ПОВОРОТ РУЛЯ МУСОРОВОЗА

В сторону чистоты и безопасности

Пять лет назад в нашей области, как и во всей стране, под эгидой нацпроекта «Экология» началась так называемая «мусорная реформа», вокруг которой сразу же стали ломаться копья, что было связано и с техническими трудностями на пути глубокой модернизации системы обращения с ТКО, и с шероховатостями административно-правовой базы, ну и, конечно, с пока ещё, увы, низким уровнем экологической культуры населения. Безусловно, необходимость этих мер назревала давно — ещё с советских времён, а с ростом потребительского рынка и с расширением городских и поселковых агломераций достигла просто критического накала, и все мы хорошо знаем об этом не понаслышке, отмечая уровень замусоренности не только оврагов и пустырей, но и собственных дворов. За пять лет удалось на порядок улучшить ситуацию, однако у депутатов Законодательного Собрания области, исходя из их практики работы с территориями, до сих пор возникают острые вопросы.

Свалки как стихия

Круг накопленных проблем, тормозящих поэтапную реализацию реформы, дал почву для большого и обстоятельного диалога в рамках очередного заседания Ассоциации представительных органов муниципальных образований области, действующей при Законодательном Собрании. — До 2015 года, до момента, когда регион перешёл на новое системное обращение с отходами, для приёма мусора использовалось 40 муниципальных свалок и шесть межмуниципальных полигонов, оснащённых мусоросортировочными комплексами, крупнейший из которых — «МАГ-1» обслуживает сейчас до 45 процентов региона, — комментирует министр экологии и природных ресурсов области Денис Егоров. — Мы отказались от свалок, они уже не соответствовали требованиям природоохранного законодательства, а их дальнейшее использование привело бы к переполнению и, значит, к увеличению стоимости рекультивации. Нагрузка легла на полигоны, включая модернизированную муниципальную свалку в Сергачском округе, которую мы не ликвидировали из-за того, что весь объём отходов пришлось бы отсюда везти на «МАГ-1», а это более высокий тариф, к тому же сильно возросли бы и транспортные расходы. К слову, из 40 бывших муниципальных свалок широко известны пять — крупнейший в Европе Игумновский полигон под Дзержинском, а также объекты под Богородском, Володарском, Первомайском и Шуваловская свалка на окраине Нижнего Новгорода. Эта пятёрка попала в федеральный проект «Чистая страна», в рамках которого проведены мероприятия по рекультивации, и данные территории сейчас уже находятся в нормативном состоянии. Остальные объекты заявлены в другой федеральный проект — «Генеральная уборка», и с прошлого года специалисты приступили к проектированию рекультивации одиннадцати свалок, а ранее была разработана техдокументация ещё по трём. К началу реализации «мусорной реформы» в каждой из девяти зон ответственности области по итогам конкурсного отбора уже действовал свой региональный оператор. В соответствии с заключёнными контрактами эти организации взяли на себя обязанности по транспортировке, сортировке и размещению твёрдых коммунальных отходов на санкционированных полигонах, неся ответственность за законность и экологическую безопасность обращения с мусором. Инфраструктура постоянно ими модернизируется и расширяется для повышения качества и эффективности системы. Одной из совместных задач операторов и курирующих структур, помимо наведения чистоты в населённых пунктах и внедрения раздельного сбора отходов для их дальнейшей переработки, стала ликвидация стихийных свалок. В 2020-2021 годах было ликвидировано 515 мест стихийного сброса мусора. В первую очередь речь шла тогда о Нижнем Новгороде и Дзержинске. В 2022-м губернатор Глеб Никитин поручил провести комплексное обследование всех несанкционированных свалок на территории региона с составлением планов по их ликвидации. Благодаря плодотворному взаимодействию региональных операторов с местными администрациями в части, касающейся свалок с объёмом до 1000 кубометров, задача была выполнена даже сверх запланированных цифр. На следующем этапе дошла очередь до более крупных и сложных мест скопления мусора. В этом году работа будет продолжена, на что в бюджет заложены средства. Губернатору направлена инициатива о выделении денег на ликвидацию ещё девяти свалок. В апреле с привлечением муниципалитетов начались очередные комплексные обследования территории области, включая земли лесного фонда, по выявлению несанкционированных свалок, которые остались незатронутыми.

