05.03.2024

ОТ «ВОСЬМИНОЖЕК» К БЛОГЕРСТВУ

Интересный путь прошло Сообщество школьных и молодёжных СМИ за полтора десятка лет

При упоминании школьных СМИ люди старшего поколения, наверняка, тут же вспомнят свою пионерскую юность и, возможно, даже личное участие в создании стенгазет, которые оживляли стены коридоров рукописными историями из жизни учащихся. Пресс-центры, которые сегодня создаются в школах, пусть и не вполне, но всё-таки уже претендуют на роль настоящей журналистики, то есть собирают, проверяют, обрабатывают и распространяют информацию, интересную детям, их родителям и педагогам. Это социокультурное явление стало настолько заметным, что в 2008 году на базе кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования решено было создать сообщество «Школьные и молодёжные СМИ Нижегородской области», одним из кураторов которого все годы является и наша газета. Разговор с руководителями сообщества дал ответ, в том числе и на вопрос, зачем в школах нужно заниматься журналистикой.

Начало начал

— Интересоваться данной темой начала ещё в пору своей работы учителем информатики в школе № 8 Нижнего Новгорода, которая теперь имеет статус лицея имени академика Е.К. Фёдорова, там с помощью простеньких программ, только-только у нас появившихся, мы с учениками начальных классов стали верстать сперва маленькие брошюрки, а потом и полноценную школьную газету, — вспоминает заведующая кафедрой НИРО, доцент Татьяна Канянина, ответственная за научную часть деятельности сообщества. — Наше издание, давшее импульс к дальнейшему развитию СМИ в школе, называлось «Восьминожки». Перейдя на работу в НИРО вместе с коллегой Людмилой Алексеевной Шевцовой, вставшей тогда у руля кафедры, мы задумались о необходимости объединить разрозненные школьные пресс-центры в единое сообщество. Татьяна Ивановна называет школьные СМИ одной из действенных современных форм воспитания детей, с помощью которой у ребят пробуждается интерес ко всем проявлениям жизни и к миру в целом. Кроме того, занятие журналистикой помогает ребятам лучше и быстрее интегрироваться в социум, учит их свободно мыслить и чётко формулировать собственное мнение, налаживать коммуникации с другими, задаёт крепкие морально-нравственные ориентиры для взвешенной оценки тех или иных событий. А ещё это живой канал связи с родителями, которые из публикаций узнают о том, в какой среде воспитываются и набираются знаний их дети. — Через стихи и рассказы, которые ребятишки публикуют в школьных газетах, хорошо видно, как формируется их внутренний мир, и всегда отрадно наблюдать переход от излишнего трагизма и даже депрессивности, часто свойственных на переломных этапах взросления, к более позитивному восприятию жизни, — комментирует Татьяна Канянина. — Это помогает вовремя обратить внимание на детей, требующих более тонкого подхода к воспитанию и особо бережного отношения. Я уже упомянула книжечки с произведениями учеников, которые мы стали выпускать на уроках информатики. Мы тогда изучали текстовые редакторы, и чтобы довольно сложная тема была максимально доходчивой, она подавалась в игровой форме. Стали играть в журналистику, распределяя между ребятами роли — корреспондента, фотографа, редактора и так далее. Но вскоре рамок урока нам показалось мало, началась уже внешкольная работа, вот тогда и родилась газета. А ведь мои газетчики учились ещё только в третьем и четвёртом классах. Конечно, с ребятами постарше результат получается ещё выше, потому что они подходят к делу осмысленно, проявляют самостоятельность, предлагают собственные творческие идеи.

