Posted in Фермеры
01.04.2024

ВЗРОСЛЫЕ ЗАБАВЫ: УГАДАЙ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ

Удачный сезон – продуманный

«Человек года-2023», по версии газеты, — фермер Михаил Булдин из Воротынского округа свой статус подкрепляет и результатами в аграрной сфере, и активной позицией в общественной жизни: руководимое им хозяйство КФХ «Булдин М. Н.» с центральной усадьбой в селе Криуши является социально ответственным бизнесом. По последним сводкам, хозяйство продолжает реализовывать урожаи прошлого сезона и готовится к весеннему севу, учитывая, что в эту кампанию планируется уделить больше внимания новым для предприятия направлениям растениеводства.

От отца — к сыну

— Продажи у нас, слава богу, идут — под реализацию в данный момент с прошлого года на складе осталось около 500 тонн капусты и где-то 300 тонн картофеля, — делится Михаил. — Теперь имеем технические возможности придерживать продукцию практически до следующего сезона. Всё благодаря модернизации складской инфраструктуры, которую мы, попав в программу поддержки, провели в 2022-м. Без современных систем вентиляции и климат-контроля раньше до половины собранного урожая мы попросту теряли. Теперь же эффективность производства выросла на порядок. Хотелось бы продолжить развитие складских площадей. Наш терминал, по сути, состоит из нескольких ангаров — один шириной 20 метров, другие лишь 12 метров, что создаёт массу неудобств для логистики. Особо не развернёшься. Иным словом, хорошо было бы построить новое вместительное хранилище. По ориентировочным цифрам, которые постоянно растут ввиду нестабильности рынка, вызванной санкционным противостоянием, сумма проекта по строительству склада составит как минимум 20 миллионов рублей. Надежда на получение очередного гранта, чтобы покрыть такую колоссальную для малого сельхозпредприятия сумму, не даёт никаких гарантий и рисует слишком туманные перспективы, а влезать в непомерную кредитную петлю в условиях падения закупочных цен на продукцию и удорожания средств производства — риск неоправданный. Будучи реалистом, Михаил Булдин при взгляде на будущее рассчитывает пока только на собственные силы. По большому счёту, так было почти всегда. Хозяйство, которое в 2010 году ещё отец фермера, Николай Михайлович, создал на голых полях обанкротившегося колхоза, успело проделать труднейший, но впечатляющий путь от нескольких соток, засаженных картошкой, до сотен гектаров, занятых овощами, зерновыми, а с недавнего времени ещё и плодово-ягодными посадками. Кстати, старший Булдин остаётся в строю и на правах опытного практика ценными советами помогает сыну вести семейное дело к новым горизонтам. — Мы с отцом — костяк нашего семейного предприятия, впрочем, я не единственный ребёнок у своих родителей: у меня есть младшая сестра Танюша, которая работает бухгалтером на местном спиртзаводе, так что оба на малой родине остались, — продолжает Михаил. — Мог стать городским, когда в Нижнем Новгороде в автотранспортном техникуме учился, однако быстро назад потянуло, не моё это. Высшее образование получал уже в Княгинине, поближе к дому. Кстати, до сих пор продолжаю учёбу, правда, теперь по управленческому профилю. Данная сфера мне тоже близка, до 2022-го являлся депутатом Земского собрания, а сейчас исполняю обязанности старосты родного села Криуши — участвую в решении насущных для территории вопросов.

Село держится на трудягах

Семья Булдиных продолжает расширяться. У Михаила и его жены Светланы, работающей ведущим специалистом управления образования и молодёжной политики Воротынского округа, двое сыновей — старшему — Николаю семь лет, а младшему, Дмитрию, нет и года. Счастливые родители к пополнению подготовились загодя — в райцентре, куда ранее переехали на квартиру, год назад построили дом. Родные Криуши, до которых всего километров девять, попрежнему остаются важнейшим центром жизненных интересов. Хозяйство участвует в качестве спонсора во всех проектах, связанных с улучшением условий жизни на селе. К слову, по программе инициативного бюджетирования «Вам решать!» при финансовом участии фермеров здесь отремонтировано уже пять дорог. Однако, село, увы, продолжает мелеть, и это не может не огорчать старосту. — С каждым годом видно, как население убывает, сейчас, наверное, уже почти каждый третий дом стоит пустой, и даже сезонных дачников сильно поубавилось, — констатирует Михаил. — Одно время кто-то пытался ремонтироваться, обживаться в перешедших по наследству или купленных домах, потом — смотришь, а жилище выставлено на продажу. Мне как руководителю сельхозпредприятия это грустно вдвойне, потому что село — не только моя малая родина, но и кадровый потенциал. И с людьми ситуация, действительно, всё хуже и хуже. Многие уехали в поисках высоких и стабильных заработков, а у тех, кто остался, я особого стремления к самореализации не вижу. Зачастую человек довольствуется тем, что получает, и никто не подойдёт с вопросом: что мне нужно сделать, чтобы зарабатывать больше? Хотя, к счастью, исключения ещё встречаются. В данный момент в хозяйстве трудоустроены двадцать человек, и если в зимний период для работы на складе такого количества более чем достаточно, то в сезон может возникнуть дефицит рабочих рук. Чтобы сохранить коллектив, по окончании полного комплекса полевых мероприятий штат не распускается, каждый сотрудник трудоустроен на круглогодичной основе. Однако для выдачи людям своевременной и достойной зарплаты нужна хорошая прибыль, а цены на продукцию, как говорилось выше, высоких экономических результатов аграриям пока, увы, не сулят.

