Posted in Живопись
28.02.2024

СО ЗНАКОМ ПОЛЯ

Современные художники обращаются к природе

В Нижегородском художественном музее на площади Минина и Пожарского открылась выставка современного китайского художника Лу Линя «Другая сторона леса» (12+). Это не единственная интересная выставка, которая сейчас проходит в здании, где экспонируется искусство XX века. Если прогуляться по залам, можно увидеть, как по-разному природа отражается в творчестве современных художников.

На другой стороне

Выставка художника Лу Линя организована Нижегородским художественным музеем совместно с компанией по распространению культуры и искусства Yi Mi из города Тяньцзине Китайской Народной Республики. До этого картины художника показывали в Музее современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге и в Казани, где они были с интересом встречены публикой. После завершения выставки в Нижнем Новгороде выставка отправится в другие города. В музее Эрарта считают, что современная китайская культура сегодня интригует весь мир. Литература, музыка, кино — всё это вызывает широкий интерес. Лу Линь, молодой художник из Пекина, представляет авторскую версию современной китайской живописи, которая основана не только на традициях его страны, но и впитала опыт международного искусства. На выставке представлены около двадцати масштабных полотен художника — живописные пейзажи. Автор использует абстрактные формы, линии, яркие краски. В картинах помимо природы находят отражение духовные и социальные проблемы. Лу Линь родился в 1986 году в городе Цзинане в Китае. В 2009 году окончил Тяньцзиньский институт изобразительного искусства. В настоящее время живёт и работает в Пекине. Творчество художника вызывает интерес не только на родине: его работы экспонировались в музеях и галереях Пекина, Шанхая, Нанкина, Сингапура, Берлина, Потсдама и других городов. В 2012 году Лу Линь стал финалистом премии Джона Мура в области живописи. Как отмечают организаторы выставки, Лу Линь обладает собственным пониманием проблематики искусства и узнаваемым стилем. Работы художника подталкивают зрителей к размышлениям. — Основным мотивом творчества является лес, но есть другая сторона, — отмечает научный сотрудник НГХМ и куратор выставки Ольга Елкина. — Это образ человека, ушедшего в лес, и здесь мы можем представить себе одиночку, который проходит через определённые этапы своей жизни. Например, мы можем видеть небольшую фигуру на границе моря, пустыни. Перед нами некий переход в будущее, в другое событие, и что там — неизвестно. И этот мотив переносится из работы в работу. Лу Линь знакомит нас со своей философией, своим миром.

Вдохновили петроглифы

Там же, в здании Художественного музея, где экспонируется искусство XX века, сейчас продолжает действовать выставка другого современного художника — нижегородца Константина Пьянова «Живопись. Графика. Эстампаж» (0+), приуроченная к юбилею художника и 30-летию его выставочной деятельности. В музее сообщают, что выставка включает произведения разных лет — от первых работ автора середины 1990-х годов до произведений, выполненных в 2023 году. В экспозиции больше картин последних пяти лет, некоторые из них закончены буквально накануне выставки и впервые представлены зрителям. Много среди них пейзажей, на которых лес, поля, горы. Первый зал выставки обозначен названием «Знаки камня», здесь зрителей встречают петроглифы. Отмечается, что именно наскальная живопись сыграла большую роль в становлении Константина Пьянова как художника. Константин Пьянов родился в Горьком в 1973 году. В семь лет он переехал с родителями на полуостров Таймыр, а затем, будучи юношей, переехал в Минусинск на юге Красноярского края. В городе Абакане, в Хакасии, познакомился с сибирскими художниками, в том числе с Владимиром Капелько — путешественником, археологом, исследователем первобытного искусства Сибири, который первым создал технологию переноса наскальных рисунков на микалентную бумагу и таким образом помог сохранить изображения, созданные древними. Учитель Константина Пьянова Владимир Капелько стал родоначальником отдельного направления — сибирского неопримитивизма. Природа Крайнего Севера, участие в экспедициях, общение с художниками и археологами — всё это заложило основу художественного стиля Константина Пьянова.

Примитивный — не значит простой

В 1996 году Константин Пьянов вернулся в Нижний Новгород, окончил здесь Нижегородское художественное училище. Стал преподавателем художественной школы № 1, где работает по сей день. Ещё один зал на его выставке — «Знаки поля». Здесь представлена серия картин «Озимые», созданная в 2019 году. Организаторы отмечают, что эти работы могут создать впечатление отвлечённых экспериментов с композицией, как будто автор создаёт абстрактное квадратное пятно в сочетании с белым фоном, однако каждая работа из этой серии является натурной зарисовкой. Тут виден особый взгляд художника — он обобщает, превращает природный мотив в символ. На выставке сообщается, что сейчас Константин Пьянов живёт в Богородском округе. Целый ряд картин двух последних лет посвящён впечатлениям от этой местности, которая раньше называлась Берёзополье. — Константин Пьянов — яркий, очень самобытный художник, и дело даже не в технике, а в темпераменте — это масштабность, щедрость и свобода, — рассказывает куратор выставки, искусствовед Наталья Старикова. По её словам, творчество художника связано с понятиями «примитивизм» и «неопримитивизм», которые часто употребляются в негативной коннотации, хотя в искусствоведении нет этой негативной окраски — это, наоборот, возвращение к истокам искусства, упрощение формы, без потери глубины содержания. На выставке можно узнать, что примитивизм опирается на традиции искусства первобытных народов. В России же — на лубок, икону, восточные мотивы, народное творчество. Константин Пьянов отказывается от лишних деталей, использует намеренно простой локальный цвет, большое внимание уделяет ритму на картине. Всё это превращает любое изображение на его полотнах в символ или знак — камня, леса, поля, воды, города, человека. Побывав в музее, зритель увидит, как по-разному одни и те же явления — природа, пейзаж воспринимаются и отражаются в творчестве современных художников. Каждый из них находит свои средства выражения. Выставки картин этих двух художников будут работать в Нижегородском художественном музее до 10 марта.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.