Posted in Благовест
05.09.2024

ИКОНЫ ВЕРНУТСЯ ИЗ ГОСТЕЙ

Кран не понадобился, мусор вынесли на руках

Многие проезжающие через Шатки не могли даже и подозревать, что за ничем не примечательной серой бетонной стеной скрывается небольшое чудо. Только коренные жители знали, что в самом центре посёлка находится храм, спрятанный за фасадом заводского здания, весьма привлекательный своей непростой историей.

Хозмаг не прижился

– Такое нередко случается, – соглашается благочинный Шатковского округа отец Василий Лютянский. – Порой люди обращают внимание на один храм, а на другой, находящийся в его тени, смотрят не сразу. Наш же храм в честь Казанского образа Божией Матери вообще спрятан от глаз людских. Тем не менее он живёт своей жизнью, восстанавливается. Вопрос возвращения этого здания церкви обсуждался ещё в 1997 году, во время приезда митрополита для освящения соседнего Троицкого храма. Но случилось так, что получили мы его только в прошлом году. Много лет ожидания, но тем больше радости. Шатковцы рассудили так: храм наш – нам и восстанавливать. Работ немало, но это возможность показать, что люди готовы сделать многое. Местные жители узнали, что каждый может прийти и потрудиться на восстановлении святыни. Приглашали товарищей, друзей, соседей и просто знакомых. Многие приходили не только потрудиться, но и рассказать свои истории, по-разному связанные с храмом. С одной стороны, случившееся довольно типично. В советский период как-то вдруг было принято решение, что храм этот народу просто «не нужен». А что нужно? Получается, нужнее были магазины, склады, заводы. Именно под такие нужды и было отдано помещение трёхпрестольного красавца-храма. Поначалу в храме торговали. Старики, делившиеся воспоминаниями о тех днях, даже показывали, в каком углу «хозмага» лежали какие товары: «Сразу, как заходишь, велосипеды стояли, а чуть подале – вёдра да цемент». Распоряжался всем уже не священник, а продавец. Он в одиночку сидел и приглядывал за покупателями. Заведено было самообслуживание – сначала выбирали товар, потом подходили к нему и оплачивали. Но как-то не прижился «хозмаг». И тогда выяснилось, что «нужно» организовать в храме какие-то склады. Только и они поселились в церковном помещении не навсегда. В 1970-х годах произошли очередные перемены, здание отдали под завод. Под храмовыми сводами стали делать обувь. Кондовую на вид, зато надёжную. – Директор завода, когда мы с ним беседовали, рассказал, что поначалу намечалось устроить тут большую перестройку, – грустно улыбается каламбуру отец Василий. – Хотели старое сломать, а новое построить, но не получилось. То ли очень крепкие стены возвели тогдашние строители, то ли что-то другое, более сильное помешало слому. А только не получилось тут ничего разломать, и тогда решили просто строиться внутри храмового комплекса. Подняли внутри четыре этажа, снаружи фасадом закрыли и даже пристрой соорудили. Получился завод в храме, потому что полностью его разрушить не вышло.

Какова «мера сил»?

Пришедшие возрождать святыню опасались поначалу, что промышленные остатки убрать будет сложно. Кругом стояли станки, всё пропиталось маслом. Но нет. Как разобрали этажи, надстройки вместе с мусором, всё нечистое и исчезло. Остались стены со сводами. Наполнение же храма не исчезло. Как часто бывает, иконы сохранялись и на дому прихожан, наиболее старинные лики хранились в соседних храмах. Всё понемногу встаёт на свои места. Скоро иконы вернутся «из гостей». И это будет правильно. Так решили люди. Вернётся и когда-то нарушенный, а потом спрятанный прежний вид Казанского храма. Для точного воссоздания архитектурного облика одних только воспоминаний было недостаточно. Главный врач Александр Самсонов отправился в Арзамасский архив. Ему удалось отыскать старые чертежи. По ним теперь и ведётся реставрация. А чтобы местные жители и гости Шатков заранее знали, какой будет восстановленная святыня, по чертежам сделан баннер. В работу народ включился активно. Каждый помогал в меру сил – кто пришёл с лопатами, с вёдрами, а кто-то и на тракторе приехал. Шатковцы буквально руками откапывали церковь из руин. Батюшка Василий опасался, что не хватит денег оплатить услуги крановщика. А люди почти весь мусор на руках вынесли. – Когда говорят «сделаем, что сможем», часто оказывается, что люди могут очень многое, – искренне радуется Лютянский. – И ведь приходят не только верующие воцерковлённые. Не раз появлялись на стройке люди со стороны с готовностью помочь. Не прихожане, а трудятся отменно. Часто это немногословные мужчины, которые любят конкретику – тут есть работа, а я умею её делать. Сергей Чернышев прибыл со своим трактором, и так удачно вышло, что дверь наша была ровно по его габаритам. А ещё отец с сыном пришли и без лишних слов отбойными молотками все настроенные внутри храма этажи, к которым мы не знали, как подступиться, нам покрошили. Так потихонечку дело и идёт. Год уже стараемся. А сколько впереди? Всё наше. Мы никому венцы свои не отдаём. Будем трудиться и радоваться, что есть возможность храм возродить.

