09_2012_12-1
Posted in Краевед
05.03.2012

Нарядная вещица

Семеновские ложки мы привыкли видеть расписными. Покупая их, долго перебираем, ищем непохожие по рисунку. Есть кашу или хлебать щи мы ими не собираемся. Деревянная ложка-красавица нужна как сувенир или подарок, и оттого хочется приобрести ложку ладную да аккуратную. Профессионалы‑художники ее или «травкой», или «кудриной» расцветили так, что покупай, какая приглянулась.А когда-то на семеновском, макарьевском да хохломском базарах ложку некрашеной продавали. Выварят ее в льняном масле, наведут колер в печке, загрузят в плетюхи из липового луба — и на базар.Нужда в ложке большая была. Семеновские кустари ложкой, почитай, всю Россию снабжали.Ложку щепным товаром называли, по мастерству самым низшим. Это оттого ее унижали, чтобы цену сбить. Дешевой была ложка, и чтобы в прибыли быть, продать ее надо великое множество. Покупателей, правда, хватало, но ведь и продавцов, нахваливающих свой товар, было немало. Покупатель придирчив: абы что брать не станет. Чем только его продавцы к себе не подманивали: и смехом, и криком, и прибауткой. Только привык он к базарной разноголосице и искал ложки получше. А ему — нате вам ложечку с картинкой, и торговля бойчее пошла.В Семенове разрисовывать ложки начали в самом конце XIX века. Вроде есть любопытство узнать, кто первым начал это делать, но понимаешь, что кануло в безвестность имя выдумщика. Кто обратил бы внимание на простого ложкаря, да еще если и деревня глухая. Но оказалось, все не так…Ложкарный промысел был притягателен, и каждый уважающий себя литературный журнал считал своим долгом послать в заволжский край своего бытописателя. Вот они-то и донесли до нас имя первой мастерицы, начавшей разрисовывать деревянные ложки.Сам редактор журнала «Северная пчела» Павел Усов пожаловал в заволжье. Он-то первым и разыскал ту художницу.«В Хвостиковской слободе я посетил, между прочим, ложкаря Аггея Масленникова. Его жена, Екатерина, дочь писаря, лет двадцати пяти, первая начала самоучкою рисовать на ложках разные предметы. Скупщики стали платить дороже за подобные ложки, вследствие чего по примеру Екатерины Масленниковой женщины бросили рукодельные работы и стали заниматься разрисовкою ложек. При мне в пять минут Масленникова гусиным пером разрисовала черною и красною краской пять ложек.На одной явился монастырь, на другой — женщина на стуле за столом с самоваром, на третьей — дерево, под которым мужчина держит за волосы женщину и бьет палкой, на четвертой — извозчик с лошадью и т. д.Я нарочно перечислил предметы, изображенные на ложках, чтобы показать находчивость фантазии Масленниковой. Она представляет самородный талант. Твердость руки у Масленниковой при рисовании замечательная. Подобная разрисовка ложек теперь распространилась между крестьянами в Хвостиковской слободе и в деревне Ларионове, на реке Санохте. Первая лежит от Семенова в двух верстах, а последняя — в пяти».Другой столичный бытописатель, Анатолий Леман, добравшийся до Семенова на велосипеде, тоже посетил семейство Масленниковых. Случилось это немного позже, и он уже увидел зажиточную семью. Отцу в ложкарном деле помогали сын Никифор и дочь Маша.«Марья… принесла баночку с суриком, черной и желтой краской. Она взяла несколько гусиных перьев и с необыкновенной быстротой начертила толстогрудую барышню с длинным подбородком и с крошечной шляпой на взбитых волосах. Ручка у барышни вышла крошечная, детская, вокруг барыни красильщица набросала фантастические цветы в виде роз и листьев. Корсаж у барышни она сделала из красного сурика, пояс и рукава — зеленого цвета и такие же зеленые ленты. Листья кругом тоже были зеленые, а розы красные. На это потребовалось так мало времени, что я не верил моим глазам. Молча и быстро она взяла другую белую ложку и на ней, как автомат, нарисовала точь-в-точь такое же изображение. Было ясно, что этой барыней кропили тут ложки тысячами, оттого и набили руку.- Ты что-нибудь другое, — сказал ей брат.Тогда она начертила фантастический городок с куполами и красными крышами.У нее было, по-видимому, очень мало сюжетов. Но особенного разнообразия в них и не требовалось.Я взял ложку и начертил на ней сердце, пронзенное стрелой. Это ни красильщице, ни ее брату не понравилось.- Оно можно попробовать, — сказала она, — только такой рисунок у нас не пойдет».Как показало время, не по­шли и те рисунки, что придумывали мастерицы. Жизнь рисованной ложки оказалась короткой. Мастерицам уже некогда было подолгу возиться с каждой ложкой. В лучшем случае они начали пользоваться печатками, на которых были вырезаны изображения грибочков, петушков или веточек рябины, а то поступали еще проще: сворачивали в трубочку лоскуточки сукна, макали их в краску и узорили ложку.Найдутся ли сейчас ложки с рисованными картинками? Автор письма вот нашел. Редкая находка, такую и сберечь можно.Упоминали мы, что есть такие ложки в Семеновском краеведческом музее. Именно с таких картинок и начинался отсчет расписных хохломских ложек.

Вячеслав ФЕДОРОВ.
Фото Николая МОШКОВА.