0
Posted in Ситуация
01.04.2024

НАДЕВАЮТ САПОГИ ПОВЫШЕ

Без них переждать весну сложно

До места композитор Сергей Рахманинов добирался долго: сначала поездом до Нижнего Новгорода, потом пароходом до Лыскова и ещё 60 вёрст на тарантасе. Последний отрезок дороги вызвал у музыканта, мучившегося от невралгии, особые страдания. Каждая рытвина отзывалась болями в спине. Кучеру приходилось сдерживать резвый бег лошадей, чтобы не причинять пассажиру лишних неудобств. В село Игнатово композитор прибыл в мае 1897 года — погостить у родственников и исцелиться от ран душевных, физических. С тех пор минуло без малого 130 лет, а местные жители до сих пор страдают от бездорожья.

С тяжёлым вздохом

Игнатово, где Рахманинов провёл четыре незабываемых месяца, и Луговое, откуда в редакцию поступила просьба о помощи, разделяют всего два километра. До развилки, где путь к первому селу уходит в сторону, ведёт общая дорога. На исходе XIX века оба населённых пункта относились к Княгининскому уезду, позже их приписали к Бутурлинскому району, а в 1960-х — к Сергачскому. Местные до сих пор жалеют о произошедшей рокировке. — В соседнем округе в каждую деревню автобус ходит, а до Лугового в 1994-м пустили и тут же отменили, — рассказывают они. — Насовсем. В советское время до Бутурлина можно было даже не доехать — долететь. Билет на кукурузник три рубля стоил. Когда наладили автобусное сообщение, воздушное такси перестало пользоваться спросом — по земле дорога дешевле обходилась. Соседи летали, а жители Лугового пешком шли до Толбы — 10 километров напрямую, а оттуда до райцентра на общественном транспорте. Либо, опять же на своих двоих, добирались до соседнего Камкина, садились на поезд Москва — Сергач. Так получалось быстрее. Про пассажирский транспорт разговор зашёл не случайно. Люди уверены: ходил бы до села автобус, дорожный вопрос не стоял бы так остро. Сейчас же до райцентра они вынуждены добираться на попутках или вызывать такси. Но не всякий частник готов ехать в Луговое: по такой дороге — только машину гробить. Вызывая автомобиль, местные жители часто слышат в телефонной трубке тяжкий вздох водителя. — До Сергача берут 800 рублей, обратно столько же, — вводит в курс дела Ольга Шипко, проработавшая агрономом в местном хозяйстве более 30 лет. — В селе в основном живут пенсионеры, примерно 90 процентов населения — ветераны труда, вынужденные из своей невеликой пенсии отстёгивать приличную сумму, чтобы сходить на приём к доктору. Немного географии. Луговое расположено на самом краю округа. Попасть сюда можно с двух направлений. Сейчас предпочтение отдают более длинному маршруту, он пролегает через три муниципалитета: Бутурлино, Княгинино, Сергач. Дорога до райцентра занимает около 40 минут — долго, конечно, зато меньше ям и ухабов. Другой путь гораздо короче, он проходит по территории родного округа. От Лугового надо держать курс на Камкино, затем на Красную Пустынь, а там до Сергача рукой подать. На всё про всё — минут 15 — если бы дорога была в хорошем состоянии.

Голос звучит громче

Проложили её ещё в 1980-х, благодаря усилиям местного сельхозпредприятия. Построили и забыли почти на 40 лет. За это время ни разу не проводился даже косметический ремонт дороги. — Просили хотя бы ямы щебнем засыпать, — рассказывает Ольга Шипко. — Их завалили глиной, дождь прошёл — картина та же. Если ещё лет пять назад местные жители обращались к властям с робкими просьбами привести дорогу в порядок, в последнее время их голос звучит всё громче и настойчивее. А теперь и вовсе пора переходить на повышенные тона. Наступления весны с её талыми водами в селе ждут с ужасом. — Ещё до строительства магистрали М-12 запустили ремонтную кампанию дорог регионального значения, — вводит в курс дела Шамиль Алёшин, руководитель Камкинского территориального отдела, в состав которого входит и Луговое. — В нашем направлении начали двигаться от Сергача, добрались до Красной Пустыни, это примерно в восьми километрах от села. И тут началась реализация масштабного проекта, все менее значимые свернули. Однако люди с такой постановкой вопроса не согласились. В 2021-м Алексей Егоров, житель Игнатова, обратился к губернатору с просьбой привести в порядок дорогу от Красной Пустыни до Лугового с заходом в его родное село. Подписи под документом поставили более 100 человек. Это жители Игнатова, Лугового, Камкина. Обращение передали в работу региональному минтрансу. Поступивший ответ гласил следующее: «План работ по благоустройству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на 2021 год сформирован. На 2022-й предусмотрен ремонт участка между 5 и 9 километрами. В настоящее время идёт конкурсная процедура по определению подрядной организации». Двумя месяцами позже министерство транспорта и автомобильных дорог области подготовило более развёрнутый ответ, дополнив его сроком завершения работ на вышеуказанном участке — 30 сентября 2022 года — и планами на 2023-й, когда намеревались привести в порядок отрезок трассы от 9 до 13 километра. Но ни в позапрошлом году, ни в прошлом к реализации замыслов так и не приступили.