Есть и нюансы

— В принципе, ситуация с ценами оставляет желать лучшего, наверное, все последние лет двадцать, здесь, кроме случайных и временных скачков вверх по отдельным культурам, по сути, в лучшую сторону ничего и не менялось, — делится мнением Михаил Булдин. — Например, в позапрошлый сезон вдруг резко в ценовом отношении подрос картофель, да и другие овощи тоже — скажем, капуста. Потом так же необъяснимо рынок опять обвалился. Гадай теперь, когда ещё такой удачный сезон выпадет. Остаётся конкурировать качеством. Чем грамотнее сельхозпроизводство, тем лучше потом хранение. Действуя по этому принципу, удалось заслужить хорошую репутацию у потребителей, и с недавнего времени даже на торговые сети выход появился. Впрочем, и тут есть нюансы – закупщики могут озвучить требуемый объём, но в большинстве случаев не имеют возможности назвать фиксированную цену, так как рынок очень нестабилен. А ещё отношения с торговыми сетями подразумевают серьёзный документооборот: каждая отгруженная машина сопровождается целым пакетом бумаг, содержащих подробную информацию не только о продукции, но и о полях, на которых она выращена. Однако такой формат всё равно выгоднее, чем постоянный поиск случайного потребителя под каждую партию или работа по социальному тендеру, где его организаторы по логике отдают предпочтение самой дешёвой продукции. Ну и, естественно, нужны разумные сроки поставок, к примеру, с осени до января, потому что, как правило, с нового года цены на рынке сельхозпродукции закономерно повышаются, поэтому требуют пересмотра договоров. — Длительное использование холодильников — дело весьма затратное, электричества нагорает на очень внушительные суммы, — рассказывает Михаил Булдин. — Как-то мои коллеги из другого хозяйства держали капусту до мая, потратив два миллиона на энергию, а в итоге пришлось отдавать кочаны по пять рублей за килограмм. Те же, кто торговал зимой, не используя холодильную установку, и на электричестве сильно сэкономили, и на рубль выше цену успели получить. К осени, что удивительно, капуста поднялась до семи рублей за кило. При столь нестабильной ситуации угадать ценовой пик крайне сложно, а ведь каждый производитель, конечно же, хочет получить максимум прибыли от своего кропотливого труда в течение целого сезона и огромных вложений, поэтому выжидает до последнего, рискуя проиграть.

Чем не перспектива?

Несмотря на изменчивые реалии, структуру площадей на нынешнюю кампанию фермеры менять не будут. На сегодняшний момент набор культур и так невелик, в нём остались лишь самые востребованные сейчас на рынке — капуста, тыква, картофель и с недавнего времени — смородина, площади под которую увеличат. От кабачков, а также цветной и пекинской капусты отказались в виду низкой рентабельности. Кроме того, часть полей отводится под зерновые, к которым в интересах севооборота прибавится горох. В данный момент продолжается подготовка к севу. Ключевая строка расходов — семенной материал, одни семена тыквы требуют миллиона рублей на их приобретение. При этом никто не гарантирует экономической оправданности сделанных вложений. В должном объёме завезены сложные удобрения. Безусловно, самое дорогое средство производства — техника. Фермерское хозяйство изыскивает все возможности минимизировать ручной труд, так как люди — его главный ресурс, и о них нужно заботиться. Периодически происходит обновление технического парка. Из последних приобретений — опрыскиватель, погрузчик, трактор, косилка, уже третий по счёту транспортёр для уборки капусты, а также фреза для обработки смородинового сада. Старший сын Николай уже ездит с отцом на производственные объекты, потихоньку вникая в суть большого семейного дела. А там и Дмитрий, глядишь, за братом по стопам папы и деда подтянется. Чем не перспектива?

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Воротынский округ.