КОГДА ЭКРАН СТАНОВИТСЯ НЯНЕЙ
Если нет живого общения, жди проблем
Сегодня информационные технологии становятся доступны детям уже в первые месяцы и годы жизни. Чем старше ребёнок, тем их влияние становится шире. Психологи говорят, что проблема «дети и гаджеты» действительно существует. Создают её сами взрослые, когда даже малышу включают мультфильмы или игры. Ребёнок привыкает пользоваться гаджетами. С воспитанием детей, которые проводят перед светящимися экранами слишком много времени, нередко возникают сложности. Об этом – в разговоре с заведующей кафедрой практической психологии Мининского университета, кандидатом психологических наук Еленой Кочневой.
Гаджеты вместо беседы
Среди детей, которым сейчас 7-10 лет, большинство познакомились с гаджетами до школы, а у подавляющего числа учеников начальных классов есть собственный телефон или планшет. Такие данные приводит исследование «Лаборатории Касперского», посвящённое детям и взрослым в интернете, проведённое в 2022 году. В аналитическом отчёте говорится, что среди старшеклассников практически у каждого – свой гаджет. И если дети младшего возраста только познают цифровой мир, то в средней школе заметная часть ребят проводит в гаджетах практически всё свободное время. Согласно опросу, 79 процентов юных пользователей отмечали, что не могут обойтись без смартфона: заметная часть детей переживают отрицательные эмоции, когда телефон неожиданно отключается. Исследования за рубежом также говорят о том, что сейчас дети всё больше времени проводят перед экранами, а некоторые начинают пользоваться гаджетами раньше, чем говорить. – С одной стороны, повсеместное использование смартфонов – это характеристика ситуации, нашего времени, эпохи, – рассказывает заведующая кафедрой практической психологии Мининского университета, кандидат психологических наук Елена Кочнева. – Сейчас любой человек с раннего возраста умеет использовать средства связи, которые есть у всех. С другой стороны, включая ребёнку мультфильм или игру, родители часто забывают о привыкании. Дети привыкают «быть в телефоне». Тем более, игры действительно созданы так, чтобы заинтересовать, затянуть в свой мир. Давая ребёнку телефон, родители стараются упростить себе жизнь – он занят, не отвлекает, в то же время рядом, на глазах, ничего не натворит. Поступая так постоянно, взрослые показывают, что проводить много времени перед экраном – это нормально. Живое общение в жизни ребёнка заметно сокращается, уступая место цифровой среде. Приводит ли это к проблемам? Конечно. В первую очередь, в раннем возрасте они влияют на развитие речи. Малыш может освоить речь, только общаясь с близкими, подкрепляя слова действиями. Постоянно слыша разговоры с экрана телевизора, ребёнок не учится говорить. Получается, что экранное время отвлекает малыша от приобретения важнейших навыков, без которых в жизни он просто не сможет обойтись. Кроме того, без постоянного опыта общения с другими детьми и взрослыми маленький ребёнок не учится коммуникации и взаимодействию, значит, ему будет сложно формулировать свои мысли и понимать реакцию и эмоции собеседников. Это может привести к сложностям в общении в будущем. Цифровой мир, при всей его яркости и динамичности, не помогает развивать фантазию, придумывать что-то своё. Мультфильмы и компьютерные игры – это готовый продукт, где не нужно прикладывать усилия. Там не приходится строить взаимоотношения с другими детьми, как это бывает в обычных играх. Привыкая к этому, ребёнок, когда становится скучно, не пойдёт гулять с друзьями, он возьмёт в руки телефон. Могут возникнуть проблемы с восприятием письменной и устной информации. Ребёнку, привыкшему всё получать с экрана, в дальнейшем сложно даётся чтение книг. Ему сложно понять смысл, текст не воспринимается полностью и не запоминается. При чрезмерном увлечении гаджетами страдают эмоционально-волевая, мотивационная и другие когнитивные сферы.
