17.04.2024

ВЫСТАВКА В ЧЕМОДАНЕ

Если люди не могут попасть на экспозицию, она идёт в народ

За спиной Елены Сигаевой в Варнавинской библиотеке книги, на столе — ворох бумаг, фотографий и документов. Сигаева — библиотекарь-краевед, и это для неё не должность, а состояние души.

С уроков на раскопки

— Всегда я со всеми этими бумагами. Муж говорит, что женился не на бумагах, а потом спрашивает: «Ну, чего наваяла, дай, почитаю». Вот так у нас, — улыбается «бумажная» супруга. Краеведением Елена Сигаева начала заниматься со школьной скамьи. Ходила на экскурсии с историческим кружком, рисовала газеты на эти темы. — В нашей Михаленинской школе была очень хорошая учительница истории, Нина Фёдоровна Зырина. Она записала весь класс в исторический кружок, возле речки около школы мы даже делали своеобразные раскопки, — рассказывает Елена Валентиновна. — Потом учёба в Арзамасском педагогическом институте. Тоже было интересно, откуда такое название, кто тамошние герои. Вернувшись обратно, уже учительница Михаленинской школы получила общественную нагрузку: поездить по школам, посмотреть, как там устроены краеведческие музеи, чтобы создать аналогичный. Так всё и началось: сбор экспонатов, их описание, оформление экспозиций. Хорошо рисующая и владеющая плакатным пером молодая учительница и пионервожатая пришлась как нельзя кстати со своими умениями и навыками. Взялась за новую деятельность со всей активностью и ответственностью. Организация ребятишек, экспедиции, конкурсы, призовые места. Собрали очень много фольклорного материала. Недавно их позаимствовал преподаватель Нижегородской консерватории Андрей Харлов, создающий электронную энциклопедию. Не расстаётся и сейчас с фольклором Елена Валентиновна, помогает коллективу бабушек из Новоникольского, иногда поёт с ними старинные песни.

Частушки как на ниточку вяжу

Примечательна давняя история создания своего школьного фольклорного коллектива. Тогда толком не было уроков музыки, не было и музыкального руководителя, который бы играл на инструменте. А выступать на конкурсах художественной самодеятельности — надо. Ну, надо так надо — и не знающая преград пионервожатая собрала коллектив, сшила сарафанчики, разучила песни и игры. Играли на доступных инструментах: пила, рубель, серп с колокольчиками, всё, что бренчит и стучит. Наступает момент выступления. А дети маленькие, начальная школа, устали в дороге до чужого Дома культуры, волнуются. Рядом же разыгрывается народный коллектив из областного центра. — Подошла к ним, говорю, девочки, найдите на меня сарафан. Боюсь, дети мои стушуются и не выступят. Хоть рядом с ними буду ходить, чтобы как-то успокоить. Вот они меня нарядили, я с детьми, как курица с цыплятами. Директор музыкальной школы ещё подыграл нам на баяне. Но вот поют ребята свои частушки, а рядом вроде ещё что-то звучит, как слышит Елена Валентиновна. Потом оказалось — тот самый нижегородский народный коллектив им во время выступления подпевал и подыгрывал, так всё это понравилось. И участие взрослых, скажем так, коллег настолько вдохновило детей, что коллектив пел и выступал ещё долгие годы.

Интерес к редкостям

В музейном деле важны подлинники. Разглядеть и сохранить их вовремя — особый дар. Елена Валентиновна им наделена с лихвой. — Пришёл к нам молодой учитель истории. Говорю ему: «У тебя дома практически музей». Старая педагогическая семья, его мама хранила наглядные пособия, по которым преподавал ещё её отец. Хранила дневники и учебники своих братьев. Это же всё уникальность какая. В школе, в которой семнадцать лет проучительствовала сама Елена Сигаева, теперь она занимается только музеем и музейным кружком. А вот руководит музеем она сорок первый год. И постоянно занимается с детьми. В школе работают обе дочери (одна директором, вторая завучем), проблем с кружковыми занятиями не возникает. Для старших она придумывает квесты, интеллектуально-познавательные игры с призами. С младшими играет в музей. Мол, пропала вещь, ребята, нужно найти. Остались следы. Посмотрим, куда они ведут? И дети ищут этот предмет, ощущая себя участниками настоящего приключения. А когда находят — возникает разговор, для чего служит этот предмет и что с ним связано. — Теперь, как прихожу, детки меня так и облепляют: «А когда мы пойдём в музей?» Думаю, интерес к музею есть. А где интерес к истории — там и уважение к прошлому, прародителям. Скорее всего, эти дети, когда вырастут, не выбросят на помойку семейный альбом и не оторвут наличник с редкой резьбой от старинного здания.

