08_2012_12-1
Posted in Благовест
24.02.2012

Звон над снегами

Традиции нестяжания

Обитель встретила нас колокольным звоном. Кончилась заутреня в единственном пока храме, возведенном в честь Николая Чудотворца. Церковь, домик, где живут монахини, поклонный крест, часовня над родничком – вот что представляет из себя монастырь, который когда­то был хорошо известен на крещеной Руси. В XVII веке на ярмарку к его стенам съезжалось множество народа, а храмы обители были единственными каменными строениями в округе.

Но сначала церкви были деревянными. Есть версия, что возник монастырь на рубеже XIV­XV веков, в то время, когда места эти заселяли русские, вытесняя финно­угорские племена. Существует даже предание, что обитель сожжена была Мамаем­татарином.

Однако документальных подтверждений этому нет. В летописи говорится об иноке Матфее, который пришел из Киева в 1632  году. Он и стал одним из основателей святой обители. Жизнь на Марах шла по очень строгому уставу (здесь жило много схимников). Братья продолжали традиции нестяжания, заповеданные Матфеем. Жили своим хозяйством. В отличие от многих монастырей, Маровская пустынь не имела вотчин с крепостными крестьянами.

Здесь была богатая библиотека, в которой наверняка хранились труды отца Игнатия. В 1667 году в Маровской пустыни принял монашеский постриг один из представителей знатного рода Римских­Корсаковых. Корсаковых в Москве было много, но только род Игнатия удостоился еще и прозвания Римский (стараниями, кстати, этого монаха). Его потомок стал известным композитором, а отец Игнатий в свое время написал «Музыкальный кодекс» церковного пения, сделал переводы житий греческих святых, самый известный его труд – «Генеология», история рода Римских­Корсаковых. Он был видным ученым и общественным деятелем, именно его царь Алексей Михайлович послал в Запорожскую сечь, чтобы привлечь казаков на сторону Москвы.

Во второй половине XVII века Крестовоздвиженский монастырь на Марах достиг расцвета. В XVIII веке, при Петре I и Екатерине II, чьи ново­введения были не на пользу церкви, обитель обед­нела, а затем была официально упразднена. Но братия не торопилась покинуть намоленное место.

В обители росли когда­то три сосны. Часть ствола одной из них сохранилась до сих пор. К старому дереву приходят люди помолиться за монахов, принявших здесь мученическую смерть, и получить исцеление от своих недугов. XVIII век – время неспокойное. Петровские реформы, екатерининские, пугачевщина… А в окрестностях Мар вовсю орудовали разбойничьи шайки. Одна из них хитростью проникла в обитель. Монахов пытали, желая заполучить монастырскую казну. Ничего не добились. Обитель разграбили и сожгли. Опустели Мары.

Избавительница

Храм Николая Чудотворца совсем новый. Только в августе
2011­го освятил его владыка Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Выстроили его необычайно быстро, меньше чем за год. А когда­то на Марах стояли три красивые церкви – Архистратига Михаила, Живоначальной Троицы и собор Крестовоздвиженский. Разорили разбойники обитель, через несколько лет одни развалины остались. Лишь в конце XIX века в Старых Марах вновь был основан монастырь. На этот раз женский.

Жили сестры бедно, работали много, устав был очень строг. В это время появилась в обители икона Богоматери, именуемая «Избавительница». По преданию, несли ее из Иерусалима на руках, останавливались передохнуть у Мар. Дальше идти – а икону поднять не могут. И раздался голос с неба: «Несите меня на Старые Мары!» До 1924 года находилась чудотворная икона в Крестовоздвиженской обители. Тысячи паломников к ней приходили. Потом монастырь закрыли. А «Избавительницу» жители соседнего села Вазьянка долгие десятилетия прятали. Сейчас она открыто находится в доме Веры Александровны Афониной. И сюда идут люди за помощью и исцелением.

В Вазьянской сельской администрации многолюдно, но стихают разговоры, когда речь заходит о чудотворной иконе.

– Бережет она наш край, – в один голос говорят сельчане.

– Природные катаклизмы успокаивает, – уточняет Татьяна Карсакова, директор Дома культуры.  – Иной раз идет черная туча, того и жди, ураган случится. До нас доходит – и в сторону.

– Сколько лесов в округе горело и домов, крыши срывало, – продолжает Сергей Афонин, сотрудник администрации. – А у нас никаких таких несчастий нет.

На месте святой обители, в одном из бывших подсобных строений, потом была школа. Татьяна Дмитриевна Елина и сама училась там, позднее работала, директором была. Благодаря ее хлопотам школу затем в Вазьянку перевели. Татьяна Дмитриевна тоже твердо верит, что защищает икона и Вазьянку, и Мары, ставшие после революции Красными, и всю округу.

– Но если отстроится монастырь, «Избавительница» должна быть там, – убежденно говорит Татьяна Дмитриевна. – Она сама вроде туда просится, на свое место. Как просится? Когда ее на Мары крестным ходом несут, легкая такая становится. А когда в вазьянскую церковь – будто бы сопротивляется, тяжелеет. Так у нас в селе говорят. Там ее место, на Марах. Только бы никуда оттуда не перевезли. Ведь она наша заступница.

Сосна и сосенка

– Когда мы пришли сюда в первый раз, тут был густой лес, заброшенное место, – вспоминает матушка Филарета, настоятельница Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря (монастырь в Марах теперь его подворье). Был и Поклонный крест, его к тому времени установили православные люди на месте взорванной Троицкой церкви.

Возрождение монастыря началось в 2009 году. Монахини по нескольку человек приезжали сюда с топориками, граблями и ведрами, расчищали территорию. Зимой жили в вагончиках. Морозы стояли такие, что обогреватель не спасал. Летом вновь благоустраивали по­дворье. Помогали местные жители. И глава районной администрации Татьяна Валентиновна Бирюкова приезжала на работы вместе со спасской молодежью.

Разбили монахини огород. Растят картошку, капусту, тыкву. Работают не покладая рук. Настоятельница трудится вместе с сестрами. Монашеский постриг она приняла в 15 лет. Выросла мать Филарета в глубоко верующей семье, где было семеро детей. Воспитывались в строгости. Храм и школа – вот куда чаще всего направляла стопы будущая настоятельница. Кроме нее, в монашестве еще четыре сестры и брат.

– Трудности, великие трудности, – вздыхает мать Филарета. – И не только финансовые. Не так просто храм построить, не так просто монастырь возродить. Но слава Богу за то, что имеем. Господа надо благодарить за все. Человеку приятна благодарность, а тем паче Богу. А будешь благодарить за все – Господь больше воздаст.

…Рядом со старой сосной в маровском монастыре появилось молодое деревце. Зеленая сосенка растет необыкновенно быстро. Не сеяли ее, не сажали – она неведомо откуда взялась. Может, ветер семечко принес. А может, Господь Бог людям добрый знак подал.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Спасский район.