ТЕХНОПАРК ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЙ
Сюда будут приезжать учиться со всей страны
Федеральный Технопарк профессионального образования на территории «Парка мастеров «Нижполиграф» в Нижнем Новгороде откроется в этом году. Об этом рассказал заместитель губернатора области Андрей Саносян. Реализует проект Министерство просвещения России, наш регион выступает партнёром. Цель создания Технопарка — разработка целостной системы подготовки педагогических кадров и обучение новым технологиям в приоритетных отраслях. Пока таких технопарков в стране будет два — в Калуге и в Нижнем Новгороде. На их базе будут повышать квалификацию преподаватели среднего профобразования со всей страны, возможность обучаться здесь получат и студенты. Сейчас строительные работы в корпусах близятся к завершению. Мы побывали в уже готовых лабораториях, относящихся к направлению креативных индустрий.
Стройка подходит к завершению
Большая часть помещений Технопарка профессионального образования будет расположена в трёх корпусах, площадь которых около 8 тысяч квадратных метров, это первая очередь строительства. Здесь расположится 21 лаборатория из 43, которые планируется создать. Среди них лаборатории токарных и фрезерных работ на станках с ЧПУ, сварочных технологий, синтеза кристаллических структур для промышленности, полигоны летательных аппаратов и аддитивых технологий. Будут развиваться направления электроники, полимеханики и автоматизации, лазерных технологий, информационной и кибербезопасности, управления данными и искусственного интеллекта, графического дизайна и другие специальности, которые являются стратегическими для промышленности. В данный момент полностью выполнен комплекс наружных работ в корпусах — сделаны кровля, фасады, водосточные системы и прочее. Когда строители только зашли на объект и начали исследовать конструкции, оказалось, что здания требуют капитального ремонта. Сейчас внутренние работы уже находятся на завершающей стадии. Лаборатории, которые здесь разместятся, будут вводить в эксплуатацию постепенно. Далее организуют лаборатории в других корпусах. Само историческое здание из красного кирпича начала XX века, так называемый «Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишниковых», где долгое время находились издательство, типография, редакции газет, является объектом культурного наследия, в проекте Технопарка оно задействовано не будет. — В рамках федерального проекта «Профессионалитет» в Технопарке будет проходить повышение уровня и качества подготовки кадров среднего профессионального образования, — рассказывает заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. — Сегодня часто формулируется вопрос, насколько профобразование готово давать квалифицированные кадры для промышленности. Оборудование учебных заведений не всегда соответствует тому, какое установлено на промышленных предприятиях. Поэтому все лаборатории нового Технопарка будут оснащены самым современным образом. Как отметил Андрей Саносян, большое количество нижегородских предприятий уже являются партнёрами технопарка. Они тоже заинтересованы в качественном обучении специалистов. Преподаватели средних учебных заведений области тоже будут проходить здесь программы повышения квалификации. Кроме того, открытие Технопарка, куда будут приезжать студенты и преподаватели со всей страны, даст возможность привлечь кадры из других регионов.
