10.07.2024

БЫЛИ «ВЕЧЁРКИ», СТАЛ БАТТЛ!

Фольклорные мотивы в современном прочтении

Несколько часов танцев без перерыва — марафон такой продолжительности в Арзамасском округе прошёл впервые. И это был не обычный концерт, где один номер сменяется другим. Организаторы устроили своего рода битву танцоров или, выражаясь современным языком, баттл. Его участники не водили хороводов, не мерились мастерством в плясовой. И всё же состязания чем-то напоминали традиционные вечёрки, когда сельская молодёжь отбивала дроби да пускалась вприсядку. Нынешнее поколение предпочитает совсем другие танцы — уличные.

У станка

— Заниматься танцами начал совершенно случайно, — рассказывает Роман Грозовой, ныне руководитель ряда арзамасских коллективов. — Водил младшего брата в ансамбль «Виктория» и ждал его. Однажды хореограф Наталья Кочешкова подошла ко мне и сказала: на следующей репетиции жду тебя в старшей группе. Наверное, она обладала даром предвидения, потому что с этого момента моя жизнь накрепко связана с танцем. В 1990-е «Викторию» считали новатором, многие постановки были довольно смелыми, а некоторые относили их к разряду шокирующих. Но 11-летнему Ромке всё это казалось очень интересным. Занятия в прежних секциях забросил, позабыл гимнастику и карате. Остались только танцы. Он быстро стал одним из лучших, даже самые сложные движения пластичный парень повторял за педагогом с лёгкостью. В то время некогда модный брейк сдавал свои позиции. В танцевальную культуру всё активнее входил хипхоп. Но «Виктория» не следовала слепо тенденциям, выбирала свой путь. — Подготовка танцоров в коллективе начиналась с классического станка, — вспоминает Роман Грозов. — И это правильно. Классика — это база, не освоив её, не удастся развиваться и в новых стилях. Даже хип-хоперы шикарные народные танцы умеют ставить. Теперь уже и как педагог путь в танец детям открываю с классики. Репетиции танцоров по физическим нагрузкам не уступают занятиям спортом. Упражнения на выносливость и растяжку требуют много сил. Порой доходит до боли, до крика, но ребята учатся терпеть. Что же касается прыжковой техники, то куда там любым каратистам! Работу по много часов, да ещё с отяжелителями, да с идеально прямой спиной не каждый осилит. Роме трудные тренировки даже нравились. Пока другие мальчишки сбрасывали энергию в бесконечных уличных потасовках, он спешил в студию. Первое выступление на сцене запомнилось на всю жизнь. Ковбойский танец «Кукарелла» в кантри-стиле зрители приняли на ура. К слову, это и был первый в жизни Грозова баттл. Ведь ковбойские пары постоянно выходят друг против друга, пытаясь перетанцевать соперников.

Принцип — сотрудничество

Понемногу росло мастерство. С переходом в коллектив «Ритм» удалось освоить латиноамериканскиий стиль. Великолепная мышечная память парня позволяла очень быстро разучивать весьма сложные партии. Романа пригласили в один из профессиональных коллективов Дзержинска. Жизнь началась непростая. Порой приходилось часами стоять за кулисами и незаметно повторять все движения коллег, чтобы никто не назвал его работу «любительщиной». Да и на репетицию надо было приходить на два часа раньше остальных, хотя они и без того длились по шесть часов. Зато именно в эти годы Роман стал формироваться как хореограф. Ему начали доверять молодёжь. Первыми учениками стала группа подтанцовки у певцов. Потом набрал своих ребят. Сам Грозов долго не верил, что способен стать педагогом, и даже смеялся в ответ на такие предложения. Но жизнь рассудила иначе. Роману было всего 24 года, когда пришёл в коллектив «Восток-Запад» хореографом. Работал практически с ровесниками — ребятам, входившим в состав ансамбля, было за 20. Первая задача, вставшая перед педагогом, была вовсе не в том, чтобы доказать мастерство. Сначала предстояло завоевать авторитет. И нашёл способ. При таких обстоятельствах разговаривать с позиции силы было бы, мягко говоря, неправильно. И он дал ребятам свободу, сказав: я за любое творчество, за хорошие танцы! Этого принципа в работе Роман придерживается и по сей день. Вместо авторитарности — сотрудничество. Терпения у молодого педагога хватало. Приходилось и по 500 раз объяснять одно и то же, сдерживая раздражение. Позже столь завидная терпимость позволила работать ему с детьми. 24 марта 2016 года его первый учитель Наталья Кочешкова пригласила вернуться хореографом в родной Арзамас. — Началось всё с коллектива в Кирилловке, — со смехом вспоминает Грозов. — Я приехал туда небритый, в куртке-косухе, чем, наверное, шокировал мамочек семилетних воспитанниц. Правда, как выяснилось позже, никто меня особо не испугался, и сразу же набралось две группы по 12 девчонок. Теперь в одной только Кирилловке у меня занимаются 40 человек. Ставлю им классический станок и самую «лёгонькую эстраду». Современные и уличные танцы, модерн со временем тоже начнём изучать. А пока ребятам предстоит освоить базу.   

