ПОДОРОЖНИЦА РЯДОМ

Умелица знает мудрость крестьянской педагогики

С седой древности люди мастерили кукол. Учёные выяснили, что ещё тысячелетия назад их использовали в ритуалах, обрядах, на празднествах. Столетия народные куклы впитывали в себя обычаи и традиции той культуры, в которой они создавались. Непростая игрушка через века несёт многие знания об истории народа, традициях предков.

И даже психотерапия

Мастерство изготовления куколок не всегда признаётся полноценным ремеслом. В старину их умел делать каждый крестьянский ребёнок с трёхлетнего возраста. В ход шли лоскуты, которые остались от шитья рубах и сарафанов. В старых бабушкиных сундуках и сегодня многие обнаруживают незатейливые изделия из соломы, щепочек, ниток и ткани. Таких кукол женщины рода делали для мужчин, детей и для себя в разные периоды жизни. С годами это умение стало забываться. Однако и сегодня есть мастерицы, чья стихия — искусные куклы. Речь не идёт о бездушных пластиковых Барби, которыми завалены полки детских магазинов. Рукодельницы по крупицам воссоздают кукольные традиции разных народов, где каждый лоскуток, каждая ленточка нарядов может рассказать целую историю. Кукольница-искусница из Шатков Наталья Яйцева «заболела» необычным хобби случайно. Впрочем, по её словам, к тому моменту в ней просто «дозрела внутренняя потребность в творчестве». С детства она умела шить и поэтому помогала своим детям участвовать в конкурсах рукоделия. Так что первая кукла была сделана 17 лет назад на школьный конкурс «Вместе с мамой». — Ну а потом не смогла от этого увлекательнейшего занятия оторваться, — рассказывает Наталья Николаевна. — Стала больше читать книг по истории, захотела глубже познать сложнейшую тему связи кукол с миром крестьянства. Оказалось, через неё можно тоньше понять быт того времени, моду, особенности социальных отношений, мировоззрение простых людей. Целый пласт русской истории неотделим от народной тряпичной куклы. Она из самой глубины, от корней наших идёт. Волшебные движения Необычным и интересным делом оказалось познание истории через этот вид творчества. На каждом шагу человека на дохристианском этапе его сопровождала своя кукла. Родился — одна, подрос — появилась другая, дальше больше. Стало Наталье Николаевне важно понять принципы, по которым кукол выбирали и создавали предки. Случайностей тут нет, всё обусловлено законами и обычаями развития общества. Теперь мастерица всё время в учёбе. В промысле интересен не только цельный образ, но и мельчайшие конструктивные нюансы. Рутины тут не бывает, каждый раз поиски уникальных вариантов исполнения. Вот, к примеру, кукла-перевёртыш — в ней одной целый мир. Она давно бытовала на Руси, и называлась просто «девка-баба». То есть это игровая кукла, сочетающая образы женщины и девушки. Любопытный вариант, связанный с народными фольклорными праздниками. Тут по косам видно, что это девушка, а несёт она блины, значит радуется Масленице. Но вот лёгким движением руки мы поворачиваем фигурку и видим уже женский образ с пряничками, а не блинами. Перевёртыш — по-своему чародейная кукла. Дети заворожённо смотрят, как неуловимым движением одна кукла может превращаться, например, сразу в шесть сказочных персонажей. Ну разве это не волшебное ремесло? Удивителен мир тряпичной куклы, в нём соседствуют магия и реальность. Из простых лоскутков рождается образ, полный энергии любви и доброжелательности, приносящий в дом благополучие и радость.

