: – Хотя без теории нет практики. Понятно. Выводы Кати – хорошее напутствие студентам. Помните, иногда рассказывают: «Нам на предприятии сказали забыть то, чему учили в вузе». Нет, с точки зрения уже опытного специалиста, теория из учебников и лекций всё же даёт базу. Учебную практику в колледже будущий ветврач проходила в «Искре» под руководством главного ветврача Ильи Александровича Кутаева, в «Зарю» пришла – её наставляла Екатерина Олеговна Васенина. Это было для молодого специалиста время закрепления теории, уроки понимания производственного процесса, восприятия опыта старших, уважаемых коллег. В каждом хозяйстве, конечно, свои приёмы, свои ветпрепараты, схемы ухода за скотом. Сейчас Катя говорит, что сама уже набила руку, принимает свои решения, но считает, что наука старших была бесценной, и она благодарна наставникам. Наставниками для всего коллектива животноводов «Зари» остаются зоотехник по кормам Андрей Юрьевич Ходалев и главный зоотехник, заслуженный работник сельского хозяйства России Надежда Алексеевна Гусева. Сотрудники наизусть знают заповеди главного зоотехника: работать без устали, держать порядок во всём, записывать любые факты, даже погоду, не надеяться на компьютер и тщательно вести всю бумажную документацию. Ценные наставления.

Упасть нельзя

Животноводческий комплекс в «Заре» просто красавец – большой, ухоженный, чистый. И скот – на загляденье. – На «Золотую осень» не возили? – спрашиваю начальника сельхозуправления Викторию Окуневу. – Нет. А стоит! Таких коров показать не грех. На комплексе 2300 голов КРС, а общее поголовье в хозяйстве – 3160 голов, из них полторы тысячи дойных. Здесь содержится не весь скот, есть и на другой площадке, в старых дворах. Они, по свидетельству Виктории Окуневой, тоже в отличном состоянии. Зона ответственности главного ветеринарного врача – обе площадки. А они, на мой взгляд, огромные: три двора, родильное отделение, два телятника, двор для нетелей – это на комплексе, на другой территории три двора для тёлок, двор дойного стада. – Устаёшь? – спрашиваю. – Нет. Мне нравится работать. Нравится результат – здоровые животные, – отвечает Екатерина. Главный ветврач сейчас учится заочно в Чувашском аграрном университете, чтобы знать ещё больше. Мы присели в одной из рабочих комнат на комплексе – управляющий Максим Гришин, зоотехник Ольга Гришина и Екатерина. О чём разговор? Конечно же – догадаться легко, – о надоях. В «Заре» есть животные, которые дают по 60 литров в сутки. Это раньше считалось: 30 литров – уже чудо. Сейчас 26 литров – низкопродуктивная корова. – Весной надаивали 42 тонны в сутки, сейчас немного упали – 38 тонн. Зимой подрастём, отёлы начнутся, – объясняет зоотехник. – Точно не упадёте? – спрашиваю. – Точно. Нам нельзя упасть в принципе. Во-об-ще! И молоко будет высшим сортом – евростандарт. Не спрашиваю, почему. Понимаю: такая задача, и её надо выполнить во что бы то ни стало. Без условностей, без лишних разговоров, стенаний и оправданий: надо – и всё тут. И они выполнят. Это видно по их уверенным лицам, фразам, которыми они перебрасываются между собой. Передо мной люди, знающие цену себе, своему труду, чувствующие ответственность перед коллективом и руководством. Максим извиняется и безмолвно уходит: начинается дойка, и она должна пройти под контролем управляющего. Каждый день на комплексе проводят пятиминутки. Минимум слов и указаний, быстро пообщались и разошлись по рабочим местам: каждый знает своё дело. – А зачем тогда встречаться? – сомневаюсь я. – В нашем деле важны даже мелочи. И их надо видеть и учитывать каждый день, – объясняет Ольга. – Идём утром на работу, ага, пошёл дождь – значит, сегодня надо чаще менять подстилку. Вот и уточнение для пятиминутки. Мы каждый день что-то сравниваем и выводим идеальную формулу для возможных ситуаций. Это коллективный труд. Сколько тонкостей!

Династии обязательно сложатся

Так вот, о коллективе. В животноводческой отрасли «Зари» вся команда молодая. Смотрю на ребят и думаю, где ж Юрий Середнев их набрал, чем привлёк и как удержал? Вопросы, как все понимают, сегодня не праздные. О дефиците кадров в сельском хозяйстве не говорит в последнее время только ленивый. Подробностей выяснять не стала, мне хватило того, что рассказала Екатерина Летунова. Забыла отметить, что муж Кати Александр тоже трудится в ветслужбе хозяйства. Сначала молодой семье хозяйство выделило квартиру. Потом супруги решили построить дом. Строят – большой, двухэтажный, с удобствами. Чтобы просторно и комфортно в нём было каждому члену большой семьи. На троих детках они вряд ли остановятся. Папе очень хочется сына, и жена его понимает. А раз замахнулись на дом, имеют большую семью, значит, им комфортно в хозяйстве, значит, имеют поддержку от руководства. Катя, словно читая мои мысли, говорит: – Юрий Сергеевич – лучший директор на свете. Таких нигде нет. Он всегда за своих людей, кем бы они ни были. Всегда конструктивен, корректен. Если у тебя проблемы, он обязательно поможет. Катя родилась и выросла в Богородске. Город, суета, шум… Не скучает она в деревне? Нет. Ей по душе тишина, шелест листвы, ветер над полем, речка. С ней рядом муж и дочки. Старшие уже бывали на ферме. Валерия осторожничала, а Ульяне очень нравится здесь. Она в свои четыре года готова делать коровам уколы. – Точно будущий ветврач. Династия сложится, – говорит мама. Каждый день приезжает на комплекс после детского сада и четырёхлетний Марк Гришин. У него свои задачи. Он обязательно должен проверить, не сломалось ли оборудование и все ли коровы сыты. – Без этого спать не ляжет, – уточняет его мама, а потом добавляет: – Наши дети по умолчанию колхозники. В этих словах многое. Как и в одном жесте Ольге Гришиной. Когда мы стали фотографировать ребят, Оля, поправляя форменную куртку, разгладила ладонью шеврон «Агрофирма «Заря», спросила: «Видно?». И вот в этом жесте ладонью было всё – гордость за своё предприятие, любовь к профессии, удовлетворение делом, которому служишь. После такого никаких слов не надо.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото Анатолия Чепелы.

Богородский округ.

Comments & Reviews