Планом не предусмотрено

В руках Шамиля Алёшина внушительной толщины папка, в которой собрана вся переписка с официальными инстанциями, касающаяся благоустройства дороги в Луговом. — Она регионального значения, — говорит начальник территориального отдела. — На средства местного бюджета ремонтировать её не имеем права. Транспортные пути по другим улицам поддерживаем в порядке: ровняем, подсыпаем щебнем. Если подобные работы проведём на Береговой, обвинят в не целевом расходовании средств. А раз нельзя самим браться за ремонт, остаётся одно — достучаться до тех, кто правомочен его проводить. В прошлом году Шамиль Алёшин направил запрос, подкреплённый фотографиями, в Главное управление автомобильных дорог по Нижегородской области. Такого рода документ поступил в ведомство и от имени Равиля Мангушева, председателя Совета депутатов Сергачского округа. Татьяна Новодворцева, неофициальная староста села, обратилась в прокуратуру региона. Сотрудники последней прибыли в село с инспекцией и выдали заключение: «Состояние дорожного полотна на участке от Красной Пустыни до Лугового не соответствует установленным нормативам, имеются ямы, выбоины, в связи с чем генеральному директору ГУАД вынесено представление». В региональном управлении с выводами прокуратуры согласились, признав, что отрезок трассы нуждается в благоустройстве — износ асфальтобетонного покрытия составляет 50-90 процентов, но… «Предварительным планом работ на 2024-2025 годы ремонт автомобильной дороги не предусмотрен. Средств, выделяемых на содержание данного участка, недостаточно для приведения его в нормативное состояние. Вопрос ремонта будет рассмотрен при выделении дополнительного финансирования».

В поисках водопровода

Равиль Мангушев получил более обнадёживающий ответ. Полноценного ремонта и ему обещано не было, зато сулили провести планировку: «В октябре 2023 года будут выполнены работы по засыпке ям и провалов щебнем, по восстановлению профиля автомобильной дороги с добавлением нового материала». Но прежде требовалось докопаться до водопровода, который, согласно схеме, пролегает в Луговом аккурат под асфальтовым полотном. Село наводнила тяжёлая техника и то, что ещё оставалось от дороги, было безжалостно разрушено. Водопровод, к слову, так и не нашли, проложили новый по программе «Вам решать!» — параллельно транспортному пути. — Улицу разрыли, а в порядок не привели, — говорит Ольга Шипко. — Осенью на Береговой разлились моря-океаны. Даже в резиновых сапогах не везде можно было пройти. Машину скорой помощи, приехавшую по вызову, вшестером выталкивали, так крепко она засела в грязи. Обещанное благоустройство дороги в октябре 2023-го так и не провели. Перенесли работы на лето 2024-го. Людям ничего другого не остаётся, как жить надеждой и мерить весной грязь болотными сапогами. — В Луговом постоянно проживающих около 50 человек, — рассказывает Татьяна Новодворцева. — Согласитесь, не так уж и мало. Летом численность населения в разы увеличивается — приезжают дачники, дети-внуки. Места у нас замечательные: вековые леса, река Пьяна вьётся змейкой, случается, к домам косули выходят. Природными богатствами щедро одарены: грибов, ягод, рыбы — видимо-невидимо. Единственная закавыка: добраться до села — проблема. — Сейчас, когда М-12 ввели в эксплуатацию, в области приступили к ремонту дорог, разбитых большегрузами во время её строительства, — объясняет Шамиль Алёшин. — Затем займутся реализацией отложенных планов, в которых значится и участок от Луговой до Красной Пустыни. Но раньше 2026- 2027 годов его благоустройство не начнётся. На весну просим закрыть проезд по селу, чтобы большегрузы не разворотили остатки дороги. — Готовы потерпеть, — добавляет Татьяна Новодворцева. — Лишь бы, как и собирались, засыпали щебёнкой улицу Береговую. Жители села очень надеются, что обещанного не придётся ждать три года.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Сергачский округ.

Шамиль Алёшин в должности руководителя Камкинского территориального отдела работает всего год, а уже многое сделал для Лугового. Летом установил детскую площадку, нашёл средства на замену отопительного котла в местном фельдшерско-акушерском пункте, организовал для жителей праздник — всем селом в прошлом году отметили Масленицу. В этом удачный опыт повторили: пекли блины, жгли чучело, а вот на лошадях не катались, вместо них подогнали снегоходы. Дома культуры в Луговом нет, его закрыли несколько лет назад. Праздники проводят на площади рядом со зданием бывшего ДК. Чтобы придать мероприятиям большей торжественности, летом в том месте построят открытую эстраду. — Проект готов, смета утверждена, — говорит Шамиль Алёшин. — Средства выделят из бюджета округа. К Дню села планируем завершить работы, чтобы приглашённые артисты, как и положено, выступали на сцене. Кстати, Луговое — раньше оно звалось Погореловкой, — село с историей. Первое упоминание о нём содержится в Нижегородской дозорной книге. Запись датирована 1588 годом. С этого момента местные жители решили вести отсчёт возраста села. Получается, в 2024-м Луговое отметит день рождения в 436-й раз.

Comments & Reviews