Главное — контроль

— С каждым годом мы фиксируем всё более явное изменение состава отходов на стихийных свалках — теперь в них преобладает строительный мусор: симптом нельзя назвать положительным, но, по крайней мере, отсюда видно, что ТКО в общей массе свозятся сейчас на контейнерные площадки, а далее попадают на санкционированные полигоны, — продолжает Денис Борисович. — Касаясь же строительного мусора, хотелось бы сказать, что на федеральном уровне до сих пор, увы, не внесены изменения в законодательство, распределяющее полномочия в этой сфере, которые бы дали право регионам самостоятельно регулировать обращение данного вида отходов. В 2021-м нами был подготовлен соответствующий проект постановления правительства области, но природоохранная прокуратура его не согласовала, ссылаясь на отсутствие у субъектов РФ таких полномочий. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к Законодательному Собранию за помощью в решении этого вопроса. Денис Егоров в составе рабочей группы при профильном комитете Государственной Думы занимается поиском альтернативных вариантов разрешения этой коллизии, и определённые подвижки уже есть. Впрочем, министр был услышан коллегами из ЗСНО, и, возможно, региональному парламенту совместно с природоохранной прокуратурой удастся прийти к консенсусу, который в рамках закона позволит контролировать ситуацию со строительным мусором и на местном уровне. А контроль — первоочередная функция. К сожалению, несмотря на тщательный предварительный отбор региональных операторов, не всем из них удалось в полной мере справиться с бременем возложенных обязанностей. В частности, в прошлом году резко возросло количество жалоб от населения на некачественную работу организации, обслуживавшей северные районы области, что было вынесено на рассмотрение межведомственной комиссии. Итогом стало лишение компании статуса регионального оператора, причём не только в Нижегородской области, и с прошлого октября к вывозу и утилизации отходов в зоне № 9 по временной схеме приступило другое юридическое лицо. Количество жалоб сократилось. Контролировать качество работы региональных операторов станет гораздо проще, используя информационную систему «Управление отходами», внедрение которой должно быть завершено уже в этом году. Цифровизация позволит в автоматическом режиме вести мониторинг всех процессов — от вывоза и транспортировки мусора до его утилизации на полигонах, получая информацию, в том числе, и с помощью дронов. Кстати, наша область наряду с Московской стали первыми регионами, где реализуется этот пилотный проект. Кроме того, в прошлом декабре нижегородцы подключились к ещё одной программе — информационной системе учёта твёрдых коммунальных отходов, что позволит загодя прогнозировать возникновение коллапсов в отрасли, вести прозрачную и адекватную тарифную политику и не допускать дефицита производственных ресурсов.

Не сорите, вас снимают

— Нижегородская область на фоне других регионов в сфере обращения с отходами выглядит неплохо, но внутренних проблем всё-таки хватает, и мы с ними постоянно сталкиваемся, — вступает председатель комитета ЗСНО по экологии и природным ресурсам Владислав Атмахов. — Часто не только от населения, но и от глав округов поступают острые вопросы, например, по раздельному сбору мусора. Все мы, вроде бы, уже привыкли к жёлтым контейнерам, но на местах порой возникает справедливый упрёк: как можно призывать людей сортировать собственные бытовые отходы, если приехал мусоровоз и весь мусор свалил в один резервуар? Кстати, звучит мнение, что для порядка отвечать за содержание контейнерных площадок должен кто-то один — или региональные операторы, или управляющие компании, или местные власти, хотя в том же Нижнем Новгороде лишь половина мест сбора мусора — муниципальные, остальные принадлежат ТСЖ и подобным структурам. Деньги на обслуживание площадок уже заложены в тариф, по правилам благоустройства поддерживать там чистоту должны управляющие организации, а при их отсутствии — органы МСУ, но и региональный оператор при сборе мусора несёт ответственность за обращение с ним, поэтому обязан прибрать то, что просыпалось из контейнеров. Одним из вариантов разрешения столь спорных ситуаций Владислав Олегович назвал оснащение каждой контейнерной площадки системой видеонаблюдения. Это обеспечит не только контроль качества вывоза отходов и состояния территории, но и даст возможность выявлять тех, кто бросает мусор куда попало, для дальнейшего привлечения их к административной ответственности. Подобная практика в виде инициатив уже применяется в регионе, например, на нескольких объектах Приокского района Нижнего Новгорода, что успело дать положительный результат. Не секрет, что существуют нерадивые предприниматели, владеющие, скажем, торговыми точками, которые вместо того, чтобы заключить договор на вывоз мусора, просто сбрасывают его в огромных количествах на контейнерные площадки, забивая их под завязку. Установка видеонаблюдения стала бы действенной мерой и против них, особенно если пересмотреть размеры довольно смехотворных штрафов. На заседании эту идею поддержал председатель ЗСНО Евгений Люлин, а ранее она пришлась по душе и губернатору Глебу Никитину, проект ушёл в разработку. — Мы видим, что с момента начала «мусорной реформы» в регионе произошли положительные изменения, но они недостаточные. На практике до сих пор выявляется целый ряд проблем, решение которых ищется в рабочем порядке, и, чтобы наша область стала ещё красивее, чище и экологически безопаснее, нужно всем приложить дополнительные усилия, — резюмирует итоги заседания Евгений Борисович. — Львиная доля этих проблем связана с недобросовестностью ответственных лиц: речь и об ослабленном контроле со стороны муниципалитетов, и о невыполнении обязательств региональными операторами, сломанный мусоровоз не может служить отговоркой, если контейнеры давно переполнены. Хотя по тем же контейнерным площадкам, действительно, нужно чётко разграничить зоны ответственности. Когда система даёт сбои, её необходимо пересмотреть. Ещё раз внимательно изучим проект протоколов, подготовленных к этому заседанию, они точно требуют доработки, и потом направим их органам, которым адресованы те или иные поручения.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Comments & Reviews