Posted in Благовест
04.07.2024

БОРЩ — ДЕЛО ОБЩЕЕ

Бойцы на фронте благодарят за поддержку

Обычно храмы отделены от светской жизни, а в Шатковском благочинии стала обыденной с недавних пор другая ситуация. В помещениях Троицкого храма под руководством настоятеля Василия Лютянского прихожане демонстрируют мастерство плетения, швейного дела и даже кулинарии.

Земляки попросили

В наши дни многие стараются внести посильный вклад в дело помощи нашим ребятам на СВО. Кто-то собирает гуманитарные грузы, другие делают окопные свечи, закупают спецсредства. Одним из самых востребованных грузов остаются маскировочные сети. Их научились плести и стар и млад. За станком можно увидеть и помощниц серебряного возраста, и школьников. Взрослые объясняют ребятне, для чего нужны подобные сети, какую пользу они приносят бойцам на передовой. Шатковцы создали в округе целую систему тружеников тыла. Помощники активно общаются между собой, перенимают крупицы опыта и всегда находятся на связи с волонтерами, через которых можно передать ценный груз участникам спецоперации. То, что парни на фронте ждут поддержку от односельчан, — бесспорно. Линия фронта на самом деле не так далеко, как когда-то казалось. Однажды волонтерам пришла СМС от бойца-земляка, уроженца Красного Бора, «Сетки есть? Загрузите, сколько сможете. Очень надо!» И вот, чтобы ребята не чувствовали себя без прикрытия, создалась стихийная команда православных волонтеров. При этом не у всех, кто увлечен плетением сетей, есть близкие на передовой. Люди по зову сердца приходят в храмовую мастерскую Троицкого храма в вечернее время, «во вторую смену». Батюшка Василий охотно выделил помещение. Количество добровольных помощников нередко меняется. Есть и устоявшаяся команда, приходят и люди, которые не могут заниматься плетением регулярно, но забегают, как появляется возможность. Тут и бабушки с давлением, и многодетные матери, и резвая ребятня. Джишка, змейка, гирлянда, леший, фонарики невесты — это всё теперь не таинственные слова, а способы плетения, которыми тыловые мастерицы давно овладели сами и охотно учат других. Спускаемся с отцом Василием вниз. В полуподвальных помещениях Троицкого храма не слишком просторно, но есть место для стана, на котором плетут сети, столов для мелкой работы, нарезания ткани. В углу — в коробках из-под лампадного масла — подготовленный для работы раскроенный материал, рядом стопкой сложены готовые сети. Атмосфера в прихрамовом цеху, как в старинной мастерской, — добровольные помощницы работают не отвлекаясь. С икон на тружениц одобрительно смотрят лики ангелов и святых. — Раньше в этом подвале у нас крестильня была, — поясняет Лютянский. — Удобно было: пока идет служба, можно окрестить и причастить сразу. Но теперь вот жизнь потребовала, чтобы крестильня превратилась в некий цех. Постигаем новое для себя дело, волонтеры нашим прихожанам помогают — обучают, наставляют.

Личный рецепт

Из здешнего благочиния солдатам поступают и любимые многими сухие супы: мамы и бабушки выдумали свои способы заготовки. С опытом заготовки сложился и свой собственный рецепт. Борщ «Шатковский-аппетитный» в войсках набрал популярность. Это вкусно и удобно. Готовый пакет нужно просто залить полулитром кипятка — и через 20 минут наваристый мясной продукт готов. — Супы наши, с молитвой сделанные, солдаты зовут очень вкусными, — продолжает отец Василий. — Наши женщины пробовали разную рецептуру, очень старались, мы все перепробовали и остановились на борще. С каждой поездкой волонтёров на фронт не меньше 500 суповых пакетиков отправляем. Можем и больше, но процесс сушки, дегидрации занимает много времени. Храмовый «сушильный завод» работает непрерывно. Многие прихожанки, среди них Ксения Егорова и Елена Ларина, дома сушат капусту, овощи и мясо. Готовый набор приносят для сборки и фасовки в храм. Использование домашних сушилок натолкнуло на мысль о покупке специальной печки. Батюшка кинул клич, и прихожане, сложившись, купили дегидратор с возможностью профессиональной, непрерывной, работы. Супы поставили на поток. Кто-то днюет и ночует у печи, следя за процессом сушки. Другим добровольцам находится дело на чистке картошки, натирании овощей на тёрке. Никого уже не удивляют ночные смены: менять местами противни приходится круглосуточно. Процесс для изготовителей супов уже кажется несложным. Каждый знает свой дневной урок: сколько надо почистить лука и картошки, натереть моркови, отделить от костей мяса. Нюансов тут, как и в любом деле, хватает. Технологию отрабатывали на собственном опыте. К примеру, картошку много раз промывают, чтобы избавиться от крахмала. Варят ее не до готовности и быстро остужают, чтобы не превратилась в кашу. Сушат до хруста. Морковку и свеклу перед сушкой запекают в фольге. С капустой и луком тоже есть свои хитрости. Мясо же прокручивают через крупную решетку мясорубки и высушивают до твёрдости. Исходный продукт уменьшается при готовке ровно в десять раз. В среднем из килограмма продуктов получается сто граммов готового сухого борща. Остаётся только добавить к нему порционный пакетик майонеза, прикрепить этикетку с составом и рецептом приготовления, и — в солдатский котелок. Кстати, работа эта уже распространилась за пределы прихода. Со всех сёл округа везут умельцам овощи для сушки. Кто делится урожаем моркови, другой несёт свёклу, а то и мясные заготовки. Овощеводы из Нижегородской картофельной системы привозят корнеплоды сразу мешками. Словом, суп — это общее дело.

Партия в день

Еще одним предметом коллективного сбора стали наборы нательного белья. В неудобном, натирающем белье жизнь мёдом никому не покажется. Опять православный люд кинул клич, и по всему району люди стали доставать из сундуков ткани, чтобы мастерицы шили из них солдатское исподнее. За бабушкины ситцы воины всегда передают огромное спасибо. — Каждый день готова новая партия белья, — поясняет священник. — Умеющие управляться с машинкой, шьют, другие перестирывают ткани. Кто-то имеет возможность только гладить, а опытные швеи берутся раскраивать. Потом в воскресной школе ребятишки собираются в классе и в заготовки изделий вставляют резинки — тоже дело нужное. Такое вот сегодня трудовое обучение. Словом, православное сообщество действует как одна большая семья.

Александр ЛЮБАВИН.

Фото автора.

Шатковский округ.