26.09.2024

ЗАЧЕМ ОБНИМАТЬ УЛЕЙ

Объяснить могут потомственные мастера

«Ты – пчела, я – пчеловод, а мы любим мёд», – можно напевать, шагая на пасеку Игоря Молева, известного в Варнавине пчеловода.

Злых нет, только добрые

Многие скажут: с детства боюсь пчёл, на пасеку – ни шагу, разве что у ворот постоять. Я же шла смело, гордая тем, что в пчеловодстве не профан: дед был пчеловодом, потом соседи держали пасеку, друзья, а сейчас брат увлёкся непростым делом. Что такое мёд в сотах и чем отличается липовый от разнотравья, мне хорошо известно. И ещё знаю: пчеловод обязательно должен делиться первым взятком с соседями идрузьями, и чем больше он раздаст, тем урожайнее будет следующий год. Уверена, хозяин этой пасеки примет знает ещё больше. Он начинает знакомить со сладким царством-государством со слов, что пчёлы бывают злыми и добрыми. И хотя у него в хозяйстве исключительно позитивно настроенные на пришельцев насекомые, не отказываюсь от защитного костюма, перчаток и шляпы с вуалью из сетки. Так безопаснее. – Раньше пчёл никто не боялся, – продолжает свой рассказ хозяин, выдавая маскировочную одежду. – Теперь жители сёл и деревень опасаются быть покусанными, и по каждому даже самому пустяковому случаю возникают настоящие скандалы. Мы с женой Ксенией начинали обустраиваться в деревне Лопатино, но из-за жалоб решили взять территорию вне населённого пункта. Когда-то на этом месте отводились участки под дачи, только электричество не провели, дорогу не построили, и обладатели земли её забросили. Все, кроме моего прадеда. Каково же было наше удивление, когда нам определили именно те несколько соток, на которых располагалась его пасека. Кстати, в каком именно колене я – потомственный пчеловод, сказать трудно, но в книжке прадеда, сохранившейся до наших дней, есть запись: «Придавил матку в третьем с краю улье». Она датирована 1897 годом. Слушать Игоря очень интересно, будто он не пасечник, а дипломированный экскурсовод со знанием пчеловодства. Своих насекомых породы карни он ласково называет девочками. А пчёлки, хоть и маленькие, но к доброму слову отзывчивы: в работе не ленятся и агрессии к людям не проявляют. А мёд дают отличный – вкусный, ароматный.

Эстафета принята

Жена Игоря – учитель-логопед. Если хозяину с раннего детства была знакома хитрая и сладкая наука, то Ксения до поры до времени даже слыхом не слышала о каких-то там лотках, восках, матках и медосборах. Да и Игорь, у которого аллергия на пчелиные укусы, любил повторять: «Увольте, не моё». Однако в какой-то момент понял, что дед стал продолжателем семейного дела, потом мать, рано оставшись без мужа, сохранила пчёл, а теперь, получается, некому принимать эстафету. Игорю стало не по себе, что на нём оборвётся ниточка, связавшая много поколений, и он принялся осваивать науку, используя опыт и одновременно изучая современную литературу. А Ксения? Ею пройден ещё больший путь в пчеловодстве – от самых азов до профессионализма. Своих маленьких подопечных она совсем не боится – дружит с ними, и те, понимая её настрой, никогда не обижают. А какой волшебный чай подавала хозяйка к сотам и мёду с клубникой! И самовар, в котором кипел кипяток – не электрический, а настоящий, старинный, на углях. И начищен до блеска.

Уснуть под жужжание

Вам когда-нибудь приходилось спать на ульях? Только представьте себе картину: вы входите в экологически чистое уютное помещение, напоминающее сказочный домик, расположенный в лесном массиве. В небольшой прихожей подают ароматный чай, а дальше, за дверцей, комната, в которой два спальных деревянных настила. Под ними – ульи. Можно лечь сверху ульев, подложив под голову травяную подушечку, и заснуть под успокаивающее жужжание пчёл. Аромат мёда окутывает тебя со всех сторон, но пробраться к тебе насекомые не могут – внутри сетки. Да и не интересен ты им: спи себе, пока они трудятся. Неуловимая организму человека вибрация от движения пчёл и их гула благотворно влияет на организм и излечивает многие заболевания, в первую очередь, – сердечно-сосудистые, а также нервные расстройства. И вот тут-то мне вновь вспоминается мой дед, который говаривал: «Что-то спина второй день ноет, пойду-ка улей обниму». Про апидомики речь в то время не велась, а технология-то, оказывается, старинная, только теперь в современном формате. – А вы пробовали так лечиться? – тут же задаём вопрос хозяину. – Отдыхать, конечно, приходилось, но, чтобы курс из десяти сеансов пройти, как врачи рекомендуют, – такого до сих пор не случалось: времени нет. А ещё подумалось: и впрямь, наверное, у хозяев мало времени на отдых: за пчёлами следи, профессионализм повышай, мёд откачивай, покупателей находи. А сколько ещё той работы, которая скрыта от посторонних глаз! Игорь и Ксения, получается, не менее трудолюбивы, чем их пчёлы. Им тоже спать некогда. Время экскурсии давно закончилось, а всё не хотелось покидать гостеприимных хозяев. И понятно, почему: здесь сама жизнь медовой кажется.

Татьяна Посаженникова.

Фото автора.

Варнавинский округ.