Именные элементы

Кирилловский коллектив называется «Натали». Есть у танцоров традиция — давать названия по имени первого учителя (возможно, когда-то появится и ансамбль, названный в честь Романа, например, «Романтики»). Потом появились и RCD в cелe Красное, и DC в Арзамасе. Сельские девочки зачастую более пластичные, а городские более раскованные и склонные к импровизациям. Педагог к подопечным подходит адресно: кому-то нужно давать на занятиях больше театра, а другому — упражнений на разгрузку энергии. Переход к уличным танцам стал частью общей работы. Роман хотел научить детей импровизировать, а это легче всего сделать именно через такой стиль. Потому что хип-хоп и есть импровизация, в нём нет канонов. Новая стратегия себя сразу оправдала. Страх перед сценой и перед своим зеркальным отражением у учеников стал меньше. Ребята нередко боятся, что у них что-то коряво получается. Чтобы добавить соревновательный момент, начали устраивать баттлы прямо на репетициях. Любопытно, что каждый раз побеждали разные дети. Им, кстати, нравится такое танцевальное общение. Ребята стали учить друг друга, соревнуясь между собой и вне репетиций. Объяснять не дающийся элемент стало легче. Кое у кого даже появились «именные элементы». Например «Торнадо Лизы Горожаниной». Его девочка освоила быстрее других и научила товарищей. – Импровизация даёт больше танца, ведь невозможно бесконечно комбинировать давно известные движения, — рассуждает педагог. — А вот воображение ребёнка безгранично. Ребята и сами замечают, что их движения стали богаче. Смешение стилей дало ощутимый эффект. Методика преподавания в разных коллективах у Романа своя. Если в арзамасском DC упор на эстраду и трюки, то в «Натали» больше классики. А в красносельском RCD детки маленькие, и им ещё предстоит выбрать свой главный стиль. Но поделить учеников на лучших и худших невозможно, каждый хорош в чём-то своём.   

Чистая импровизация

У каждой профессии есть собственный фильм. У монтажников «Высота», у геологов «Территория». Танцоры прежде вдохновлялись «Грязными танцами», позже появилась «Попса». Сегодня у ребят нет одного культового фильма, зато богат выбор видеороликов в Тик-Токе «Повтори мои танцы». Кто-то выкладывает по несколько восьмёрок или даже минутную постановку. Роман убеждён, что для танцоров такие видеозадания очень полезны. Появляется здоровый азарт: «А я что, хуже, что ли?!» Педагог нередко видел, когда его ученики в Тик-Ток видео показывали высокий уровень хореографии. Кто-то уже и сам записывает неплохие танцы-вызовы. Так просыпаются фантазия, импровизация. Кстати и арзамасский баттл только в первый день набрал несколько тысяч просмотров. Провинциальные исполнители не затерялись. Батлл — это мощнейший эмоциональный заряд для танцора. Соревнования проходили в свободном стиле. То есть никакой заученной постановки: только ты, музыка и чистая импровизация. На всё про всё давали минуту. У каждого было по два шанса показать свои танцевальные возможности. Победителями баттла в двух младших возрастных группах стали Александра Токарева и Милена Борисова из команды cела Красное. Гран-при завоевала Амира Инаркаева из арзамасской команды Романа Грозова. Один из членов жюри, ведущий специалист в области африканских стилизованных танцев, Абель Нголали, даже повторил слова Майкла Джексона: «Самый лучший танцор — тот, который умеет импровизировать». Профессиональный исполнитель заметил, что вышедшие на состязания дети не только отличные танцоры, некоторые из них — прирождённые хореографы. — Есть у нас немало звёздочек, которые поборются за победу в следующем баттле, — говорит Грозов. — Главное, что ребята не боятся выходить против сильных соперников. Они очень строги к себе и нынешние оценки восприняли как сигнал для работы над ошибками. Это и есть правильный характер. Следующие танцевальные соревнования в Арзамасе запланированы на последние дни лета. Баттл открытый — любой, кому хватит смелости показать себя в танцах, может на него заявиться. Арзамасским девчонкам отваги не занимать. Осталось узнать ответ на вопрос: кто кого перетанцует?

Александр КУРИКОВ.

Фото из архива Романа Грозова.

Арзамасский округ.