Топ-топ по железной лесенке

«Музей в чемодане» родился не случайно, а, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». В силу обстоятельств Михаленинская школа, в которой размещался музей, поменяла статус с восьмилетки на среднюю. И сразу — нехватка классов. Музей переселили в здание Михаленинского детского сада. Отдали второй этаж. Но экспозиция жива посетителями. Экскурсиям же преграждает дорогу СанПин с понятными для детского сада запретами. Попросила Елена Валентиновна сделать отдельный вход. Пожалуйста, получите — наружный, металлическая лестница со ступеньками из таких металлических прутиков. Да как же сюда гостям ходить? — Говорю, сами попробуйте подняться по этой лестнице, — вспоминает Елена Валентиновна. — Вы люди помоложе, а бабушки пойдут с палочками? И осталась эта лестница как запасный выход. Получается, что это не музей, а музейное хранилище. Экспонаты есть, их много, а людям — не показать. Вот тогда и появилась идея сделать музей в чемодане. В чемодан можно положить один экспонат, или несколько, или даже небольшую экспозицию и принести в любую доступную аудиторию. То есть, получается музей «на вынос». Он выходит к людям из хранилища и показывает свои сокровища частями. Идея оказалась настолько благодатной, что сразу подключился параллельный проект «История одной вещи». Два в одном. Объявили, например, акцию «Дар музею». Кто хочет — приносят из дома старинные вещи и отдают в фонды. Всё, что накапливается, музейщики выкладывают на стендах в День посёлка или День деревни — смотрите, как наши прародители жили. И вот один мальчик принёс трофейную немецкую ложку. Откуда же такая, что за история у ложки? Историю рассказала бабушка. В войну она ездила рыть окопы рядом с железнодорожной станцией. А на станции возникла необходимость то ли разгружать, то ли загружать в эшелоны металлолом, разбитую технику на переплавку. Женщин с окопов привлекли к этим работам. Ну, а поскольку женщины народ приборчивый, бабушка приметила ложку и забрала в хозяйство. Увидев ложку, другой мальчик воскликнул: «А у нас такая вилка есть!» Принёс вилку, вот и комплект. Открываем чемодан, формируем экспозицию. — Набираю ложки — деревянные, оловянные, медные, сувенирные, все, что есть, — объясняет технологию музейщица. — Начинаю рассказывать про каждую из ложек. Скажем, если ложка деревянная — рассказываю про искусство ложкарей, сыграю на ложках, песни споём про ложки. В итоге в конце беседы из чемодана появляется целая выставка.

По прозвищу Плюшкин

Библиотекаря Сигаеву нередко называют Плюшкиным. Всё в дом, всё в музей, всё в чемоданы. Таких чемоданов у неё сегодня семь, а может быть, уже и восемь — пока пишется материал и выходит газета. А сами чемоданы откуда? Да люди и приносят. Вот, например, раритетный фанерный чемодан. Родом, наверное, из 40-х довоенных годов. В таких чемоданах возили картошку, моркошку, всякие продукты. В углу библиотеки стоят компанией разнокалиберные ухваты, вытаскивать горшки из огнедышащей русской печи. Есть целое собрание утюгов, и угольных, и жаровых, которые разогревали на плите. Представьте себе женщину, которая несёт чемодан, полный утюгов. Или кукол. О куклах отдельный разговор. Вот одна, тростевая. — Эту куклу я экспроприировала у племянницы, — признаётся приборчивая собирательница. — Только она была такая серенькая, с седым пучочком на затылке. Думаю, если буду везде её таскать, у меня это же всё истреплется, облетит. И переделала всё, и сшила кукле яркий сарафанчик и платок. Получилась баба Маша. Глядь — принарядилась в сарафан и сама Елена Валентиновна, стильную свою стрижку украсила расшитым головным убором, взяла в руки куклу и обратилась в сказочницу. Сели вдвоём, сказочку про клюкву рассказывают.

Сказочка про клюкву

Раньше у нас здесь клюкву называли жаровикой. Растёт на зелёных кочках, горит на солнышке. Раз пошли женщины в лес на болото за жаровикой. День пригожий, солнышко припекает, ягода как жар горит. Смотрят женщины — прилетел воробушек, уселся на кочку, стал ягодки клевать. И от удовольствия напевает: «Клю! Клю! Клю!» Вдруг из-за кочки выскочила лягушка. Посмотрела на воробушка, тоже решила попробовать ягодку. Съела одну, съела другую и от радости: «Ква-а-а!» Женщины прислушались, а на болоте звучит: «Клю-Ква», «КлюКва». Так и назвали ягоду вместо жаровики клюквой. Сказочку по клюкву сочинила для своего внука Прасковья Николаевна Костерина из села Новоникольское. Там её и записали. Истории о Варнавине и варнавинцах, других деревнях и сёлах района, байки о чемоданных экспонатах наша собеседница рассказывает своим чётким, ясным учительским языком, как по писаному, век бы слушать. И мы ещё вернёмся к её рассказам. — Любая беседа может стать намного интереснее, понятнее и привлекательнее, если вы наполните её дополнительными музейными экспонатами, раскрывающими содержание и глубину вашей беседы, особенно если рассказ идёт по выставке одного экспоната, — рассказывает Елена Валентиновна на интернетпортале «Мультиурок». — Когда во время беседы или экскурсии вы достаёте экспонат и показываете его слушателям, они непроизвольно начинают вспоминать эпизоды из своей жизни, связанные с данным экспонатом. А для детей — это самое интересное, потрогать вещь своими руками.

Светлана КУКИНА.

Фото Марии ЖЕЛЕЗНОВОЙ.

Варнавинский округ.