Обнаружена старая кладка

Любая стройка немыслима без прораба. Есть распорядитель и тут. Полностью представиться он наотрез отказался, попросив называть его просто Сергеем. – Сейчас мы стоим внутри бывшей колокольни, – показывает Сергей. – Именно тут стояла «вертушка», пропускавшая людей на завод. Мы пробили прежний проход, который был заложен, обнаружили даже старые петли. Вот кладка старая, она сильно отличается. Новодела уже почти не осталось, всё лишнее мы выгоняем. Храм довольно молодой, его достроили буквально перед революцией. Задуман он был как летний. Проходим в основной зал. Сергей как истинный прораб, сразу сообщает, что в нём аж «500 квадратов и тут свободно могут стоять полтысячи человек». Уже расчищены все три алтаря: Казанской иконы Божией матери, Николая чудотворца и Екатерины великомученицы. В самом центре остался бугорок от несущего столба, поставленного советскими строителями. На нём и держались все конструкции этажей. Сергей говорит, что по нынешним строительным меркам задумка просто смешная. Ничего хорошего тут получиться не могло: и работать людям неудобно, и недолговечно это было сделано. Стройку эту некоторые мужики приняли душой. Поднявшись на самый верх, к куполам, встречаем на лесах, открытых всем ветрам, Валерия Плясунова и Николая Городина. Они тут едины во всех лицах, какие нужно работы сделать, те им и по плечу. Валерий практически в одиночку сварил все взметнувшиеся ввысь ажурные конструкции. Работал в режиме аврала, спускаясь только во время грозы. Про тяжёлый труд и простой человеческий страх высоты мужики и говорить не хотят. Уверяют, что нормальная работа. Зато наперебой рассказывают, что присутствовали при схождении Святого Духа во время установки креста. Промышленных альпинистов для столь деликатных работ не вызывали, крест устанавливали сами. А когда посмотрели на фотографии, делавшиеся для истории, увидели, как нечто неосязаемое протянулось прямо к его перекладинам – появился в безоблачный день столь явный след. Свои ощущения Валерий описывает просто: – Есть слово благодать, вот это она и была, иначе не скажешь. Тут многие могут сказать, что в их жизни были ситуации, когда к ним явно прикасался Господь. Потому мы здесь и собираемся, трудничаем. На субботники собираются не меньше чем сотня человек. Отец Василий отмечает, что редко у стольких людей сразу в глазах можно увидеть искреннюю радость. А ведь они собрались для тяжёлого труда. Большинство помогающих – женщины. Казалось бы, с такой «маломощной» бригадой много не наработаешь. Ан нет! Они даже бетонные балки вручную таскают, придумав, как приспособить для помощи черенки от лопат. Сергей от таких картин порой за сердце хватается: – Как не переживать, ведь «девушки-то всё возрастные». Смотришь – красавица 80-летняя два кирпича тащит. Умоляешь её – ты хоть по одному бери. Отказывается, мол, ещё молодым фору даст. И такой «муравьиный труд» здесь львиную долю составляет. Порой думаешь, чтобы всё это осилить, профессиональные бригады и миллионные средства нужны. А оказывается нет. Людям всё по плечу. В апреле на храм водрузили купольный крест. В июле протоиерей Василий Лютянский совершил освящение купольных крестов. Общими усилиями дело спорится. Вскоре храм перестанет быть спрятанным.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Шатковский округ.