Творчество через удивление

— Стараюсь не только узнавать новое о тряпичной кукле, но и придумывать собственные образы, — продолжает мастерица. — Из всего многообразия мне ближе именно крестьянская кукла. Она очень домашняя, уютная, родная и близкая. Преклоняюсь перед мастерами, творящими в любой другой технике, но лично мне интересна эта. Хочу совершенствоваться в народной крестьянской кукле. Путь мастера, увлечённого старинным ремеслом, труден. Разыскивать информацию приходится буквально по крупицам. На помощь приходят интернет, книги, архивы, а порой — бабушкины рассказы, за которыми иные рукодельницы отправляются в настоящие фольклорные экспедиции. Наталье Николаевне тоже посчастливилось многое в творчестве взять от бабушки. Знаменитые кукольницы проживали прежде близ Первомайского района. А у Натальи Яйцевой бабушка как раз оттуда. С простейшей деревенской куклой её познакомила в детстве именно бабушка. Так что своё увлечение мастерица порой считает предназначенным свыше, говоря: «Это зов». Теперь кукольница уже сама выступает как популяризатор, знакомящий со старинным делом других. Будучи в жизни профессиональным музейным экскурсоводом, она с одинаковым умением работает как с детьми, так и со взрослыми, пожилыми людьми. Мастер-классы серии «Куклы из бабушкиного сундука» в её исполнении весьма популярны. Да и ей самой хочется больше людей познакомить с живой народной куклой, научить её построению. Ученик, решивший научиться этому мастерству, чаще всего очень благодарный независимо от возраста. Впрочем, случается, что на занятия приходят целыми коллективами. И тогда некоторые мальчишки высказываются: «Фу, куклы — девчачье занятие!» Им Наталья Николаевна с улыбкой рассказывает, что это вовсе не так. Есть фигуры, которые, кроме мужчин, никто делать просто не мог. К примеру, бытовала специальная мальчишечья кукла, даже звавшаяся грозно — куклак. Кроме того, мальчики всегда были любителями путешествий, а для таких делалась особая фигурка — подорожница, оберегающая в пути. — Мужских образов, конечно, встречалось гораздо меньше, чем женских в народной кукле, — поясняет обычно мальчикам Наталья Николаевна. — Но тем не менее они были. Да и вы почти каждый день обязательно играете в куклы. Ведь любимые вами солдатики — это именно они, просто выделанные под образ воинов. Обычно после такого неожиданного поворота даже самые отъявленные скептики умолкают, начиная увлечённо работать. Очень быстро они высказывают цель своей поделки — чаще всего: «маме подарю или сестре». Главное, что мысль начинает работать, а образы у мальчишечьих кукол порой бывают очень необычными. Наталья Николаевна помнит, что одной из самых креативных как-то раз стала группа юных спортсменов из физкультурной смены в местном лагере. Атлеты к делу подошли очень ответственно и серьёзно. Именно это «творчество через удивление» очень вдохновляет мастера на работу с учениками.

Дофантазировать характер

Народным искусством интересуются, как правило, люди интеллектуального труда. Для них это своего рода подпитка, возможность расширить знания. Например, любопытно, что у народной куклы нет уникальности в лицах. Мастерица считает, что в этом проявляется мудрость крестьянской педагогики. Предки считали важным дать ребёнку самому дофантазировать характер и особенности игрушки. В народе умели тонко чувствовать, через игру и фантазию готовили ребёнка к жизни и давали возможность развиваться его мышлению. Народное творчество порой примитивно на вид, но глубоко по сути. — Рада, что сумела понять и полюбить суть непростой игрушки, — рассуждает Наталья Яйцева. — А чтобы понять смысл, необходимо изучить целый пласт истории с этнографическими источниками. Для меня это не столько красивый образ, сколько возможность понять старые традиции. На её выставках можно видеть костюмы народов округи — русский, мордовский, татарский. Попутно происходит знакомство и с промыслами. В тканях узнаётся дымковская игрушка, хохломские мотивы. Вот Семик и Семичиха — куклы важного празднования Зелёных Святок. Разлучить пару никак нельзя. Они — неотъемлемый атрибут праздника в дохристианский период. Ещё очень сильная и мудрая по своему смыслу кукла — Сокол. Мать на своих руках высоко поднимает ещё не окрепшего сына-сокола, показывая ему окружающий мир и давая жизненный старт: «Смотри, мой соколик, весь этот мир для тебя. Живи достойно и мудро!».

Не уходить в «богачество»

Кукла Берегиня, выполненная Натальей, добралась аж до Германии. И вроде бы всё говорит о том, что тем самым готова основа для прибыльного бизнеса. Ан нет, цели такой автор не ставит. — Большинство изделий — выставочные, они продаются очень редко, — делится Наталья Николаевна. — Мне важно, чтобы их увидел ценитель, знакомый с кукольной темой. Это не товар, а уникальный сувенир. Кроме того, не готова расставаться с некоторыми образами. И уж если их отдаю, то хочу, чтобы они попали в такие же руки, которые будут к ним относиться с такой же любовью, как и я. Одна из очень известных мастериц как-то сказала: «В этом обережность крестьянской куклы, чтобы в богачество не уходить». Авторская кукла и кусок хлеба с маслом, по рассуждению самой умелицы, не всегда совместимы. По её словам, автор как бы ещё и в минус не ушёл при торговле. Уж очень много требуется потратить на материал, да и времени на каждый образ нужно ох как немало, порой несколько месяцев. А ставить дело на поток, превращая авторскую куклу в штамповку, настоящий профессионал ни за что не станет. Умелица шьёт только руками, никогда не используя машинку. Иначе не удастся почувствовать куклу, передать ей свою энергетику, частичку души.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Шатковский округ.