ПРИСНИЛОСЬ ОДЕЯЛО
Вернуться в тепло родного дома несложно
Самые счастливые бабушки сидят не на лавочке у дома, а за рукоделием у швейной машинки. В этом твердо убеждены мастерицы Надежда Трифонова и Галина Петелина из творческого союза «Три петельки». Их дружбе уже почти полвека. Почти столько же они общаются с иголкой и ниткой. К выбору именно лоскутного шитья, требующего невероятного внимания и усидчивости от мастера, они пришли не сразу.
Сон в руку
В детстве небогатый выбор одёжек для кукол подружки умело пополняли нарядами, собственноручно сшитыми из обрезков ткани. С материалом Наде помогала соседка, работавшая на швейной фабрике, а кроить учила мама. Когда девушки подросли и танцплощадка стала интереснее кукол, умение шить вновь пригодилось. Платья самых новых фасонов привлекали внимание парней и вызывали зависть соперниц. Правда, над их созданием приходилось корпеть долгими вечерами, но исколотые пальцы — невеликая плата за полезное умение. Ручная работа в современном мире, переполненном фабричной штамповкой, ценится особо. Впрочем, профессиональной портнихой стала только Надежда. Но и она не всю жизнь посвятила работе в ателье. И хотя трудовая деятельность подруг с шитьем оказалась мало связана, все же рукоделие они никогда не бросали. Да и как тут бросишь? Подрастали дети, и выдумывание своих нарядов для танцев сменилось на пошив распашонок, а там уж пора кроить и платья на выпускной бал. И все-таки хотелось мастерицам не бытового шитья, а творческого развития. — Ближе к пенсии стали мы задумываться о деле, которое не позволит нам засиживаться на лавочке и скучать, — шутливо поясняет Галина Петелина. — Появилось у нас больше свободного времени, вот и захотели воплотить то, чего не могли успеть тогда, когда работа не позволяла отвлекаться на хобби. Собрались, посовещались и накопленный творческий опыт решили реализовать. Однажды захотели сшить именно лоскутное одеяло. Импульсом стал «сон в руку». Надежде Трифоновой их занятие однажды приснилось. Когда-то в прошлом у нее случилась профессиональная командировка в Америку, где довелось побывать в магазине рукоделия. Тогда и подумалось, а почему бы и нам не организовать свое дело? Надежда даже привезла с собой небольшой кусочек лоскутного изделия, как доказательство успешного бизнеса заокеанских рукодельниц. Впрочем, по приезде идея забылась, чтобы потом вернуться во сне.
По закону гармонии
С того сна, давшего начало «Трём петелькам», это превосходное творчество уже почти пятнадцать лет подруг не отпускает. А они и рады, ведь лоскутное шитьё, по их словам, границ совершенства не имеет. И чем дальше, тем больше хочется творческого развития. Лоскутные одеяла каждый видел у бабушек и, скорее, считал частью деревенской повседневности. А тут Надежда как-то раз увидела подобное одеяло авторской работы в модном журнале. Появилось понимание, что на нашу исконную, самобытную вещь можно наложить дизайнерскую мысль и получить уникальное творение. Сложность замысла подруг не напугала, они о ней тогда просто не знали. С энтузиазмом начинающих взялись сразу за самое сложное. — Взяли сразу белую ткань и черную, — смеется Галина Михайловна. — Это сейчас мы понимаем, что за такое даже более опытные лоскутницы опасаются браться. Ведь работать с контрастами особенно трудно — все нюансы и огрехи шитья сразу видны. Стыковка углов в черно-белом контрасте самая непростая и не прощающая ошибок. А мы еще и взялись за вертушки — наиболее сложную технику. Но ведь сделали же. И решили продолжать, загоревшись новыми идеями. Вооружились поначалу только горячим желанием творить. Инструментов почти никаких не было — только иголка с ниткой, столярный уголок и обычные ножницы. Особыми лекалами, матами, ножами и линейками для пэчворка арзамасские лоскутницы потом обзавелись. Даже швейную машинку, которая умеет стегать, купили тоже не сразу. Быстро выяснилось, что самое сложное вовсе не техника, которой может быть множество, а искусство собрать все лоскутки так, чтобы получить пёструю гармонию. Кусочки ткани повторяются, а всё же нет в мире совершенно одинаковых одеял. — Казалось бы, само создание лоскутного одеяла напоминает некий хаос, случайный набор, все лоскутки друг с другом составлены вразнобой, — говорит Надежда Александровна. — Ничего подобного. Всё подчиняется закону гармонии. Это очень творческий процесс, и он не быстрый. Кроме ярких, уникальных лоскутных одеял арзамасские мастерицы шьют подушечки, пледы, скатерти, игольницы. Их бурная фантазия позволяет им создавать из лоскутков ткани самые необычные вещи. Как вам, например, лоскутные бусы? А сумочка — второй такой в мире быть просто не может. Не случайно искусницы, решившиеся со временем выставлять свои изделия на конкурсах и фестивалях, непременно оказываются в числе победительниц. Есть у них в копилке и победа в грантовом конкурсе «Голос традиций».
Лоскутки доброй памяти
Конечно, такой большой объем работ требует много материала. — Самый интересный вопрос — где брать ткани, — вздыхают обе искусницы. — Когда свои тряпочки кончились да и родственников со знакомыми «обобрали», пришлось давать в газету объявление: «Возьмем в дар или купим ткани из бабушкиных сундуков». Вот взгляните — это одеяло «сундучное», а это «почти сундучное». Используем только старые советские ткани. Они по-настоящему качественные, не боятся стирки, не дают усадки. Конечно, прежде чем шить, мы их проверяем на устойчивость. Случайно от опытного искусствоведа узнали, что в ткани советских времен до 1978 года не добавляли неоновых красителей. Краска была только натуральной. Выручает щедрость души земляков. Оказалось, что многие люди готовы делиться старыми запасами из деревенских сундуков. Одна дарительница и вовсе заявила, что счастлива отдать лоскутки на доброе дело. Она и сама мечтала заниматься лоскутным шитьём, собрала гору тканей, но не смогла посвятить этому ремеслу свое время. Отдав накопленное в хорошие руки, она ещё года три приходила на каждую ярмарку и смотрела, что же «Три петельки» сделали нового. Она получала большое удовольствие от осознания, что не просто так всю жизнь собирала старинные лоскутки. — Вот именно в этом особенность нашей работы — мы дарим радость, — делится Галина Петелина. — Люди на фестивалях подходят и рассказывают: у нас бабушка шила, а у нас — мама. Эти одеяла будто бы напоминают про связь поколений. — Возвращаясь мыслями в детство, многие говорят о маме, бабушке с таким теплом, с такой любовью, это невероятно, — поддерживает мысль Надежда Трифонова. — Порой поражаюсь, как простое одеяло даёт человеку возможность вспомнить свои корни: что он здешний, что он русский, в конце концов. Через маму и бабушку печку вспомнил, парное молоко. У человека ощущение родового стержня появилось, когда он просто постоял тут с нами.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Арзамасский округ.