Сфера для энтузиастов

В школах региона пока нет профильных классов журналистской направленности, но в отдельных учебных заведениях медиакурсы входят в программу уроков технологии, вобравших в себя ряд дисциплин, ранее относившихся к информатике. Подобные образовательные проекты подлежат лицензированию в НИРО, и из статистики института видно, что таких инициатив исходит пока мало. Впрочем, с недавнего времени на федеральном уровне школы обязали организовывать театральные студии, и, возможно, следом им будет вменена и обязанность создания собственных СМИ. Пока же это сфера деятельности энтузиастов. Зачастую пресс-центрами руководят учителя литературы, хотя на сегодняшний день в региональном сообществе школьных СМИ участвует немало педагогов и других дисциплин. Как тут не вспомнить про физиков и лириков, ставших в конце 1950-х крылатым выражением, благодаря стихотворению Бориса Слуцкого. В 2022 году в школах была введена должность советника директора по воспитанию, и теперь всё чаще они берут руководство над медиапроектами. Сообщество пользуется всесторонней поддержкой надёжных партнёров, среди которых Институт филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Союз журналистов области, федеральные, региональные и муниципальные структуры телерадиовещания, Нижегородский областной информационный центр, куда входит и «ЗН». — Главное наше достояние — это талантливые и увлечённые люди, которых нам удалось объединить в рамках сообщества, — продолжает Татьяна Канянина. — Возьмём, например, Борский лицей, где в школьных СМИ работает наш эксперт, входящий в Совет сообщества — Елена Владимировна Третьякова. Или Надежда Николаевна Самоделкина в нижегородском лицее № 8, успевшая внести в работу пресс-центра множество ярких идей. Стараниями энтузиастов происходит развитие, в школах наравне с традиционными внедряются и современные виды СМИ. Во многих учебных заведениях хорошо зарекомендовали себя электронные издания, новостные группы в соцсетях, где ребята публикуют снятые ими видеоролики, короткие информационные посты и фоторепортажи. Впрочем, печатные СМИ по-прежнему не теряют актуальности, экспериментируя с дизайном и формой подачи материалов. Особое место в сообществе занимают сельские школы, которые, по мнению Татьяны Ивановны, работают в этом направлении зачастую активнее своих городских коллег. По профессиональному уровню школьные СМИ из глубинки нисколько не уступают ни в плане оформления, ни по содержанию. Благодаря различным программам поддержки многие сельские школы сегодня получили прекрасную материально-техническую базу, позволяющую создавать и распространять практически любой информационный контент. Да и рассказать всему свету по секрету есть о чём. Постоянное участие сообщества в мероприятиях федерального масштаба способствует крепким партнёрским связям с другими регионами. Дружеские отношения поддерживаются со школьными СМИ Кировской, Ярославской, Ростовской, Ивановской, Калининградской и других областей.

Летописцы сообщества

С 2008 года, с первых дней существования, организационное сопровождение всех мероприятий сообщества (семинаров, мастерских, журналистских смен, конкурсов) осуществляется Советом, представителями которого являются руководители опорных пресс-центров Нижегородской области. Ежегодно расширяется география участников сообщества на региональном уровне (в 2022 году — это 98% муниципалитетов и городских округов), а также крепнут партнёрские связи со школьными СМИ других регионов. Дружеские отношения поддерживаются с Алтайской, Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Кировской, Ростовской, Чувашской, Ярославской областями, а также с Республикой Башкортостан и Удмуртской Республикой. — Общее руководство сообществом доверили мне с 2008 года, как имеющей практический опыт создания опорного пресс-центра в школе № 1 города Кулебаки, — вступает в разговор доцент кафедры информатики и информационных технологий НИРО Ирина Лескина. — Помню, готовила к выпуску ребят, которых вела с пятого класса, и тут возникла мысль создать свой пресс-центр, заручившись поддержкой редакции районной газеты «Кулебакский металлист». С того момента наши юные авторы стали летописцами своей школы. И сотрудничество с районкой там до сих пор продолжается в форме мастер-классов. Газета СОШ № 1 города Кулебаки называется «Школьный дом», и в прошлом году она принимала участие в региональном конкурсе школьных СМИ, который традиционно организует наш институт. В этот раз конкурс был посвящён Году педагога и наставника, и на суд жюри от школьных пресс-центров из 30 муниципалитетов области поступило 200 материалов, которые распределились по четырём номинациям — «Печатные СМИ», «Школьное телевидение», «Мобильная журналистика» и «Школьное радио». Кроме основной темы, отдельно оценивались работы, рассматривающие вопросы кибергигиены в детской и подростковой среде. — На протяжении 17 лет существования сообщества мы постоянно анализируем то, как впоследствии наши бывшие ученики смогли применить полученные журналистские навыки, — делится Ирина Николаевна. — Мало кто по окончании школы реализовал бы себя именно как журналист, но это и не является нашей главной целью. Навыки грамотной речи и умение работать с информацией, используя новейшие технологии, сегодня необходимы во многих перспективных отраслях. Мы видим, насколько это интересно и детям, и педагогам, поскольку количество пресс-центров, входящих в наше сообщество, ежегодно увеличивается. Внутри школьных объединений выстраивается преемственность поколений, складываются традиции. В связи с тем, что в процессе к нам присоединились техникумы и вузы, пришлось даже несколько изменить название сообщества, к школьным СМИ добавив ещё и молодёжные. Сегодня в информационном поле всё более массовым и заметным становится блогерство, ведение авторских колонок в интернете, поэтому в сообществе эта тенденция сейчас находится под пристальным вниманием наставников юных журналистов. Формирование и развитие медиа- и цифровой грамотности участников школьных и молодёжных прессцентров реализуется с опорой на опыт настоящих профессионалов: специалистов сферы образования, культуры и общественных организаций.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА и из архива сообщества.