А ДЕТИ-ТО ПОВЗРОСЛЕЛИ
Из-за бездействия чиновников государственная программа теряет актуальность
У Алексея Холзакова всегда с собой вторая обувь. Необходимость в дополнительной паре ботинок отпадает лишь зимой, но как только мороз отступает, в багажник машины кладёт сменку. От дома до автомобиля добирается в резиновых сапогах, потом достаёт обувь поприличнее — для работы, едет на службу. Вечером ритуал повторяется с точностью до наоборот. Сменка в машине появилась около года назад, когда он вместе с семьёй переехал в просторный уютный дом. Жить бы и радоваться, но пока на пути к счастью лежат грязь да лужи.
Чёрным по белому
В 2013 году в чистом поле, которое стало частью Дальнего Константинова, нарезали около 60 земельных наделов. Участки предназначались под индивидуальное жилищное строительство. Часть из них передали многодетным семьям в рамках реализации программы поддержки. По закону, наделы им обязаны предоставлять с подведёнными коммуникациями: газом, электричеством, водой и дорогой. По факту — выдали голую землю. — С нами заключили договор об аренде участка, — рассказывает Юлия Гусева, мама троих детей. — И там чёрным по белому написано: земельный надел выдаётся с подведёнными коммуникациями. На самом деле пришлось запастись терпением, чтобы дождаться, когда их начнут прокладывать. Впрочем, люди не стали ждать милости от кого бы то ни было, а решили ковать счастье своими руками. Взяв некоторую паузу, во время которой стало понятно, что на помощь рассчитывать не приходится, хозяева участков начали действовать. Первым на очереди значилось электричество. Без света вести строительство крайне сложно. — Куда только не обращались, — продолжает разговор Юлия. — Ездили в Кстово, в районные электросети, объединившиеся с Дальнеконстантиновскими. Договаривались об установке столбов, о проведении монтажных работ. В результате хождения по мукам в 2018 году в будущий жилищный массив пришёл свет. Только в 2018-м. — Когда получили землю, радовались, — говорит многодетная мама. — Думали, вот построим дом, переедем, перестанем тесниться. Но без света, воды особо не развернёшься. Участок в аренду выдавали сроком на пять лет. За это время на земле необходимо было возвести дом — не временное сооружение, а настоящий крепкий дом. Выполнить обязательство не смогли. Мы продлили договор аренды, а некоторые многодетные отказались от наделов. Семья Веретеновых сложности решили преодолевать. — Купили электрогенератор, — описывает ход работ Максим Веретенов, старший из трёх детей. — Воду возили в бочках. Постепенно дом рос. Смонтировали крышу, вставили окна и двери. И на этом всё. Жить в неотапливаемом помещении было невозможно. Холод, повышенная влажность подтачивали только что построенный дом. Он начал рушиться. — Здесь раньше речка текла, — объясняет Максим. — Она пересохла, но грунтовые воды всё равно пролегают близко. Весной, когда тает снег, канализационные колодцы наполняются мгновенно, еле успеваем откачивать. При такой влажности да без отопления не удивительно, что в новом доме уже приходится делать ремонт.
Первые из могикан
Из 60 участков жильё в разной степени готовности высится лишь на шести, а переехали и вовсе только Холзаковы. — Наш дом появился здесь первым и не один год стоял в гордом одиночестве, — рассказывает Алексей. — Он каркасный, быстровозводимый. Раньше, когда проезжал мимо, всё удивлялся: кто это в чистом поле дом построил? Потом узнал, что это многодетная семья. Но родители с ребятишками сюда так и не переехали, не дождались удобств. Дом выставили на продажу, а мы купили. Холзаковы решили стать его новыми хозяевами потому, что в конце тоннеля забрезжил свет — как раз тянули линию электропередачи, готовилась проектносметная документация по прокладке водо- и газопровода. — Рядом с нами расположена улица Лесная, — вводит в курс дела Алексей. — На ней тоже выделены участки многодетным семьям. Но тем, кто получил там землю, повезло. Её выдали, как и положено, с коммуникациями, дорогой. Люди не мучились и сразу приступили к строительству. На наших же переулках — Изумрудном, Коротком, Ближнем каждый раз будто с барьерами бежим. В администрации округа с нами особо на контакт не идут. Связь держал лишь Николай Хомутов, отвечавший за строительство. Но с тех пор как он ушёл на другую работу, будто в пустоту стучимся. Благо, газ и воду в жилищный массив всё же провели. Осталась дорога. Пока шли земляные работы, связанные с прокладкой коммуникаций, никто из владельцев участков даже не заикался о её строительстве. Люди понимали: приступить к делу сейчас — всё равно что выбросить деньги на ветер. Но последнюю траншею закопали в 2020-м, а дороги нет до сих пор. — Переехали сюда в декабре, — рассказывает Алексей Холзаков. — И стали не последними, а первыми из могикан, осваивающих территорию. Зима — это единственное время года, когда к дому можно подъехать на машине. Весной и осенью сделать это практически невозможно. Да и летом после дождя тоже. — Мы метеозависимы, — включается в разговор Юлия Гусева. — Экстренные службы — скорая, пожарные в грязь сюда не доберутся. Как-то в наш переулок Изумрудный заехал небольшой грузовик, так выталкивали до глубокой ночи, так крепко он застрял. Не представляю, как здесь живут Холзаковы, как дети в школу ходят, а родители на работу, как они сумки с продуктами по пересечённой местности несут.