Важен успех
– Проблема задержки речевого развития у современных детей связана не только с гаджетами, – отмечает Елена Кочнева. – Если малыш мало играет в обычные игрушки, с ним не занимаются, не читают ему книги, не рассказывают сказки, он лишается возможности тренировать свою речь. Эксперт привела в пример ситуацию, которая называется «родительский фаббинг». Этот термин означает – игнорирование, привычку отвлекаться на мобильное устройство, вместо того, чтобы поддерживать живое общение с собеседником. Наверное, многим знакома такая ситуация, когда за семейным ужином кто-то во время беседы утыкается в телефон. – Наши студенты проводили исследование, во время которого приходили на детские площадки и наблюдали, сколько родителей играют с ребёнком во время прогулки, – рассказывает Елена Михайловна. – Они посчитали, что только 30 процентов взрослых уделяют детям внимание на площадке, остальные – смотрят в свои гаджеты. А ребёнку нужно показать, как знакомиться с другими детьми, общаться. По словам психолога, сюжетно-ролевые игры – в школу, магазин, дочки-матери и прочие – обязательно должны присутствовать в жизни детей. У дошкольников ведущий вид деятельности – игровой, через игру ребёнок познаёт мир. Но научить его этому – задача взрослых. Неблагоприятные отношения внутри семьи также могут стать причиной того, что ребёнок с головой уходит в социальные сети или игры. Иногда игра – это способ избавиться от напряжения, отключиться от чего-то важного. Беда в том, что это происходит не дозированно, дети могут проводить за компьютером или с телефоном в руках неимоверное количество времени. И ничто другое уже не интересует. – В виртуальном мире проще, чем в реальной жизни, там нет проблем и трудностей, – объясняет психолог. – В игре можно быть героем, развить там свои умения. Если проиграл, уровень можно пройти заново. Игра позволяет быть успешным в любой момент. Игроки получают подтверждение своих способностей, важности, поэтому им там интересно. Но в реальной жизни это не так, поэтому возникают проблемы. По словам Елены Михайловны, абсолютно для каждого ребёнка важна ситуация успеха, эмоции, которые с ней связаны. Взрослые часто не придают этому значения – а зря. – Обычно у нас успешным считается ребёнок, который учится на четыре и пять, – говорит психолог. – Нужно не сравнивать детей между собой, а отслеживать положительные изменения, которые происходят с каждым ребёнком. Например, сегодня он написал в тетради лучше, чем вчера, и в этом он успешен. На мой взгляд, родители каждый раз должны отмечать эти хорошие перемены, обязательно говорить об этом ребёнку. Пусть даже не в учёбе он покажет свои достижения, а в спорте или увлечениях, это тоже важно.
Установить рамки
Некоторые психологи говорят, что термин «интернет-зависимость» изжил себя: цифровой мир – это одна из наших сред обитания, где мы работаем, учимся, общаемся. Полностью оградить детей от гаджетов вряд ли получится, это и не требуется. Поэтому необходимо устанавливать время пользования смартфоном и быть в курсе того, чем ребёнок занимается в интернете. – Взрослые должны устанавливать рамки, сколько времени ребёнок играет, смотрит телевизор, – говорит Елена Михайловна. – Важно научить ребёнка переключать внимание. А это значит, у него должен быть диапазон таких занятий, которые также будут интересны. Это могут быть рисование, лепка, сюжетно-ролевые игры, прогулки, чтение, спорт. По словам Елены Михайловны, с детьми постарше нужно разговаривать, объяснить им, как и на что влияют гаджеты. Если ранее правила не были установлены, не стоит ожидать, что ребёнок сразу примет их, на это может потребоваться время. Для самых маленьких использование телефона и телевизора должно быть ограничено. Знакомство с компьютерными играми лучше отложить, пока ребёнок не освоил обычные игры и занятия. Если малыш не научился говорить, рисовать, собирать конструктор и кубики, придумывать свои игры, то ему рано погружаться в цифровую среду. Выбирая игры или мультфильмы, лучше отдать предпочтение познавательным. Стоит научить ребёнка тому, что информационные технологии могут быть полезны, это не просто способ скоротать время. Главное – помнить, что экраны никогда не заменят живого общения и времени, проведённого с близкими.
Анастасия Сергеева.
Фото автора.