Индустрия бывает креативной
На этаже одного из корпусов разместились лаборатории креативных индустрий, они уже полностью закончены. — Мы находимся в той части Технопарка, где расположены креативные студии, — объясняет проректор федерального Института развития профессионального образования (ИРПО) Министерства просвещения России Иоанн Клиндухов. — Это целый учебно-производственный комплекс и проектно-продюсерский центр, где созданы все условия для создания того или иного типа креативных продуктов. Здесь будут обучаться преподаватели колледжей по творческим профессиям. Под креативными индустриями сегодня подразумеваются четыре больших направления: культура и искусство, медиа и коммуникации, дизайн и цифровые технологии. В центре есть студии звукорежиссуры и электронной музыки, звукозаписи, производства мультимедийного контента, медиадизайна и 3D-графики, анимации и моушен-дизайна, интерактивных медиа, разработки компьютерных игр и мобильных приложений. В помещениях установлено передовое оборудование. В студии, где будут работать со звуком, каждое рабочее место обустроено профессиональными звуковыми картами, медиаклавиатурами, наушниками. Есть место для звукорежиссёра. — Система создана таким образом, чтобы все, кто занимается здесь, находились в едином звуковом поле, получали общий слуховой опыт, — рассказывает Андрей Обыденников, начальник отдела сопровождения деятельности креативных студий ИРПО. — Как вокалисту нужно поставить голос, так звукорежиссёру важно сформировать слух. Для этого необходимо находиться в общем звуковом пространстве. Комплекс состоит из трёх помещений, куда входят зал для звукозаписи и аппаратная. Поэтому здесь могут записывать альбомы оркестры, музыкальные группы. Как объяснил Иоанн Клиндухов, в студии будут повышать квалификацию педагоги по специальности «музыкальное звукооператорское мастерство» — это направление реализуют более пятидесяти средних учебных заведений в стране. — Подход будет проектный, — говорит он. — Если колледж реализует несколько специальностей, например, по дизайну, анимации, звукорежиссуре, разработке игр, мы будем приглашать преподавателей по разным дисциплинам, и они вместе будут создавать свои творческие продукты. Например, для того, чтобы разработать компьютерную игру, в одних студиях создают код, визуальную часть, дизайн персонажей, в других — анимацию, звуковой дизайн. Так же делаются мультфильмы: сценаристы пишут сюжет, художники делают анимацию, звукорежиссёры создают звуковой образ. Таким образом, по итогам курсов повышения квалификации будет получаться готовый творческий проект. Вернувшись в свои учебные заведения, преподаватели передадут этот опыт студентам. Как отметили эксперты, в студиях есть возможность делать так называемый постпродакшн — это финальная стадия работы над видеоматериалами для кино, игр, мобильных приложений, без которой невозможно создание качественного продукта. Теперь научиться этому смогут преподаватели и студенты, они получат новый профессиональный опыт. — Мы считаем, что образование является актуальным, когда учебные заведения сами находятся в производственной индустрии, — говорит Иоанн Викторович. — Проблема в том, что у образовательных организаций и работодателей — у каждого своя миссия, они не находятся под одной крышей. Мы создаём условия, максимально приближенные к реальной работе. Наши креативные студии совмещают образование и производство, так мы сможем гарантировать подготовку квалифицированных кадров, с актуальными знаниями. Кроме того, планируется взаимодействие с органами власти, работодателями, чтобы обеспечить выпускников работой.
С моделью Вселенной
В тот день, когда первые гости посетили будущий Технопарк, в Нижнем Новгороде стартовал Международный фестиваль медиаискусства Intervals 2024. Центр креативных индустрий Федерального технопарка профессионального образования стал площадкой, где представили параллельную программу фестиваля. Команда Института развития профессионального образования показала серию инсталляций «Как создаётся реальность». Звуковые дизайнеры Андрей Обыденников и Сергей Бондаренко являются авторами аудиовизуальной инсталляции «Модель Вселенной». Как они объяснили, она позволяет увидеть форму и цвет звука в виде Мандалы — геометрического символа сложной структуры. Работа наглядно демонстрирует теорию хаоса и теорию струн. Другая работа — «Энграмма» создана студией цифрового дизайна «P.MOTION». Она представляет из себя галерею цифровых отпечатков, созданную посетителями выставки в реальном времени. Медиахудожница из Кемерова Анастасия Кондрина показала инсталляцию «Хрупкий архив». В ней на зеркала проецируются объекты, созданные при помощи 3D-сканирования. — Это метафора того, как работает человеческая память, — говорит Анастасия. — Мы запоминаем прошлое не целиком, не точно, а фрагментированно. Метод 3D-сканирования, как расширенная опция фотографии, не позволяет точно зафиксировать реальность. Мы сняли объекты из старых дворов, которые помним из детства. В инсталляции они еле узнаются, поскольку разрушаются из-за преломлений, которые создают зеркала. В студии креативных индустрий Анастасия Кондрина будет вести программу по моушен-дизайну и анимации.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.