Почувствуйте разницу
Изумрудный и прилегающие переулки будто не в окружном центре — посёлке городского типа Дальнее Константиново находятся, а где-то на выселках. Хотя по одну сторону расположены обжитые улицы Спортивная и Олимпийская, по другую — благоустроенный физкультурно-оздоровительный комплекс «Энергия». — А мы будто в лесу живём, — говорит Алексей Холзаков. — К участку подходят зайцы, лисы, куропатки летают. Достаточно сделать несколько шагов от дома, чтобы набрать грибов на суп или жарёху. Буквально в нескольких сотнях метров находится улица Спортивная. Землю под строительство там выдавали примерно в то же время, что и на Изумрудном, Коротком, Ближнем. Но те участки осваивали по другой программе — поддержке молодых специалистов социальной сферы. Что называется, почувствуйте разницу: Спортивная основательно обжита, а наша территория так и остаётся пустынной. С появлением коммуникаций деятельность на земельных наделах несколько активизировалась. Принимать новосёлов готов ещё один дом, на нескольких участках планируется строительство. — Уже хотели отказываться от земли, — говорит Екатерина Варнакова, мама троих детей. — Но всё же надумали возводить дом, летом хотим заложить фундамент. У Варнаковых три дочери, пока решался вопрос с коммуникациями, две окончили школу и учатся в вузах Нижнего Новгорода, с родителями живёт лишь младшая, Олеся. У Гусевых старший ребёнок достиг совершеннолетия. Максиму Веретенову 27 лет. — Моей сестре 22 года, — говорит он. — Из-за того, что мы столько лет ждали положенного по закону, программа поддержки многодетных потеряла свою актуальность. Ребята выросли, им пора создавать свои семьи, жить своим домом, а не с родителями. При этом наши папы и мамы до сих пор ведут борьбу с местной властью за то, чтобы к участкам проложили необходимую инфраструктуру. — Дом подвели под крышу, — Юлия Гусева показывает будущее семейное гнездо. — Ждали весны, чтобы продолжить строительство. Заказали необходимые материалы. И снова ждём, теперь когда просохнет дорога, по такой доставку осуществлять отказываются.
Не вариант
В поисках правды владельцы участков подготовили несколько коллективных обращений в разные инстанции. Вразумительного ответа не получили. В Дальнеконстантиновском территориальном отделе предложили построить дорогу по региональному проекту «Вам решать!». — Но это не наш вариант, — говорит Максим Веретенов. — Дорогу должны вести совсем по другой программе — поддержки многодетных семей. В результате было подготовлено очередное обращение, на этот раз в прокуратуру. Её сотрудники провели проверку и согласились с тем, что местные власти ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Летом прошлого года в Дальнеконстантиновский районный суд направлен иск «О защите прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц». Ответчик — администрация округа — бездействие прокомментировал следующим образом: в 2019 году проектно-сметная документация по строительству дорог была подготовлена, но не реализована. В 2023-м средств на прокладку подъездных путей бюджетом муниципального округа не предусмотрено. Планируется вынести на рассмотрение вопрос о выделении финансов на актуализацию проектной документации, с тем, чтобы в 2024-м подать заявку на участие в соответствующей программе. Суд, выслушав аргументы обеих сторон, с требованием прокурора признать бездействие администрации округа незаконным согласился. Вынесено решение иск удовлетворить. Ответчику определён срок в один год, в течение которого надлежит построить дороги по переулкам Изумрудный, Ближний, Короткий, Базовому переезду. — Отведённые на исполнение решения 12 месяцев истекают 13 июня, — говорит Алексей Холзаков. — Но мы не видим, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки. На сайте «Единой информационной системы в сфере закупок» отслеживаем конкурсные процедуры. Заявка на проведение ауцкциона по определению подрядчика на строительство дороги до сих пор не подана, да и проектно-сметная документация не подготовлена. Значит, решение суда в срок выполнено не будет.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Дальнеконстантиновский округ.
КОММЕНТАРИЙ
Справедливы опасения людей или в этом году к переулкам Изумрудный, Ближний, Короткий, Базовому переезду дорогу всё же проложат? В поисках ответа на поставленный вопрос обратились в администрацию Дальнеконстантиновского округа. — В мае рассчитываем приступить к подготовке проектно-сметной документации, — говорит Лидия Гребнева, заместитель главы. — На эти цели из муниципального бюджета выделяем 4,8 миллиона рублей. Следующий шаг — заявка на участие в федеральной программе по развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях. Надеемся войти в неё в 2025 году, если всё получится, тогда же начнётся строительство дороги.